Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щенникова, С. В. Роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса / С. В. Щенникова, Н. Ю. Киселева, Л. С. Тугарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13885/ (дата обращения: 16.12.2024).

В статье раскрывается роль информационных технологий в социализации детей с особыми образовательными потребностями. Представлены основные технологии работы ГБУ «РЦДПОВ» г. Арзамаса по обучению детей компьютерной грамотности.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, курсы компьютерной грамотности, безопасный интернет, коррекционно-образовательный процесс, интернет-пространство.

Abstract. In article the role of information technologies in socialization of children with special educational needs reveals. The main technologies of work of State Budgetary Institution RTsDPOV of Arzamas on training of children of computer literacy are presented.

Keywords:children with special educational needs, computer courses, the safe Internet, correctional and educational process, Internet space.

 

В настоящее время социальная работа и психолого-педагогическая помощь детям с особыми образовательными возможностями относится к одной из важнейших проблем в системе реабилитации. Эта категория детей относится к наиболее уязвимым категориям  и требует  поддержки различных социальных структур. Детская инвалидность является ведущим показателем, характеризующим состояние здоровья детского населения наряду с заболеваемостью и смертностью. Долгое время в нашей стране для детей с ОВЗ единственно возможным было получить образование в общеобразовательной (специальной) школе. Благодаря использованию специальных методов и приемов в обучении этих детей, адекватных их возможностям, а также работе с ними учителей-дефектологов, щадящему режиму в образовательном учреждении они могли получить цензовое образование, кроме детей с умственной отсталостью, и дальше его продолжить [1, с. 25].      

В современной науке существует множество различных подходов к изучению проблем социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Но, несмотря на интерес ученых к этой проблеме, существует ряд причин, по которым сложно найти оптимальное ее решение, в частности, это проблема неосведомленности людей в этом вопросе, а в первую очередь сверстников, неготовность педагогов к работе с такими детьми, социально-экономические проблемы родителей. В обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, повсеместно используются новые средства микропроцессорной техники – персональные компьютеры (ПК).

С появлением специальных или адаптированных компьютеров сформировались условия для комплексного преобразования среды жизнедеятельности и изучения, что позволяет улучшить работу по преодолению вторичных отклонений, компенсации затрудненных или неразвитых при данном нарушении функций и удовлетворения специальных образовательных потребностей обучающихся. Благодаря этому становится реальным выполнение требований персонального и дифференцированного подходов в обучении, оказания детям дозированной поддержки. Уже с дошкольного возраста компьютер сможет выступать для обучаемых как репетитор, как важное средство активизации и удержания внимания (в том числе непроизвольного), как ассистент и консультант в ходе познавательного процесса, как помощник в соблюдении стандартов и восполнении пробелов в знаниях, как наглядно-действенная опора в развитии психических процессов.

Внедрение ПК позволяет развивать и корригировать функции нарушенного визуального гнозиса, снижать зависимость ребенка от личной моторной неловкости или недостаточности, медленного темпа работы, воссоздавать речевой контакт с неговорящим ребенком (синтезирование на компьютере звучащих фраз и выражений), моделировать пребывание, участие, познавательную деятельность ребенка в обстановках, которые недоступны ему вследствии его физических ограничений (к примеру, для ребенка с опорно-двигательными нарушениями бег по лесу, по улице, игра в «прятки») или специфики изучаемых объектов (например, их недоступности для непосредственного восприятия). Компьютер может быть специализированным «ящиком с приборами», средством реализации детской потребности в экспериментировании и обеспечения содержательного досуга ребенка.

Одним из центров, занимающихся реабилитацией детей с особыми образовательными возможностями, является «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» города Арзамаса. Учреждение оказывает психолого-социальную, социально-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам, которые имеют отклонения в умственном и физическом развитии. С 2010 года в центре проводятся занятия, обучающие детей с особыми образовательными потребностями компьютерной грамотности. Занятия посещают дети разных возрастов, некоторые из них приходят с родителями. Работа ведется как групповая,  так и индивидуальная. На занятиях дети изучают устройство компьютера, основы работы на компьютере, основы работы в сети интернет. Дети не стесняются задавать вопросы, пытаются делиться усвоенными знаниями друг с другом. Они быстро учатся рисовать в простейшем графическом редакторе, некоторым очень нравиться набирать тексты. Кроме того, занятия проводятся в программной среде «Перволого». Это интегрированная творческая среда на базе компьютерного языка, рассчитанная на детей младшего школьного и дошкольного возрастов. Минимум надписей на экране, наличие яркого меню, красочных картинок и подсказок позволяют детям быстрее освоить компьютерную грамотность.  Данная программа позволяет детям освоить основные компьютерные команды такие как «копировать», «вставить», они представлены в программе в виде наглядных картинок, что позволяет даже детям не умеющим читать без труда их запомнить. Для детей более старшего возраста занятия проводятся по программе «Логомиры». Это программное обеспечение позволяет детям создавать и реализовывать более сложные проекты по различным темам и направлениям – от простейших рисунков и презентационных роликов до комплексных моделей физических и биологических процессов. Используемые компьютерные программы предназначены для коррекционного обучения детей. Они в первую очередь учитывают особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. На данном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, которые были бы компетентны в области применения компьютерно-опосредованных технологий изучения и обучения детей с различными нарушениями в развитии. 

С 2013 года в рамках проекта «Безопасный интернет» дети, посещающие «РЦДПОВ» г. Арзамаса, обучаются правилам пользования сетью интернет. Главной задачей этого проекта является обеспечение безопасности пребывания детей во всемирной сети, а так же снижение риска негативного влияния на физическое, психологическое и духовно-нравственное здоровье детей. В этих целях специалистами центра совместно с детьми была проведена большая исследовательская работа, после чего были разработаны простые рекомендации для детей и их родителей. Под руководством специалистов центра дети учатся искать в Интернете необходимую для учебы и саморазвития информацию, моделируют грамотное поведение при выходе в Интернет-пространство, изучают Интернет-этикет.

Одной из существенных целей внедрения программ в коррекционно-образовательный процесс является ориентация на более полное использование тех физических способностей, которые имеются у детей. Это относится к устройствам ввода и вывода данных, рассчитанным на мобилизацию сохранных анализаторов или предусматривающим ограничение сенсомоторных возможностей пользователя. Чтобы достичь желаемого результата разрабатываются и создаются специализированные модификации программ, позволяющие детям с отклонениями в развитии, и особенно с тяжелыми нарушениями и ограничениями, работать на них в режиме, отличающемся от обычного.

Персональный компьютер снабжен специальными программами и выносными сенсорными контактами, которые имитируют нажатие клавиши и  реагируют на любое, доступное ребенку движение. Замыкание контактов может происходить при помощи поворота головы, движения глаз, подбородка, локтя, колена, при сжатии челюстей (например, программы PUZI и PICTOP). Существует возможность ввода информации посредством речи или же просто прикосновения к экрану монитора (благодаря наличию специальной сенсорной трубки). В обучении слепых применяются компьютеры, оборудованные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или же цифровым обозначением услышать, какая клавиша задействована, и в случае ошибки внести надлежащие корректировки; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля. Эти и другие программы расширяют возможности обучения людей с нарушениями зрения, слуха, а также с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложными комбинированными дефектами.

Для детей с комбинированными нарушениями информационные технологии и сеть интернет зачастую являются одними из немногих средств, с помощью которых им становятся доступны общение и взаимодействие с окружающим миром. Использование информационных технологий в образовании свидетельствует об оказании позитивного воздействия на развитие психических функций ребенка с ограниченными возможностями и на развитие его личности в целом. Применение рассматриваемых технологий в учебном процессе способствует формированию у детей и подростков с ограниченными возможностями: умения направлять и удерживать внимание; тренирует память, способствует развитию понятийного мышления, фантазии и креативных способностей; а также приучает детей к самостоятельному выбору и принятию решений, помогает в создании  положительной мотивации к обучению, пробуждает чувство уверенности и самостоятельности, активизирует общение. Кроме того компьютерные средства используются для успешного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранным языкам, в том числе и языку жестовой речи.

Благодаря компьютерным технологиям появилась возможность совершать пошаговый контроль и оптимизацию процесса формирования и развития умений, что обеспечивает индивидуальный подход к выбору образовательного маршрута для каждого учащегося. Он необходим для  дозирования и последовательности предъявления учебного материала, его соответствия дидактической программе и познавательным особенностям ученика, выбора правильно поставленных задача, форм и методов проверки усвоения и закрепления учебного материала.

Следует выделить специальные возможности компьютерной техники в реализации педагогического контроля за деятельностью обучаемых – компьютер дает объективный и полный анализ умений и навыков, целостных компетенций, диагностирует особенности разных шагов их формирования, возникающих у учеников проблем и затруднений, помогает совершенствованию у учащихся навыков самоконтроля. Компьютер очень эффективен во время выполнения психологического, педагогического и лингвистического тестирования учащихся в начале обучения, в процессе его и на завершающих этапах с целью планирования оптимального варианта организации учебно-воспитательного процесса, управления им и комплектования учебных групп. Существенным достоинством ПК является обеспечение детей с особыми образовательными потребностями разнообразными познавательными и развивающими играми, возможностями локального общения, доступа в Интернет, что не только создает для них интересные формы досуга, но и содействует их развитию.

Таким образом, вносится существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики, а именно: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах.

В соответствии с потребностями и предпочтениями самых разных пользователей специальные возможности новых компьютерных технологий позволяют давать доступ к продуктам и службам всем, кто в этом нуждается. Поддержка специализированных возможностей дает ученикам с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на персональном компьютере. Увеличение уровня удобства и защищенности делает обучение ребенка наиболее успешным. Следовательно, использование этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

 

Литература:

1.                  Юденкова, И.В., Щенникова, С.В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – №2 (39). – С. 25-27.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, компьютерная грамотность, компьютер, обучение детей, развитие, дошкольный возраст, коррекционно-образовательный процесс, персональный компьютер, социальная работа.


Ключевые слова

Интернет-пространство, дети с особыми образовательными потребностями, курсы компьютерной грамотности, безопасный интернет, коррекционно-образовательный процесс

Похожие статьи

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области

Статья посвящена вопросам реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Авторы разработали модель реализации ФОП. Поднимаются вопросы управленческой деятельнос...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции)

Статья посвящена дистанционным образовательным технологиям в дошкольном образовании и изучению путей решения проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и воспитанников в период самоизоляции. В данной статье мы хотим поделиться опытом работы, которая прово...

Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога

В статье рассмотрены формы работы с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и про-фессионального стандарта педагога. Подробно рассказано о разработке и реализации проекта «Использовани...

Похожие статьи

Формирование эффективной системы взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с использованием информационных инструментов

В данной статье проведен анализ инновационных форм и способов взаимодействия педагогов, с родителями обучающихся с особыми образовательными потребностями, с использованием информационных интерактивных технологий, анализ популярных способов для органи...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области

Статья посвящена вопросам реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Авторы разработали модель реализации ФОП. Поднимаются вопросы управленческой деятельнос...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»

В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании (опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада и воспитанников в период самоизоляции)

Статья посвящена дистанционным образовательным технологиям в дошкольном образовании и изучению путей решения проблемы взаимодействия педагогов ДОУ и воспитанников в период самоизоляции. В данной статье мы хотим поделиться опытом работы, которая прово...

Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога

В статье рассмотрены формы работы с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и про-фессионального стандарта педагога. Подробно рассказано о разработке и реализации проекта «Использовани...

Задать вопрос