В рамках настоящего научного исследования автором раскрывается сущность новой технологии — NFT. Проводится анализ его правового статуса в системе объектов гражданских прав, предлагаются возможные варианты легализации в действующем законодательстве. Кроме этого, приводятся практические примеры использования названной технологии с учётом её характерных отличительных особенностей.
Ключевые слова: NFT, невзаимозаменяемый токен, блокчейн, оборот цифровых активов, гражданское право, цифровые права.
Within the framework of this scientific research, the author reveals the essence of a new technology — NFT. The analysis of its legal status in the system of objects of civil rights is carried out, possible options for legalization in the current legislation are proposed. In addition, practical examples of the use of this technology are given, taking into account its characteristic distinctive features.
Keywords: NFT, non-fungible token, blockchain, turnover of digital assets, civil law, digital rights.
Одним из главных трендов последнего десятилетия стали современные технологии и их повсеместное использование. Возрастающий интерес мирового сообщества к данной теме проявляется в разработке совершенно новых технических продуктов, вызывающих множество вопросов по их обращению в гражданском обороте и еще большее количество из-за необходимости их скорейшего правого регулирования. Безусловно, подобные достижения для современного научного и юридического сообщества становятся новым предметом для теоретических изысканий и как следствие предложений по их регламентации в законодательстве. Одной из самых обсуждаемых и дискуссионных технологий последнего времени является блокчейн, в рамках которой разрабатываются новейшие технологические проекты.
Так, в 2021 году широкое распространение в информационном поле получили так называемые NFT (с англ. non-fungible token) — невзаимозаменяемые токены, представляющие собой новый цифровой актив. Несмотря на то, что первые упоминания данной технологии датируются ещё 2017 годом, который связывается с проектом CryptoKitties, широкую огласку данная технология приобрела именно в прошлом году [1].
Для детального рассмотрения гражданско-правового аспекта в регулировании названной технологии необходимо обратиться к её сущности. Так, для NFT характерен ряд признаков, которые отличают её от других криптовалютных проектов. Одно из весьма справедливых определений NFT выдвинул экономист Усман В. Чохан, который предлагает понимать под данной технологией единицу цифровой информации, хранящуюся в распределенном реестре и являющуюся невзаимозаменяемой с иными цифровыми активами. Фактор «взаимозаменяемости» автором трактуется как возможность обмена актива на аналогичные ему и исключается при использовании данного технологического продукта. Данное мнение представляется весьма оправданным и находит поддержку среди других учёных [3].
Кроме обозначенного отличительного признака, следует отметить уникальность рассматриваемого актива. Данная особенность крайним образом коррелирует с первой и свидетельствует о том, что одна единица NFT продукта не может быть равнозначна другой.
Понимание сущности NFT видится наиболее простым при сопоставлении его с криптовалютой, базирующейся на той же технологии — блокчейн. Так, классические криптоактивы (например, биткоин — BTC) являются взаимозаменяемыми и выглядят равнозначно. Другими словами, 1 биткоин выглядит абсолютно так же, как и другой 1 биткоин. Что касается NFT, то они имеют в своем составе уникальную запись, информацию, которую повторить не представляется возможным. Таковой может служить GIF-анимация или PNG-изображение. Один NFT токен всегда отличается от другого, в противном случае философия рассматриваемой технологии рушится и говорить о таковой уже не приходится.
Покупка и продажа NFT осуществляется за счет системы смарт-контрактов, адаптированной на блокчейне. Как справедливо отмечает А. А. Волос, смарт-контракт в самом общем виде можно определить, как запрограммированный договор, условия которого прописаны в программном коде и который автоматически исполняется с помощью блокчейна. Такой контракт исполняется автоматически без участия исполнителя при соблюдении заранее определенных условий. [2, С.13]. Кроме того, программа такого контракта должна быть защищена от несанкционированного изменения его внутренней логики, чтобы сторона договора не могла намеренно препятствовать исполнению смарт-контракта или незаконно изменять его содержание. Следовательно, при осуществлении покупки и продажи NFT-продукта смарт-контракт заключается автоматически, избежать этой процедуры нельзя.
Через обозначенную призму понимания рассматриваемой технологии можно свидетельствовать о том, что большинство объектов реального мира являются NFT, то есть обладают свойством индивидуальной определенности — объекты недвижимости, компании, автомобили, предметы искусства и творчества. Данный тезис крайне важен при разъяснении сущности NFT, так как согласно концепции его создания, одним из перспективных направлений использования NFT является «токенизация» объектов реального мира.
Так, подтверждением сказанного являются реальные примеры оцифровки существующих предметов материального мира в NFT. На сегодняшний день известные музеи и собственники произведений искусства активно осуществляют перевод великих работ в подобный формат. В частности, за NFT картины Микеланджело «Мадонна Дони» музеем Уффици было выручено 170 тысяч долларов. Что касается российских собственников, то они так же стремятся воспользоваться новой технологией. Так, Эрмитаж выручил 30 миллионов рублей за продажу 10 NFT картин в рамках акции «Ваш NFT хранится в Эрмитаже» [3].
Как было обозначено в начале настоящего исследования, особую сложность представляет вопрос правового регулирования данной технологии и определении его места в гражданском праве. На сегодняшний день данный вопрос отличается дискуссионностью, что вызвано его некоторой сложностью и неопределенным отношением научного сообщества. Представляется, что отечественный законодатель может пойти по пути признания NFT одной из разновидностей цифровых прав [4].
О. В. Танимов, А. Р. Шевченко называют цифровые права фиктивным объектом гражданских прав. Цифровое право, по их мнению, является совокупностью электронных данных, удостоверяющих владение недвижимыми и движимыми вещами, программным обеспечением и другим имуществом. Обладателем цифрового права считается лицо, имеющее доступ к цифровому коду или обозначению и правомочное совершать различные действия по распоряжению цифровым правом. Следовательно, вполне логично рассматривать NFT-продукты, как особую разновидность цифровых прав [5, С.7].
На сегодняшний день в Российской Федерации технология NFT с точки зрения законодателя равнозначна понятию «криптовалюта» или «цифровой финансовый актив». Оборот данной технологии на территории нашей страны не запрещен, токен можно в свободном порядке приобрести, продать, обменять, подарить, передать в наследство или совершить иную сделку гражданского характера.
Резюмируя, следует отметить, что научное сообщество, развивая мысль о перспективах правового регулирования исследуемой технологии свидетельствует, что NFT должно быть сопоставлено с понятием «цифровой» или «электронной» вещи. Как уже было отмечено, чаще всего NFT заверяют права на произведения искусства, существующие в цифровой (электронной) форме. Сегодня ценность могут представлять не только цифровые произведения искусства, но и иные объекты, например, различные пользовательские предметы в онлайн-играх, когда игроки приобретают за реальные деньги улучшения для своих игровых персонажей.
Кроме того, важно подчеркнуть различную сущность криптовалют, к которыми практики и теоретики достаточным образом привыкли, и технологии NFT. Правовое регулирование должно быть выстроено не по общим правилам, а с учётом технологических особенностей того или иного инновационного продукта. Легализация невзаимозаменяемого токена возможна по двум основным направлениям: в порядке признания его самостоятельным активом либо путем создания правовой базы учета электронных вещей в блокчейн-системе. Оба подхода имеют право на существование и должны быть развиты в рамках дальнейших теоретических изысканий.
Литература:
- NFT — что это такое? // What is NFT (Non Fungible Tokens)? // https://zakon.ru/blog/2021/12/13/nft__chto_eto_takoe__what_is_nft_non_fungible_tokens (дата обращения 10.06.2022).
- Ахмедов А. Я., Волос А. А., Волос Е. П. Концепция правового регулирования отношений, осложненных использованием смарт-контрактов: монография / под общ. ред. А. А. Волоса. — Москва: Проспект, 2021. — 224 с.
- Емельянов Д. С., Емельянов И. С. Невзаимозаменяемые токены (NFT) как самостоятельный объект правового регулирования // Имущественные отношения в РФ. 2021. № 10 (241). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nevzaimozamenyaemye-tokeny-nft-kak-samostoyatelnyy-obekt-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 11.06.2022).
- Правовые аспекты NFT: почему выписка из ЕГРЮЛ это считай что NFT, но не совсем // URL: https://vc.ru/legal/220843-pravovye-aspekty-nft-pochemu-vypiska-iz-egryul-eto-schitay-chto-nft-no-ne-sovsem (дата обращения 10.06.2022).
- Танимов О. В., Шевченко А. Р. Цифровое право: основные сущностные аспекты // Российская юстиция. 2019. № 10. С. 6–9.