Отображение темы Великой Отечественной войны в региональных СМИ с 01 января по 08 мая 2020 г. (на примере Тверской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 10.07.2020

Статья просмотрена: 297 раз

Библиографическое описание:

Скаковская, Л. Н. Отображение темы Великой Отечественной войны в региональных СМИ с 01 января по 08 мая 2020 г. (на примере Тверской области) / Л. Н. Скаковская, А. М. Шевелевский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72482/ (дата обращения: 19.10.2024).



В связи со сложной политической и экономической обстановкой в России и в мире начинают возникать споры о том, кто внес набольший вклад в победу во Второй Мировой войне над фашистской Германией. Отсутствие должного освещения темы Великой Отечественной войны в региональных СМИ будет влиять на развитие ложного восприятия на роль СССР во Второй Мировой войне под воздействием огромного влияния западных информационных продуктов и СМИ. Данная статья посвящена отображению темы Великой Отечественной войны в Тверской области. В данной статье рассматривается лексические и культурологические особенности освещения темы Великой Отечественной войны в региональных СМИ на примере Тверской области с использованием методов логического, языкового и статистического анализа.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, интернет-издание, Тверская область, тема.

Тема Великой Отечественной войны остается актуальной для СМИ, особенно остро проявляется эта актуальность в юбилейную, 75-ую, годовщину Победы. Представляется актуальным исследовать отображение данной темы в СМИ Тверского региона. Для анализа взяты СМИ Тверской области, входящие в «ТОП-10 самых цитируемых СМИ Тверской области — 2019 год» по мнению сайта mlg.ru:

  1. Tverigrad.ru (в рейтинге — 1 место);
  2. ТИА (в рейтинге — 2 место);
  3. Тверские Ведомости (в рейтинге — 4 место);
  4. Караван Ярмарка (в рейтинге — 5 место);
  5. Tverlife.ru (в рейтинге — 6 место)

Для поиска статей в региональных СМИ использовалась фраза «Великая Отечественная война». Рассматривалась возможность определения статей на подгруппы, в соответствии с основной конкретного текста темой их лексических единиц, как: память, воспоминания. В данной статье «воспоминание» понимается как мемуары непосредственно участников и свидетелей военных действий или хронология событий, а память в значении сохранения значимости событий в сознании современников.

В интернет-издании Tverigrad.ru, отслеживается в основном изображение жизни участников войны, её свидетелей. На сайте размещены пять публикаций в период с 26 апреля 2020 года по 6 мая 2020 года. Новости, посвященные теме Великой Отечественной войны, на данном сайте отсутствуют. Тема публикаций: «Люди и события, связанные с вкладом Тверского края в Великую Победу» [1]. Каждая из статей начинается фразой: «День за днем мы следим, какие сражения выпали на долю наших солдат в разные годы войны, в том числе на территории современной Тверской области. А также как эта дата связана с нашим краем в преломлении тех военных дней» [1]. В текстах публикаций отображена хронология военных действий, и описана «военная» жизнь участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории Тверской области. Иными словами, издание изначально позиционирует эту новостную линию как рефлексию участников на пережитый ужас. Кроме того, данный сайт специально акцентирует внимание непосредственно на Тверской области. Таким образом, данные публикации относятся к подгруппе «воспоминания».

Другой информационный портал — ТИА — представляет тему Великой Отечественной войны иначе: издание освещает современные события, в которых участвуют ветераны, или события, посвященные памяти Великой Отечественной войны. Например: 10 января 2020 выпущена статья «В Тверской области пройдет смотр-конкурс хоров ветеранов и пенсионеров» [2]. 21 января 2020 вышла новость о том, что во время акции «Блокадный хлеб» в Твери устроили квест [2]. 13 февраля 2020 статься звучала как: «В Старице пройдет фестиваль «Салют Победы [2]. 01 марта 2020 освещалась фотовыставка, посвященная 75-летию Победы, а 07 марта 2020 выставка текстильных солдатиков «Аты-баты» в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной.

Заканчивается период рассматриваемых в данной работе статей 08 мая 2020 репортажем о виртуальной акции #ПоемВместе. Катюша, в которой приняли участие 48 исполнителей — представители творческих коллективов и солистов из 30 районов региона [2]. В среднем за выбранный период в данном интернет-издании за месяц выпускалось порядка 5–8 статей на тему Великой Отечественной войны.

Иными словами, в интернет-издании ТИА представлены разнообразные события, каким-либо образом затрагивающие события, посвященные Великой Отечественной войне: от проекта «Ржевский выступ» до виртуальной акции «#ПоемВместе». Отображение новостей, связанных с Великой Отечественной войной, начинается не накануне празднования Дня Победы, а на протяжении всего времени, напоминая посетителям сайта о значимости этого события для каждого из них. И позволяя людям всех возрастов посещать, интересующие их мероприятия, благодаря отражению времени, дате и месту их проведения.

В интернет-издании ТИА можно выделить из новостной ленты по данной теме такие статьи: к подгруппе, воспоминания (4), память (27). Таким образом, издание больше акцентирует внимание на народную память о победе, как поток современных мероприятий и действий, направленных на сохранение этой памяти о погибших и значимости победы.

Также как и интернет-издание ТИА, Тверские Ведомости подробно освещают события, посвященные Великой Отечественной войне. За выбранный период было опубликовано 25 статей, в среднем по 4–7 в месяц. Статьи, как и в издании выше, описывают проводимые в память мероприятия. Например, 02.01.2020 опубликована статья о Вышневолоцкой муниципальной акции «75 героических страниц» [3]. 25.02.2020 издание рассказывает о поддержке фестиваля «Правнуки Победы» в тверской области. 17.03.2020 освещалось участие удомельцев в виртуальной «Сталинградской битве», а 08.05.2020 выход книги «Солдаты великой победы» в Бологое.

Таким образом, Тверские ведомости ориентированы не только на события в Твери, но и на освещение происшествий области в общем. В данном издании ТИА можно выделить из новостной ленты по данной теме такие статьи: к подгруппе, воспоминания (2), память (23). Таким образом, издание больше акцентирует внимание на народную память о победе, как поток современных мероприятий и действий, направленных на сохранение этой памяти и понимания ужаса войны и подвига народа.

При рассмотрении интернет-издания Караван Ярмарка, занимающего 5 место в рейтинге самых цитируемых СМИ Тверской области по запросу «Великая Отечественная война» новостей и публикаций найдено не было. Анализ данного издания показал, что «Караван Ярмарка» ориентируется на другую новостную повестку (острые социальные вопросы, ежедневно возникающие проблемы в Твери и в регионе).

Следующее интернет-издание в взятом за основу статьи в рейтинге цитируемости — Tverlife.ru (портал принадлежит РИА Верхневолжье). Информационный портал реагирует на тему Великой Отечественной войны следующим образом: основной акцент делается на акции «Бессмертный полк». Так, например, 30.04.2020 на портале вышла статья, освещающая онлайн-акцию «Наследники Победы», организованную российским движением школьников [5]. Данный информационный портал особенно обращает внимание на личных семейных историях работников данного средства информации. С 3 мая ежедневно выходили статьи об участниках Великой Отечественной войны из семей членов редакции.

Данное издание, можно сказать, почти не освещало другие мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Таким образом, в интернет-издании Tverlife.ru можно выделить из новостной ленты по данной теме статьи: к подгруппе: воспоминания (4), память (1). Даже с учётом не «прямого» рассказа из уст участников, это воспоминания их близких о них. Издание освещает судьбы людей, которые прошли весь страх, ужас войны и вышли победителями. Именно о таких героях повествуется в новостной ленте интернет-издания «Tverlife.ru».

Ознакомившись с результатами поисков указанных выше СМИ Тверской области, можно сделать вывод, что СМИ, такие как, ТИА и Тверские ведомости в полном объеме освещают события, связанные с Великой Отечественной войной, уделяя пристальное внимание абсолютно всем мероприятиям, направленным на сохранение памяти о подвигах, об ужасах военного времени, беззаветных подвигах. Tverigrad.ru, Tverlife.ru относятся к подгруппе воспоминания, так как приоритет в их новостной ленте направлен на описание участников Великой Отечественной войны. публикуют на своих интернет-площадках истории участников Великой Отечественной войны, жителей Тверской области. На сайте «Тверская Ярмарка» новостей и публикаций, связанных с Великой Отечественной войной в период с 01.01.2020 по 08.05.2020 опубликовано не было.

Таким образом, можно утверждать, что подтема «воспоминания» в областных СМИ уходят на второй план (это связано, в свою очередь и с уменьшающимся количеством ветеранов, и с не растущим числом тех, кто лично с ними об этой войне говорил), хотя многие мероприятия ориентированы именно на сохранение личных семейных историй и переживаний, а вот число освещаемых мероприятий, которые можно отнести к подтеме «память», наоборот, растет.

Литература:

  1. https://tvernews.ru/
  2. https://tverigrad.ru/
  3. https://vedtver.ru/
  4. http://www.karavantver.ru/
  5. https://tverlife.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, Тверская область, новостная лента, издание, информационный портал, память, СМИ, событие, Тверь, Мировая война.


Похожие статьи

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны

В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Раскрывается роль подмосковного тыла в достижении Победы. Показано значение городов Московской области в организации обороны Москвы. Выбранная тема исследования имеет огром...

Краткий обзор результатов проведённого 14.12.2020 г. анонимного онлайн-опроса в рамках научно-познавательного добровольного проекта «История Второй мировой войны глазами Германии»

Опрос от 14.12.2020 г. на тему «Базовые знания о Второй мировой войне среди русскоговорящего населения и его отношение к современной Германии» был проведён в рамках научно-познавательного добровольного проекта под девизом «Открытая история для открыт...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах)

Актуальность позиции современного педагога «Преодолеть войну в умах детей!» определяется той напряжённой общественно-исторической обстановкой, которая, к сожалению, сложилась в мире. События последних лет на Украине, в странах Ближнего Востока диктую...

Празднование 71-й годовщины Победы над фашизмом во Второй Мировой войне: взгляд ведущих зарубежных изданий на торжественные мероприятия в России

Восприятие Дня Победы над фашисткой Германией все сильнее различается в России и остальных странах мира. За рубежом имеют место факты грубой фальсификации результатов Второй Мировой войны, существует стремление навязать гражданам России мысль об ошиб...

Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации

В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...

Информационная война в Интернете (на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году)

В статье раскрыты методы и приемы информационной войны в Интернете на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году. Делаются выводы о необходимости информационной безопасности, разработки образовательной составляющей информационных войн.

Нивелирование эффекта «старения» трудовых ресурсов Калининградской области за счет развития инновационной специализации региона

В статье обосновывается необходимость смещения специализации производств Калининградской области в сторону инновационного сектора в перспективе ближайших лет. Необходимость обусловлена, во-первых сокращением количества трудоспособного населения облас...

Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона

В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. В настоящее время возросла роль использования ...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Похожие статьи

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны

В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Раскрывается роль подмосковного тыла в достижении Победы. Показано значение городов Московской области в организации обороны Москвы. Выбранная тема исследования имеет огром...

Краткий обзор результатов проведённого 14.12.2020 г. анонимного онлайн-опроса в рамках научно-познавательного добровольного проекта «История Второй мировой войны глазами Германии»

Опрос от 14.12.2020 г. на тему «Базовые знания о Второй мировой войне среди русскоговорящего населения и его отношение к современной Германии» был проведён в рамках научно-познавательного добровольного проекта под девизом «Открытая история для открыт...

Преодолеть войну в умах детей! (по плану мероприятий КЦИТР, посвящённых юбилейным и знаменательным датам России, Алтайского края в 2015 – 2017 годах)

Актуальность позиции современного педагога «Преодолеть войну в умах детей!» определяется той напряжённой общественно-исторической обстановкой, которая, к сожалению, сложилась в мире. События последних лет на Украине, в странах Ближнего Востока диктую...

Празднование 71-й годовщины Победы над фашизмом во Второй Мировой войне: взгляд ведущих зарубежных изданий на торжественные мероприятия в России

Восприятие Дня Победы над фашисткой Германией все сильнее различается в России и остальных странах мира. За рубежом имеют место факты грубой фальсификации результатов Второй Мировой войны, существует стремление навязать гражданам России мысль об ошиб...

Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации

В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...

Информационная война в Интернете (на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году)

В статье раскрыты методы и приемы информационной войны в Интернете на примере текстов, посвященных разгрому Японии в 1945 году. Делаются выводы о необходимости информационной безопасности, разработки образовательной составляющей информационных войн.

Нивелирование эффекта «старения» трудовых ресурсов Калининградской области за счет развития инновационной специализации региона

В статье обосновывается необходимость смещения специализации производств Калининградской области в сторону инновационного сектора в перспективе ближайших лет. Необходимость обусловлена, во-первых сокращением количества трудоспособного населения облас...

Анализ интернет-ресурсов и социальных сетей Республики Тыва, оказывающих влияние на имидж региона

В условиях усиления конкуренции между регионами возрастает роль органов муниципальной власти в процессе управления привлекательностью региона для как реальных и потенциальных жителей, так и для туристов. В настоящее время возросла роль использования ...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Задать вопрос