Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 20.06.2022

Статья просмотрена: 1585 раз

Библиографическое описание:

Глебова, С. Е. Инклюзивные экскурсии как технология социальной реабилитации детей-инвалидов / С. Е. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 527-529. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93306/ (дата обращения: 19.10.2024).



Детская инвалидность, являясь острой проблемой современности, имеет большое социальное, нравственное и экономическое значение для общества . По данным Федеральной службы государственной статистики, на момент 1 апреля 2022 года количество детей-инвалидов в России составило 735 508 человек, тогда как в 2020 и 2021 годах их количество в нашей стране равнялось соответственно 703 969 и 728 988 человек [6].

В нашей стране большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помещают в специализированные учреждения, что резко ограничивает их межличностное взаимодействие со здоровыми детьми и в результате приводит к снижению уровня развития и образования, малой социокультурной мобильности, низкой конкурентоспособности при выборе профессии и, как следствие, слабой востребованности в обществе. В этой связи особую актуальность сегодня приобретает проблема положения детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Одним из основных вопросов, составляющих проблемное поле включения детей с ОВЗ в общество, является проблема семейных отношений детей-инвалидов и недостаточная поддержка семей, в которых они проживают.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это одна из самых незащищенных групп нашего общества [3]. Острой проблемой семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, является зачастую низкий уровень и качество их жизни. Рождение ребёнка с инвалидностью сокращает возможности членов семьи для заработка, досуга и отдыха, социальной активности. Семья оказывается незащищенной перед многими проблемами: недостаток знаний и навыков по уходу за ребенком-инвалидом, правовая неграмотность, психологический надлом, а также усталость из-за постоянных стрессовых условий [4]. В этой связи поддержка семей с детьми-инвалидами является актуальной проблемой, ведь от этого зависит то, каким будет наше общество в будущем.

Рассматривая сферу досуга и отдыха, отметим, что семьи с детьми инвалидами испытывают большие трудности в поездках, экскурсиях и путешествиях. Между тем именно семейный отдых, путешествия представляют собой один из лучших способов социальной реабилитации ребенка с инвалидностью.

Туристическая поездка для детей-инвалидов провоцирует контрастные перемены в повседневной жизни, значение которых для семей с детьми с ОВЗ нельзя переоценить. Поездки в медицинские учреждения, к родственникам не выходят за пределы ежедневных процессов жизни семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Необходима совершенно иная среда, большой объем новой, не связанной с обычной жизнью информации, появление в жизни и быту незнакомых людей, другой уровень общения.

Необходимо заметить, что наблюдается рост важности инклюзивного направления во всестороннем развитии общества, и в дальнейшем это может привести к тому, что инклюзивные экскурсии станут особенным элементом в проведении социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [5].

Широко известно, что дети-инвалиды повсеместно сталкиваются с различными социальными проблемами, будь то трудности в межличностном общении, социальной адаптации, образовании, или отношениях в семье — все это может снизить их круг межличностного взаимодействия и стать причиной малой социокультурной мобильности.

В ходе организации экскурсий для детей с инвалидностью можно столкнуться с некоторыми видами барьеров: внутренними, внешними и барьерами в общении. Уровень физических, психологических и познавательных функций ребенка может стать причиной появления внутренних барьеров. На барьеры окружающей среды влияют отношение общества к людям с инвалидностью, экологические условия места, где живет человек, доступность транспорта, а также правила и инструкции, принятые в социуме. Барьеры же в общении возникают вследствие взаимоотношений между людьми и социальной средой.

В связи с этим, анализируя потенциал развития личности ребенка с инвалидностью, можно высказать мнение о том, что инклюзивные экскурсии содействует познанию культуры и истории народов и стран, способствуя тем самым расширению кругозора и развитию духовного мира ребенка [2]. Помимо этого, данный вид социальной реабилитации оказывает еще и интеллектуально-воспитательное воздействие на детей.

Благодаря инклюзивным экскурсиям дети с ограниченными возможностями здоровья вырабатывают навыки самостоятельности и взаимодействия с миром. Общаясь между собой, дети-инвалиды и обычные дети учатся уважительно и толерантно воспринимать друг друга. Это, в свою очередь определяет суть социальной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ:

– Помощь и поддержка в преодолении внутренних преград;

– Содействие во взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом;

– Интеграция детей с инвалидностью в сферу туризма [2]

Инклюзивный туризм, используя воздействие природных факторов и психофизической деятельности, способствует компенсации и коррекции потенциала ребенка, нарушенного в процессе болезни.

Путешествие в комфортных условиях приведет к психологическому расслаблению, из-за отсутствия факторов городской среды, напряженности повседневного режима. Не менее важны и компенсаторные функции туризма, которые обеспечивают специальные нужды людей с ограничениями. В ситуациях, выходящих за рамки повседневных, активизируются незадействованные в обычной жизни нейронные связи, что способствует восстановлению утраченных и возникновению новых функций личности. Этот эффект очень важен для детей с ОВЗ и практически недостижим в иной обстановке.

Экскурсия, туристическая поездка для семьи с ребенком-инвалидом является не просто отдыхом, а важнейшим реабилитационным фактором в силу своих преимуществ. Среди преимуществ путешествий как способа реабилитации ребенка-инвалида можно выделить: 1) ребенок получает возможность увидеть и познавать мир, расширить свой кругозор, изучить культуру народов, населяющих его родной край; 2) ребенок с ОВЗ развивает навыки межличностного общения, так как в процессе поездки он может общаться с разными людьми, в особенности со своими сверстниками (как обычными детьми, так и детьми с инвалидностью) [1]; 3) путешествия, в особенности поездки на природу, благоприятно влияют на состояние здоровья ребенка.

Дети с инвалидностью — это такие же обычные дети, которые нуждаются в ярких эмоциях и впечатлениях, новых знаниях и опыте, в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Инклюзивные экскурсии помогут сменить обстановку, что зачастую очень важно для детей с ОВЗ, которые в большинстве случаев большую часть времени проводят дома или в медицинских учреждениях. Также туристическая активность поможет наладить коммуникативные навыки, и будет содействовать расширению кругозора, путем посещения музеев, памятников культуры и природы, выставок, храмов. Всё это создаст хороший фундамент для формирования позитивного личного жизненного опыта ребенка.

В ходе интеграции в культурную среду посредством проведения инклюзивных экскурсий, дети-инвалиды будут лишены своего статуса исключительности, так как будут находиться среди равных по правам. Ребенок начинает понимать уровень своих возможностей, развивает в себе терпимое отношение к своему состоянию, что окажет влияние на его самооценку, и в дальнейшем поможет повысить готовность к преодолению трудностей. В результате такой социальной интеграции дети с ограниченными возможностями здоровья перестанут играть роль опекаемых объектов и обретут статус субъектов, ведущих активную жизнедеятельность.

Туризм несет в себе большой гуманитарный потенциал. Для человека, а в особенности ребенка, всегда очень важно увидеть своими глазами, услышать, потрогать, попробовать все самому. Часто для ребенка-инвалида туристическая поездка — единственное окно полноценного общения и сотрудничества с окружающим миром, Первым этапом становится переживание эмоции совместно с другими людьми.

Вместе с тем выездные экскурсии подразумевают успешную реализацию проекта «Доступная среда» в туристических местах, что является необходимым условием для осуществления подобных поездок. Необходимо создать оборудованную среду, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли практически беспрепятственно передвигаться по той территории, где проводится экскурсия.

Таким образом, выездные экскурсии и в целом туризм могут стать эффективной технологией социальной реабилитации детей-инвалидов, поскольку благотворно влияют на физическое и социально-психологическое состояние организма детей и развивают их социальные навыки. Все это способствует существенному улучшению взаимоотношений в семье, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, напрямую воздействует на успешность реабилитации ребенка-инвалида.

Литература:

  1. Аглямова Г. И., Рахматуллина З. Б. Обучение и коммуникации с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2020. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44506829
  2. Марахова Е. Ю., Краснощеченко И. П. Инклюзивный региональный туризм как социальный институт приобщения инвалидов и детей с ОВЗ к истории и культуре России // Казанский вестник молодых учёных. — 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnyy-regionalnyy-turizm-kak-sotsialnyy-institut-priobscheniya-invalidov-i-detey-s-ovz-k-istorii-i-kulture-rossii
  3. Низова Л. М., Данилова М. И. Социальная реабилитация и интеграция детей-инвалидов в общество [Электронный ресурс] // Народонаселение, 2016. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-reabilitatsiya-i-integratsiya-detey-invalidov-v-obschestvo
  4. Рахматуллина З. Б., Нуриев Р. Р. Семья и государственная семейная политика / Взаимодействие семьи с другими социальными институтами как возможность преодоления социокультурных угроз в России. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Саранск, 2020. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43161708
  5. Семченко И. В., Нежельченко Е. В., Ясенок С. Н., Болтенко Ю. А. Формирование современного взгляда на развитие инклюзивности в туризме // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса, 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovremennogo-vzglyada-na-razvitie-inklyuzivnosti-v-turizme
  6. Численность детей-инвалидов по полу в разрезе субъектов РФ [Электронный ресурс]. Федеральная государственная информационная система Федеральный реестр инвалидов. — URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei/chislennost-detei-po-polu
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, ребенок, инвалидность, социальная реабилитация, туристическая поездка, экскурсия, адаптация детей, малая социокультурная мобильность, межличностное взаимодействие, межличностное общение.


Похожие статьи

Использование инновационной технологии «тренировочная квартира» в социальной реабилитации детей-инвалидов

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Социальное партнерство как базовый принцип социального сопровождения одаренных детей

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Похожие статьи

Использование инновационной технологии «тренировочная квартира» в социальной реабилитации детей-инвалидов

Виртуальные экскурсии как одно из средств формирования ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Социальное партнерство как базовый принцип социального сопровождения одаренных детей

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Задать вопрос