В статье представлен конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы.
Ключевые слова: интеллект-карта, Архангельск, климат, достопримечательность.
Цель: расширить представление детей о нашей Родине — России.
Задачи:
− систематизация представлений детей об особенностях Архангельской области посредством составления интеллект-карты;
− развивать навыки составления интеллект-карты;
− способствовать развитию умения отображать слова знаками-символами;
− закрепить знания о цифрах;
− активизация словаря: климат, достопримечательность, космодром, песец, росомаха;
− воспитывать умение работать сообща, договариваться друг с другом;
− стимулировать интерес к изучению родной страны.
Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Планируемые результаты :
− закреплены знания детей об особенностях Архангельской области;
− дети умеют составлять интеллект-карты;
− активизирована речь словами: климат, достопримечательность, космодром, песец, росомаха;
− дети с удовольствием работают сообща, умеют договариваться.
Материалы и оборудование : проектор, ватман, фломастеры, маркеры, заготовки для создания интеллект-карты, клей-карандаш, карточки с цифрами, конверт для письма.
Предварительная работа: участие в посткроссинге (написание и получение писем от детей из детского сада в Архангельске и других городов), знакомство детей с интеллект-картой, проведение мероприятий в рамках совместной деятельности «Моя страна — Россия», направленных на расширение представлений о России (по плану).
Ход совместной деятельности:
Воспитатель : ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Давайте со всеми поздороваемся и поприветствуем всех так, как мы умеем (дети становятся в круг и передают друг другу игрушку-улыбку: «Я дарю тебе (называют прилагательное) улыбку». Поздороваемся и с гостями: «Какую улыбку им подарим?» (ответы детей)
Раздается звук скайпа. Звонит американец из Калифорнии и начинает говорить на английском языке.
Воспитатель : Ребята, на каком языке говорил этот человек? ( ответы детей ). Кто-нибудь знает английский язык? (ответы детей)
Воспитатель: Я могу вам, ребята, перевести то, что он сказал. На самом деле этого человека зовут Джон, он живет в далекой стране — Америке, а именно в Калифорнии, там, где круглый год тепло. Джон говорит, что он бы хотел посетить Россию. Поэтому спрашивает у нас совета, куда бы ему отправиться, ведь страна-то у нас большая! Ребята, какие города, какие достопримечательности вы посоветуете Джону посетить? (о тветы детей)
Воспитатель : Ребята, обратите внимание, Джон живет в Калифорнии, где круглый год стоит жаркая погода. Может ему предложить съездить туда, где климат совершенно отличается от привычной ему жары? ( ответы детей ). Помните, нам прислали письмо дети из Архангельска? Где он находится? ( на Севере, там, где всегда холодно) Может расскажем Джону об Архангельской области? (о тветы детей)
Воспитатель : Как же мы расскажем ему об этом, если мы не знаем английского языка? (ответы детей) Правильно, с помощью умной карты! Для этого давайте разделимся на команды.
Воспитательпредлагает детям вытащить карточку с изображением определенной цифры и соответственно этой карточке дети ищут свой стол, садятся за него.
Воспитатель : ребята, что нам понадобится для создания «умной» карты? (ответы детей) Что мы помещаем в центр карты? (ответы детей) О каких особенностях Архангельской области мы можем рассказать Джону? (ответы детей) О климате (воспитатель проводит карандашом первую линию) , о животных, обитающих там (воспитатель проводит вторую линию), о природе (воспитатель проводит третью линию) , о достопримечательностях (воспитатель проводит четвертую линию).
Воспитатель обращается к первой из команд : о чем вы будете собирать информацию: о погоде, животных, достопримечательностях или природе ? (каждая из команд выбирает одну из категорий).
Воспитатель : ребята, сейчас мы будем работать в командах. Какие существуют правила работы в команде? (ответы детей) Молодцы! Не забываем о том, как мы сидим за столом: ровно, не качаемся на стульях.
Чтобы помочь вам составить умную карту, я раздам каждой команде картинки, связанные с Архангельской областью и картинки, которые не имеют к ней никакого отношения. Внимательно посмотрите на них, посовещайтесь друг с другом и определите, какие картинки подходят к Архангельской области, а какие нет. Одной из команд будет особенно тяжело: им достанутся также пустые стикеры, на которых вы самостоятельно изобразите символы, связанные с Архангельской областью. Как только вы будете готовы, поднимите руку и я вам раздам клей.
(Дети выполняют задание, наклеивают поочередно командами изображения на карту, постепенно заполняя ее, воспитатель во время обсуждения проводит линии-связи).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте немного разомнемся (воспитатель включает физминутку на проекторе).
Воспитатель : ребята, посмотрите, как мы много знаем об Архангельской области. Как думаете, Джон поймет все, что мы хотели ему рассказать? (ответы детей)
Воспитатель : ребята, наша карта готова. Как же ее отправить Джону? (ответы детей) Я ее сфотографирую и вышлю в скайпе (по электронной почте). Нам останется подождать от него ответа, может он захочет и про другие интересные уголки России узнать, мы ему еще умные карты сделаем, правда?
Воспитатель вместе с детьми прощается с гостями и уходят.