Роль дизайнера в развитии и формировании игровой и образовательной среды для детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Новикова, О. И. Роль дизайнера в развитии и формировании игровой и образовательной среды для детей / О. И. Новикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93242/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы пытаются определить то, как дизайн детских площадок связан с развитием детей. Приводятся принципы, которыми дизайнеры руководствуются при их проектировании. Статья проиллюстрирована примерами интерактивных детских площадок.

Ключевые слова: дизайн, детская площадка, дети, интерактивные.

Новое время предлагает новые условия для жизни и для развития. Информатизация и виртуальный мир — наша новая реальность, которая в большей степени меняет мироощущение ребенка. Дети, находясь под гиперопекой взрослых, оказались лишены возможности получать собственный опыт и развить самостоятельность.

Выходом из этой ситуации могли бы стать детские площадки нового типа, то есть интерактивные детские площадки. Это результат инженерной, строительной и дизайнерской мысли, совместная работа которых позволяет создавать игровые пространства, способствующие развитию творчества и самостоятельности ребенка. Конечно, дизайнер в большей степени отвечает за визуальный ряд, который соответствует ожиданиям современных детей.

В. В. Фоменко пишет: «Дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом» [1, с. 12]. Таким образом, мы можем условно охарактеризовать работу дизайнера как «метод трех П». Расшифруем, что мы понимаем под этим. «Метод трех П» — планирование, проектирование и претворение в жизнь, то есть понимание будущего пространства от эскиза до готового продукта, включающего все этапы реализации.

Планировать современное игровое пространство необходимо комфортным, развивающим и безопасным. Оно должно помогать детям расти самостоятельными, активными, творческими и думающими. В статье мы расскажем о четырех основных принципах, которыми дизайнеры руководствуются при проектировании.

Первый принцип — это зонирование. Он предполагает, что у каждого ребёнка будет возможность самостоятельно выбрать себе занятие таким образом, чтобы не создавать неудобства остальным детям.

Второй принцип — это трансформируемость. Он предполагает возможность изменений игрового пространства в зависимости от ситуации и от меняющихся интересов детей.

Третий принцип — это полифункциональность, то есть наличие двух материалов: природных и искусственных, пригодных для применения в разных видах детской активности.

Четвертый принцип — это интерактивные поверхности. Он служит для воспитания эстетического вкуса, познавательного развития и вырабатывания социально-коммуникативных навыков у ребёнка. Кроме того, интерактивные поверхности позволяют изменить предметную среду игровой площадки, то есть так же являются средством трансформации пространства.

Проиллюстрируем последний подход примерами реализованных детских площадок, которые представлены в каталогах компании «Новые горизонты».

Например, современная детская видео-площадка от российской компании «Айра» создает все условия для реализации потребностей детей и родителей.

Детская видео-площадка, компания «Айра» Детская видео-площадка, компания «Айра»

Рис. 1. Детская видео-площадка, компания «Айра»

Разработчики приводят следующие технические характеристики, позволяющие безопасно использовать круглогодично:

— световые блоки из оптического ударопрочного материала SELIN

— допустимая нагрузка до 4 тонн на кв. м

— перепады температур от -50 до +50 градусов.

Еще один реализованный проект это интерактивная арка «Sona», превращающая пространство в интерактивное игровое поле.

Интерактивная арка «Sona», компания «Yalp»

Рис. 2. Интерактивная арка «Sona», компания «Yalp»

Как следует из описания этой площадки, это современный уличный игровой комплекс, в котором предусмотрена возможность выбора запрограммированных игр. Основу игр создают музыкальные композиции и различные варианты движений. В комплект входят десять игр. Начало игры интуитивно понятно — по нажатию кнопки. Музыкальные эффекты и голосовые команды делают игры понятными для всех. Новые возможности, такие как статистика, настройка и новые игры дает подключение к интернету.

Интересный факт − «Sona» была установлена в более чем в 100 школах, парках, санаториях и даже домах престарелых как одна из наиболее многофункциональных игровых площадок, в том числе, подходящих для людей с ограниченными возможностями [4].

Множество других факторов являются немаловажными, и будут также формировать и концептуальную часть, и эстетическую. Однако, они будут находиться под влиянием возрастных, человеческих, и нормативных параметров, дополняя их, и являясь в некотором смысле инструментами для создания индивидуальных и дизайнерских разработок. К таким факторам относятся «влияние ландшафтной среды», «влияние архитектурно-дизайнерских тенденций», «влияние специальных наук».

Литература:

1. Фоменко, В. В. Проблема определения понятия «Дизайн» [Текст] / В. В. Фоменко // Омский научный вестник. –2003. — № 3. — С. 37–40.

2. Продукция «AIRA» [Электронный ресурс]. URL https://aira.ru/novosti/detskaya-video-ploshchadka-ayra-na-vdnkh/ (дата обращения: 09.06.2022).

3. Белкина, В.Н., Шакирова Е. В. Дизайн как средство создания развивающей предметно-пространственной среды детского сада [Текст] / В. Н. Белкина, Е. В. Шакирова //Ярославский педагогический вестник — 2019 — № 3 (108)

4. Новые горизонты [Электронный ресурс]. URL https://www.newhorizons.ru/catalog/interaktivnye-iactive/interaktivnaya-igrovaya-ploshchadka-sona/ (дата обращения: 09.06.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): SELIN, игра, интерактивная арка, принцип, ребенок.


Похожие статьи

Идеи использования интерактивного оборудования...

 Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее.

 Помнить, что использование интерактивного оборудования – не самоцель. Интерактивное оборудование в сюжетно-ролевой игре – «предмет оперирования», позволяющий ребёнку осуществлять действия, приближающиеся к реальному (дизайн прически, проект дома и пр.)

Интерактивные компьютерные игры как средство развития...

В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста.

Библиографическое описание: Бурачевская, О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская.

Применение интерактивных игр для развития творческих...

Интерактивная игра — это активная дидактическая, обучающая игра. Чаще всего, такие игры используют для обучения детей.

Интерактивные музыкально-дидактические игры разработаны на основе принципов преемственности и взаимосвязи, ведет детей от простейших заданий к достаточно сложным импровизационным и творческим. Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым детским песням.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

—Использование интерактивной доски, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.

Идеи использования интерактивного оборудования... Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее.

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Занятия с ребенком с использованием полифункционального интерактивного оборудования, в отличие от его самостоятельной предметной и игровой деятельности, направлены на формирование у него

Затем мы подключаем игры, упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности. Например, игра «Волшебный мешочек»: в зависимости от темы в непрозрачный

— 2015. — № 1. Галлямова Ю. С., Приходько О. Г. Принципы, направления и задачи развивающей, лечебно-оздоровительной работы в темной сенсорной комнате...

Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр...

Интерактивные мультимедийные логопедические игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике [1]. Логопед может превратить коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. Методика проведения занятий с применением...

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» представляет множество игр для детей 2–10 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной

Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование. Смотри иговори», направленная на расширение и закрепление словарного запаса детей 5–7 лет, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей, содержит более 750 слов и...

Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума

Таксономия Блума была создана в 1956 г под предводительством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления в образовании, таких как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов.

Особенности использования и принципы функционирования... Категории после Знания были представлены как «навыки и способности», с пониманием, что знание являлось необходимым условием для применения этих навыков и умений на практике.

Использование интерактивного стола с целью активизации...

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в

Программа интерактивного стола ProjectTouchсодержит 288 развивающих игр разного уровня сложности для обучения детей счёту и чтению, тренировки внимания, памяти и развитию логического мышления. В комплект включены игры, пазлы и раскраски, знакомящие детей с окружающим...

Похожие статьи

Идеи использования интерактивного оборудования...

 Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее.

 Помнить, что использование интерактивного оборудования – не самоцель. Интерактивное оборудование в сюжетно-ролевой игре – «предмет оперирования», позволяющий ребёнку осуществлять действия, приближающиеся к реальному (дизайн прически, проект дома и пр.)

Интерактивные компьютерные игры как средство развития...

В статье рассматривается использование интерактивных компьютерных игр с целью развития пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста.

Библиографическое описание: Бурачевская, О. В. Интерактивные компьютерные игры как средство развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская.

Применение интерактивных игр для развития творческих...

Интерактивная игра — это активная дидактическая, обучающая игра. Чаще всего, такие игры используют для обучения детей.

Интерактивные музыкально-дидактические игры разработаны на основе принципов преемственности и взаимосвязи, ведет детей от простейших заданий к достаточно сложным импровизационным и творческим. Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым детским песням.

Использование интерактивного оборудования с детьми...

—Использование интерактивной доски, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.

Идеи использования интерактивного оборудования... Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и подлинная социальная практика ребенка в обществе сверстников. В играх ребенок может не только отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать придуманное будущее.

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Занятия с ребенком с использованием полифункционального интерактивного оборудования, в отличие от его самостоятельной предметной и игровой деятельности, направлены на формирование у него

Затем мы подключаем игры, упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности. Например, игра «Волшебный мешочек»: в зависимости от темы в непрозрачный

— 2015. — № 1. Галлямова Ю. С., Приходько О. Г. Принципы, направления и задачи развивающей, лечебно-оздоровительной работы в темной сенсорной комнате...

Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр...

Интерактивные мультимедийные логопедические игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике [1]. Логопед может превратить коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. Методика проведения занятий с применением...

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» представляет множество игр для детей 2–10 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной

Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование. Смотри иговори», направленная на расширение и закрепление словарного запаса детей 5–7 лет, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей, содержит более 750 слов и...

Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума

Таксономия Блума была создана в 1956 г под предводительством педагогического психолога Бенджамина Блума в целях поощрения развития более высоких форм мышления в образовании, таких как анализ и оценка концепций, процессов, процедур и принципов, а не просто запоминания фактов.

Особенности использования и принципы функционирования... Категории после Знания были представлены как «навыки и способности», с пониманием, что знание являлось необходимым условием для применения этих навыков и умений на практике.

Использование интерактивного стола с целью активизации...

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в

Программа интерактивного стола ProjectTouchсодержит 288 развивающих игр разного уровня сложности для обучения детей счёту и чтению, тренировки внимания, памяти и развитию логического мышления. В комплект включены игры, пазлы и раскраски, знакомящие детей с окружающим...

Задать вопрос