В статье рассматриваются результаты мониторинга адаптивных резервов организма обучающихся 10-х профильных классов МБНОУ «Лицей № 4» в условиях профильного обучения, проведенного в 2009-2010, 2010-2011 и 2011-2012 учебных годах.
Ключевые слова: адаптация, кардиоритмограмма, мониторинг, профильное обучение.
Обучение старшеклассников в соответствии с профильной подготовкой ставит целый ряд новых сложных задач перед педагогами, родителями и обучающимися. Как показывает практика, эффективно учиться в образовательном учреждении могут только учащиеся, имеющие достаточные функциональные резервы. В противном случае, учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости.
В последнее время в старших классах вводится углубленное изучение отдельных учебных дисциплин. Это способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей образовательной ступени. Вместе с этим, углубленное изучение предметов характеризуется высоким уровнем трудности, большим объемом и быстрым темпом изучения учебного материала. В таких условиях отсутствие мотивации или способностей, плохое здоровье и ряд других факторов могут привести к напряжению механизмов адаптации. В итоге высокая физиологическая стоимость обучения значительно снижает эффективность получения знаний и навыков и крайне негативно влияет на здоровье.
Неоптимальные физические, умственные, психоэмоциональные нагрузки значительно снижают эффективность организма и особенно в школьном возрасте. Переход на профильное обучение, интенсификация учебного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма обучающихся и развитию напряжения адаптационных процессов..
Это в дальнейшем может неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья обучающихся и стать источником возникновения «школьных трудностей». В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков необходим индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности [3].
Следовательно, диагностика адаптивных возможностей организма является актуальной задачей в условиях образовательно-воспитательного процесса.
Подростковый возраст, являясь одним из критических этапов онтогенеза, характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными нейрогуморальными изменениями и специфическим психологическим содержанием этого периода. Особенности подросткового периода обусловливают повышенный риск развития адаптационных нарушений при неблагоприятных средовых воздействиях [4].
Многоуровневая функциональная система адаптации формируется при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, определяется соотношением двух целей адаптации – сохранности гомеостаза и выполнения задач деятельности. Таким образом, течение и конечный эффект адаптационного процесса определяется, наряду со спецификой адаптогенного фактора, величиной «психофизиологического потенциала индивида», в структуру которого входят характер, интеллект, энергетические и регуляторно-адаптационные возможности человека [5].
В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков, обучающихся в школе, необходим поиск индивидуально-типологического подхода к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности. Дифференцированное планирование мер профилактики и коррекция чрезмерного напряжения адаптационных механизмов существенно повышает их эффективность [1]. Одним из вариантов такого дифференцированного подхода может быть комплексное изучение вегетативных особенностей и их роли в изменении функционального состояния организма подростков в процессе обучения.
Диагностическое исследование адаптационных резервов организма обучающихся по программе «ORTO EXPERT» проводилось специалистами Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» на базе Муниципального бюджетного нетипового образовательного учреждений «Лицей № 4».
Количество продиагностированных в 2009-2010 учебном году – 84 обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 111 обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 83 обучающегося.
Диагностика проводилась по заявке образовательного учреждения.
Исследование адаптивных возможностей организма проводилось на основании оценки степени напряжения регуляторных систем организма в соответствии с подходом Р.М. Баевского автоматизированной кардиоритмографической программы «ORTO EXPERT» [2].
Сердечный ритм и процесс управления вегетативной нервной и гуморальной системами являются важным звеном в адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды, что дает возможность использовать характеристики сердечного ритма для оценки функционального организма в целом. Средняя частота сердечных сокращений отражает конечный результат многочисленных регуляторных влияний на аппарат кровообращения, характеризует сложившийся в процессе адаптации гомеостаз. Информация о том, как сложился этот гомеостаз, какая «цена» адаптации, содержится в структуре сердечного ритма, его вариабельности.
На основании совокупности заключений об активности высшей нервной системы в покое и ортостазе, состоянии систем регуляции сердечного ритма, характере переходного процесса экспертной системой строится заключение о типах адаптации организма. Это заключение типизируется в три основные группы адаптации (функциональное состояние организма):
- Удовлетворительная адаптация (1 группа);
- Напряжение систем адаптации (2 группа);
- Неудовлетворительная адаптация (срыв адаптации, 3 группа).
Результаты кардиоритмографического исследования (диаграмма 1) позволяют сделать вывод, что число обучающихся с удовлетворительной адаптацией в 2009-2010 учебном году и в 2010-2011 учебном году составляет 26,1% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 26,5% респондентов. Системы организма работают оптимально, возможности организма имеют нормативные характеристики по состоянию здоровья.
Напряжение механизмов адаптации в 2009-2010 учебном году наблюдается у 58,8% обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 60,0% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 57,8% обучающихся.
Это свидетельствует о переходном моменте между удовлетворительным и неудовлетворительным состоянием организма. Причины могут быть различны, но в основном это незначительное физическое или психологическое утомление, связанное с учебным процессом, которое можно привести в норму путем рационального режима дня, сбалансированного питания, прогулок на свежем воздухе, оптимизации режима учебы и отдыха. Кроме этого, психофизиологические резервы организма старшеклассников затрачивались на адаптацию к новым условиям обучения в связи с переходом в новое для них образовательное учреждение – МНОУ «Лицей №4». Организм подростков мог не полностью адаптироваться к перемене места учебы из другого образовательного учреждения в лицей.
Число обучающихся со срывом адаптации в 2009-2010 учебном году составляет 15,4% обучающихся, в 2010-2011 учебном году – 13,9% обучающихся, в 2011-2012 учебном году – 15,7% обучающихся.
Данной категории обучающихся тяжело дается учебная нагрузка, резервы организма снижены, системы организма работают со значительным напряжением. Организм находится в состоянии стресса. Причиной могут быть физические и эмоциональные перегрузки, нездоровый образ жизни и наличие вредных привычек. Если такое состояние появилось в результате физических нагрузок или умственных нагрузок, то это значит, что организм платит высокую «цену» за нагрузки.
Диаграмма 1
Результаты диагностики позволяют сделать вывод, что обучающимся, поступившим в лицей из разных образовательных учреждений, тяжело адаптироваться к перемене места учебы, профильному образовательному процессу, у обучающихся часто возникают неблагоприятные межличностные отношения среди обучающихся. Перечисленные причины влияют на процессы адаптации. Социально-психологическое приспособление происходит при значительных психофизических затратах организма, часто сопровождается повышенной тревожностью и эмоциональной нестабильностью.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки дифференцированного подхода к обучению обучающихся профильных классов. Однако следует отметить, что диагностика адаптационных возможностей обучающихся имеет определенные сложности и ограничения. Это связано со спецификой формирования процессов анатомо-морфологических особенностей организма обучающихся старшего школьного возраста. Функциональное состояние адаптационных процессов личности обучающихся старших классов в переходный возрастной период находится в стадии формирования и динамических изменений, индивидуально-типологические особенности могут проявляться не в полной мере. Таким образом, совершенствование методик и процедуры диагностических исследований адаптационных возможностей и резервов организма старшеклассников в условиях перехода и обучения в соответствии с профилем представляется достаточно перспективной задачей в целях совершенствования образовательно-воспитательного процесса.
Литература:
Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам. Физиология человека, т.24, №5, 1998.
Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Метод. рекомендации. М., 2002. С. 10-15.
Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO EXPERT, как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. Кемерово, 2003. С. 3-19.
Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Томск. 1998. – 18.