В статье рассмотрена краткая история появления и развития интернет-издания Mash, его регионального подразделения Mash Siberia, а также рассматривается структура обеих веток данного интернет-СМИ; особенности контента, отличительные черты в сравнении с государственными СМИ.
Ключевые слова : контент, интернет-издание, Mash, Telegram, журналистика, медиа, новостной сюжет, СМИ.
Изучаемое в рамках настоящего исследования издание Mash — новостное интернет-издание с широкой географической региональной разветвлённостью и дифференциацией контента для лучшего сегментирования аудитории.
В тематике издания главное место занимают наиболее актуальные новости России и мира, вооруженные конфликты, протесты в различных странах и их причины, новости региональной повестки.
Интернет-издание Mash было основано 6 апреля 2017 года. Основатель — бывший заместитель главного редактора Life Никита Могутин. Согласно данным «Медиалогии», канал становился лидером по показателю цитируемости в рейтинге Telegram-каналов в России в 2017 и 2020 гг.
Достижение таких результатов эксплицирует высокую значимость издания для российского медиарынка и подтверждает актуальность его изучения.
Издание специализируется на оперативном информировании аудитории о последних и наиболее актуальных новостях в России и мире.
При этом Mash достаточно очевидно ориентирован на молодую аудиторию. Это подтверждает характер информационного стиля издания.
Так, помимо достаточно легкого и простого языка, большинство контента сопровождается комментариями журналистов, выполненными в молодежном стиля с использованием соответствующей лексики, облегченным синтаксисом и пунктуацией, эмоджи и смайлами (рис. 1).
Рис. 1. Скриншот из Telegram-канала Mash Siberia
Другой особенностью издания, также связанной с ориентацией на молодую аудиторию, является глубокая интеграция в социальные сети: Telegram, «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, Viber, «ТамТам». Основной «базой» издания, является именно Telegram, поскольку впервые Mash начал публиковать новостные статьи и заметки именно там.
По состоянию на декабрь 2017 года аудитория Telegram-канала издания насчитывала порядка 115 тысяч подписчиков. Однако в этом же месяце издание достигло финансовых показателей самоокупаемости.
Учитывая связь основателя и команды издания с Life, выглядит неудивительным, что на начальном этапе работы большинство новостных материалов ссылались именно на Life. Вместе с тем уже с сентября 2017 года, когда Mash был основан, контент канала активно распространяется и другими СМИ.
Пиков популярности Telegram-канал Mash достигал в 2017, 2019 и 2020 гг. Тогда, по данным «Медиалогии», оно становилось лидером по цитированию среди всей сетки российских Telegram-каналов, а 7 декабря 2019 году ему был вручен приз «Информационный telegram-канал года». С развитием рынка Telegram-каналов и ростом их популярности у российской и зарубежной аудитории происходит дальнейшее увеличение популярности канала Mash.
Одним из судьбоносных моментов в развитии Telegram-канала Mash стала публикация с опровержением расследования, признанного экстремистской организацией и запрещенной в России «ФБК». Тогда свой пост покинул заместитель главного редактора Телеграм-канала Сергей Титов.
В 2022 году издание активно освещало январские протесты в Казахстане, а также специальную военную операцию, проводимую Вооруженными Силами Российской Федерации на территории Украины. Помимо этого, региональные издания уделяют повышенное внимание повестке субъектов Российской Федерации и населенных пунктов в их составе.
Применительно к актуальному состоянию издания особенно значимым представляется упомянуть такую характерную черту, как географическая дифференциация.
С 2020 года Mash активно начал развивать региональную сетку собственных Telegram-каналов.
Среди охваченных регионов:
– Санкт-Петербург (Mash на Мойке)
– Республика Татарстан;
– Урал;
– Республика Крым;
– Кубань;
– Башкортостан;
– Калининград;
– Нижегородская область;
– Ростов-на-Дону;
– Владикавказ;
– Иркутск;
– Хабаровск;
– Красноярск.
В главном Телеграм-канале Mash продолжили публиковаться новости Москвы, Московской области, а также информация о событиях всероссийского или международного значения.
24 февраля 2021 года был также открыт Сибирский региональный Телеграм-канал Mash Siberia.
Помимо того, что в данных каналах уделяется внимание региональной повестке, важным представляется также упомянуть и другое отличие, косвенно связанное с географической принадлежностью: тематика.
Так, в калининградской ветке уделяется внимание судостроению, связям с Европой, местным предприятиям и производством. Для крымской ветки характерны рекреационная и сельскохозяйственная тематики и т. д.
Приступим к рассмотрению контента указанного Telegram-канала и сравним его с главной веткой Mash и государственными СМИ. Для этого обратимся к публикациям. Анализ Telegram-канала показал, что в среднем в сутки здесь публикуется 3–5 новостей, касающихся региональных событий.
Что касается типов контента, то стоит выделить следующие:
– Видео происшествий, обращений, сюжетов;
– Фото с места событий, героев публикаций, документов, скрин-шоты;
– Текстовый — текст сопровождает каждое сообщение.
Аудитория Telegram-канала Mash Siberia на 15 июня 2022 года составляет 41 710 подписчиков.
При этом средние значения просмотров сообщений составляют 5000–16000.
В то же время ряд материалов просмотрело более полумиллиона человек (рис. 2). Данная аналитика может быть использована для планирования тематики и контента, что, однако, не входит в число рассматриваемых в рамках исследования задач.
Рис. 2 скриншот из Telegram-канала Mash Siberia
В Telegram-канала публикуются короткие новостные сюжеты о происшествиях, событиях и жизни региона. Основные сюжеты: страшные и смешные, комичные происшествия; административные и уголовные нарушения; события, влияющие на жизнь города и области и индивидуально-значимые. Также размещаются интегрированные рекламные сообщения, выдержанные в общей стилистике канала (рис. 3)
Рис. 3 скриншот из Telegram-канала Mash Siberia)
Конечно же, мы посчитали, что в рамках данного исследования необходимо сравнить контент, публикуемый интернет-изданием Mash Siberia и контентом, публикуемым на сайте государственных СМИ. Наиболее значимыми различиями являются стиль новостных сообщений и их тематика. Обратимся к примеру, проанализировав который охарактеризуем различия новостных сообщений Telegram-канала Mash Siberia и федеральных СМИ.
Так, на рис. 4 изображен скриншот поздравления с Днем России из Telegram-канала Mash Siberia, а на рис. 5 — РИА Новости (стоит отметить, что публикация в Telegram является точной копией, размещенной на официальном сайте указанного СМИ).
Вкратце проанализируем 2 поста и сравним их между собой. Применительно к сообщению Telegram-канала Mash Siberia возможно выделить следующие характерные черты:
– Визуально-яркий и привлекательный контент;
– Использование мемов и образов, близких молодежной аудитории;
– Легкий синтаксис;
– Простая пунктуация;
– Ненавязчивость, «заигрывание с аудиторией»;
– Практическая польза для социализации.
Рис. 4. скриншот из Telegram-канала Mash Siberia
Что касается сообщения РИА «Новости», следует отметить такие характерные черты, как:
– Апелляция к авторитету государственного служащего;
– Использование классических советско-российских образов Красной площади с парадными расчетами;
– Помпезность, монументальность;
– Отсутствие возможности оставить комментарии или эмоции (обратная связь).
Рис. 5. скриншот из Telegram-канала РИА Новости
Помимо этого, как было отмечено ранее, новости Москвы, федерального и международного значения публикуются, по большей части, в главном Телеграм-канале Mash, в то время как региональные ветки концентрируются на освещении региональной повестки.
Другим важным отличием является лексика: использование обсценной лексики, просторечий, фразеологизмов и речевых оборотов. Так, анализируя контент канала с 10 по 15 июня, были выделены следующие примеры использования такой лексики: «врубила красно-синие сигналы»; «— Совсем бессмертный, да? Что, сложно отойти подальше, всё равно на улице стоишь. — Пошёл нахер»; «Во имя самопридуманного фэн-шуя»; «не облажавшись» и др.
Еще одним ключевым отличием контента Телеграм-канала Mash от государственных СМИ является частое выражение мнения редакции или авторов, а также ироничных комментариев о публикуемых сообщений в виде приписки в конце информационно сообщения (рис. 7).
Рис. 6. Скриншот из Telegram-канала Mash Siberia
Так, стоит отметить, что контент Телеграм-канала Mash Siberia обладает специфическими особенностями, обусловленными, в первую очередь, ориентацией на молодежную аудиторию, для которой важны легкий язык и яркие визуальные образы. Сибирский Телеграм-канал Mash Siberia обладает и собственными региональными особенностями, которые не присущи изданию Mash в целом.
Помимо прочего, стоит упомянуть достаточно высокую долю в публикациях контента, связанного с освещением противоправной деятельности, природных катаклизмов, антикоррупционных расследований, страшных и смертельных происшествиях. Отчасти это может быть связано с региональной спецификой, с другой стороны — с повышенной кликабельностью и интересом аудитории к контенту указанных типов. К тому же это вполне соотносится с общей редакционной политикой издания Mash, а следовательно, не может быть причислено к региональным особенностям Телеграм-канала Mash Siberia. В то же время своевременная публикация редкого и уникального контента отличает сегмент Телеграм-каналов, в целом, и Mash, в частности, от государственных СМИ, для которых присущи более долгие согласования и факт-чекинг.
Литература:
- «Никита Могутин: планирую выкупить проект Mash у Арама Габрелянова», [Электронный ресурс], URL: дата обращения: 28.05.2022);
- «Заместитель главреда телеграм-канала Mash уволился в знак протеста против появление ролика о дворце в Геленджике» [Электронный ресурс] URL: https://echo.msk.ru/news/2783756-echo.html, дата обращения: 01.05.2022;
- Замглавреда Mash уволился после публикации видео о «дворце в Геленджике» [Электронный ресурс], URL: https://www.dw.com/ru/zamglavreda-mash-uvolilsja-posle-publikacii-video-o-dvorce-v-gelendzhike/a-56411615, дата обращения: 01.05.2022;
- ТОП-20 Telegram-каналов по цитируемости в российских СМИ — 2020год. [Электронный ресурс], URL: https://www.mlg.ru/ratings/socmedia/telegram/8063/ дата обращения: 26.05.2022