Феномен искусства в виртуальном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 18.07.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Глотова, Я. А. Феномен искусства в виртуальном мире / Я. А. Глотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104940/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья рассказывает о новом виде искусства NFT-арт, возможностях для современных авторов, которые предоставляют платформы блокчейн во всем мире. Анализирует аспекты данного вида творчества, рассказывает об особенностях и специфике деятельности художников XXI века, дает характеристику NFT-деятельности как способу заработка.

Ключевые слова: NFT, искусство, художник, творчество, блокчейн, криптовалюта.

The article talks about a new art form NFT-art, opportunities for modern authors that provide blockchain platforms around the world. Analyzes aspects of this type of creativity, talks about the features and specifics of the activities of artists of the 21st century, characterizes NFT activities as a way to earn money.

Keywords: NFT, art, artist, creativity, blockchain, cryptocurrency.

2021 год ознаменован рядом положительных событий, среди которых можно выделить внедрение блокчейна и криптовалют в казавшуюся столь консервативной арт-сферу, что в дальнейшем дало мощный импульс цифровому творчеству. Плюсом послужило внушительное расширение коллекционеров, в том числе, и никогда не участвовавших в аукционах, а самым главным преимуществом стал немалый приток денежных средств в индустрию [1]

Незаменяемые токены NFT произвели настоящую революцию на рынке изобразительного искусства и сегодня все больше художников приходят в сферу блокчейна, чтобы заработать на собственных картинах. Попробуем разобраться во всех необходимых деталях, погрузимся в мир этого искусства.

Токены NFT — это цифровой сертификат блокчейна, подтверждающий уникальность объекта, с которым он связан. Впервые они появились еще в 2017 году на блокчейн-платформе Ethereum, здесь начался так называемый этап NFT-мании. Причем, первые объекты раздавались совершенно бесплатно, а в связи с отсутствием возможности дублирования, криптопанки оказались конечным ресурсом. Далее пошла волна спекуляций.

На сегодняшний день токен представляет собой уникальный объект с собственной ценой, не имеющей аналогов, которую автор может выставлять самостоятельно, не существует никаких строгих критериев. Конечно же, данный цифровой продукт не возник ни с того, ни с сего, просто так. Многие геймеры уже и до этого продавали и покупали скины в CS:GO, Dota 2 и множестве других игр.

Стоит отметить, что в большинстве случаев цена выражалась далеко не в символических цифрах. Подчеркну, что в данном случае продавался исключительно программный код скина. В настоящее время на специальной технологической платформе любой оцифрованный визуальный артефакт можно превратить в токен NFT с последующей его как покупкой, так и перепродажей [2]

То есть, это, по сути, особая цифровая картина, права за которой закреплены за конкретным художником и он имеет полное право получать от ее продажи прибыль и роялти. В тоже время блокчейн, на котором размещено творение, предоставляет полную информацию любому желающему о создателе, его авторском праве, его невозможно изменить.

Интересным является факт, что после покупки виртуального произведения искусства токен становится доступным для скачивания всем желающим, но приобретенный цифровой формат навсегда остается у покупателя. Такая технология позволяет зарабатывать художникам вне традиционных выставок и аукционов.

Возникает конкретный вопрос, что же можно превратить в NFT-токен? Оказывается достаточно большое количество информации, такой как:

— Любые предметы искусства — картины, фотографии, книги;

— разнообразные аналитические данные, вплоть до памятного билета на футбольный матч или статистических сведений;

— коллекции рисунков, марок из реального мира;

— финансовые инструменты, такие, как например, страховые полисы и не только;

— игровые предметы, то есть, как самих персонажей, так и их обмундирование;

— виртуальную недвижимость, доменные имена;

— слова, теги, музыку, картинки gif, файлы mp3.

Можно, например, как Майк Винкельман объединить целых пять тысяч собственных картин в один токен NFT, тем более, что цена за такое произведение $69 млн. не может не впечатлять. Сам же токен можно сделать бесплатно на платформах, которые работают в одной сети, а также и продать его там же, но для этого требуется выбрать блокчейн, где будет создан данный актив.

В числе востребованных площадок можно порекомендовать следующие [3]

— Ethereum;

— Tron;

— Binance Smart Chain (BSC).

Доказательством того, что NFT является глобальным брендом, стал выпуск Эрмитажем своей коллекции цифровых копии великих шедевров, в диапазоне от Леонардо да Винчи до Василия Кандинского. А для того, чтобы избежать юридических проблем со стороны российского законодательства, сделка на 24 миллиона рублей была осуществлена через ведущую западную криптобиржу.

В целом же юридическая модель оформления необходимых документов базируется на Парижской Конвенции и нового инструмента ВОИС при ООН. Подтвердить владение NFT-токеном можно с помощью PDF-документа, имеющего электронную подпись его автора. Файл станет реальным доказательством собственности.

Как и любой блокчейн проект, он в тоже время не привязан ни к одному известному серверу, а операции с ним фиксируются любым компьютером сети, посмотреть которые может любой желающий. Несмотря на то, что вариантов применения NFT токенов действительно много, не всегда существует вероятность того, что автор действительно является собственником, да и прозрачность процедуры не дает 100 % гарантии.

Некоторой страховкой могут служить специализированные интернет-площадки для защиты авторских прав контента, но и это далеко не все. Сложностей гораздо больше, хотя при возможности вникнуть, значительная часть проблем становится вполне решаемой и преодолимой.

Но все же, как же создать NFT? Для этого требуется выполнить несколько несложных шагов [4]

  1. Зарегистрироваться в системе.
  2. Загрузить цифровой файл.
  3. Выполнить описание актива.
  4. Заплатить комиссию от 20 долларов.
  5. Также на данном ресурсе нужно иметь кошелек и контент, который будет привязан к токену.
  6. В ряде случаев объективно оценить актив не представляется возможным. На его цену в ряде случаев влияет известность имени автора. Не является исключением тот факт, что начинающие художники часто работают в известных компаниях.

Ряд специалистов считают, что NFT — цифровой объект. В действительности NFT — это лишь цифровой сертификат, закрепляющий права на контент, будь то музыка, изображение или что-то другое, всего лишь его исключительность. Таким образом, вы можете получить право посетить какое-то мероприятие, слушать музыку и даже вписать свое имя в историю мема и это далеко не все.

Удивительно, что в редких случаях, это могут быть не только цифровые активы, но и различные осязаемые вещи, например, ноу-хау и даже некоторые виды интеллектуальной собственности. Примеров и вариантов таких токенов может быть множество. Достаточно заглянуть в галереи, где они выставляются для продажи или попробовать самому создать свой уникальный NFT, тем более, что сегодня для этого имеется масса возможностей, которые вполне осязаемы и реальны.

В целом же, блокчейн для современного художника представляет больше шансов для продвижения, чем любой классический, ранее известный путь. И здесь имеется немало революционных ходов. NFT -арт — это поистине удивительный шедевр, который можно выставить на обзор потенциальных покупателей самостоятельно или через агента. Но окончательную его судьбу решит зритель — если понравится произведение, то покупка обязательно состоится.

Причем можно одновременно с помощью интернета продавать свои творения как на отечественном, так и зарубежном рынках. Немалым преимуществом является то, что блокчейн изначально имеет достаточно хорошую платежеспособную аудиторию, то есть практически каждый художник может быть оценен по достоинству, в том числе, и в материальном смысле, имеется немало возможностей получить хороший заработок.

А когда автор уже продал несколько своих работ, его произведения становятся все более узнаваемыми и востребованными, дорожают и начинают приносить художнику стабильный доход. В 21 веке, веке технического прогресса, когда компьютеры все больше и больше входят в жизнь человека, потребность именно в цифровом искусстве все больше возрастает. Она приобретает новые формы, которые соответствуют духу времени, отражают реальную действительность куда больше, чем произведения искусства прошлых столетий.

Спрос на визуальный контент продолжает расти год от года и такую ситуацию уже нельзя назвать случайной. Тем более, что ряд пользователей воспринимают NFT как хороший инвестиционный актив и, по сути, им не так уж важна художественная ценность предлагаемого проекта. Тем более, что блокчейн подходит авторам любого формата, даже тем, кто не заинтересован в успехе в цифровом аспекте, так как это всего лишь одно из направлений их работы. Они могут также продолжать деятельность в реальном пространстве, заниматься искусством и активно создавать свои шедевры в нем.

Юридическая неясность правового NFT -статуса накладывает ряд проблем. И в большей части это связано с налогообложением в различных странах мира, а также с охраной авторских прав. Некоторое напряжение вызывает необходимость внесение инвестиций, не совсем маленьких для обычного пользователя. Стоит понимать, что в основном эти средства нужны для оплаты транзакций. Любой автор, размещая свое произведение на блокчейне, должен опираться на 3 основные принципа — редкость, полезность, значимость, без которых успех данного вида творчества невозможен.

Несмотря на большое количество преимуществ NFT -арта, отмечу, что в настоящее время далеко не все художники готовы направиться в диджитал. Для многих авторов по-прежнему большой ценностью является физическое присутствие их художественного произведения в выставочном пространстве, где с ними взаимодействует реальная, живая аудитория. Ведь по-прежнему еще немало художников, которых зритель хорошо воспринимает только лишь в музейной инсталляции [5]

Не секрет, что коммерция, желание заработать большие деньги захватывает практически все сферы жизни и искусство сегодня не исключение. Цифровой художник из США Майк Уинкельман, известный под псевдонимом Beeple считает, что NFT «это новая глава в истории искусства, — Теперь у нас появился способ коллекционировать цифровое искусство». А насколько оно значимо в нашей истории покажет время. Ведь одно понятно без сомнений: NFT — это надолго.

Литература:

  1. Ванцовская А. А. Цифровое искусство на блокчейне и NFT- рынок — [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-iskusstvo-na-blokcheyne-i-nft-rynok (дата обращения 15.04.2022)
  2. Дэниел Л. Брей NFT и криптоискусство. Полное руководство по успешному инвестированию, созданию и продаже невзаимозаменяемых токенов на цифровом рынке. — Издательство: Самиздат (электронная книга), 2021–95 с.
  3. Жибуртович Е. NFT: Правовые вопросы современного тренда — — [Электронный ресурс] — URL: https://vc.ru/crypto/343524-nft-pravovye-voprosy-sovremennogo-trenda (дата обращения 18.04.2022)
  4. Мартин Д. Что такое NFT: разрушаем мифы и отвечаем на главные вопросы — [Электронный ресурс] — URL: https://dtf.ru/life/1001912-chto-takoe-nft-razrushaem-mify-i-otvechaem-na-glavnye-voprosy (дата обращения 17.04.2022)
  5. Скотт Дьюк Коминерс, Стив Качински Как устроен рынок NFT — [Электронный ресурс] — URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/kak-ustroen-rynok-nft/ (дата обращения 16.04.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): NFT, любой, художник, BSC, автор, вид творчества, время, ряд случаев, цифровое искусство, цифровой сертификат.


Похожие статьи

Gif-анимация как элемент массового коммуникативного процесса

В работе рассмотрена история возникновения «гифки», приведены причины ее популярности. Представлена классификация гиф-произведений, показаны их функции, актуальные на этапе развития медиасектора 21 века.

Искусственный интеллект: потенциал развития на пути создания нового цифрового искусства

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения искусственного интеллекта в процесс создания произведений искусства, а также вопросам, которые творчество ИИ поднимает в понимании искусства у художников XXI века. Возможна ли связь между машинным творче...

Сущность и формы бытования перформанса в современном культурном пространстве (на примере творчества Марины Абрамович)

В статье раскрываются особенности перформанса как формы современного авангардного искусства в творчестве сербской художницы Марины Абрамович.

Геймификация в современном образовании на примере платформы Moodle

В данной статье автор анализирует понятие «геймификация» в контексте современного образования, выявляет причины ее популярности, а также демонстрирует, с помощью каких инструментов она достигается.

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Настоящее и будущее дистанционного обучения. Подходы и технологии в создании онлайн-обучения

В статье рассматривается настоящее дистанционного обучения и перспективы его развития. Описаны перспективные направления в создании дистанционного обучения и актуальность их применения.

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Философия и предпринимательство: реалии современного мира

В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...

Применение виртуальной реальности в наномаркетинге

В статье рассматривается современная тенденция развития наномаркетинга, заключающаяся в применение технологий виртуальной реальности. Обозначены проблемы и рекомендации по развитию данного направления в будущем.

Похожие статьи

Gif-анимация как элемент массового коммуникативного процесса

В работе рассмотрена история возникновения «гифки», приведены причины ее популярности. Представлена классификация гиф-произведений, показаны их функции, актуальные на этапе развития медиасектора 21 века.

Искусственный интеллект: потенциал развития на пути создания нового цифрового искусства

Статья посвящена актуальной проблеме внедрения искусственного интеллекта в процесс создания произведений искусства, а также вопросам, которые творчество ИИ поднимает в понимании искусства у художников XXI века. Возможна ли связь между машинным творче...

Сущность и формы бытования перформанса в современном культурном пространстве (на примере творчества Марины Абрамович)

В статье раскрываются особенности перформанса как формы современного авангардного искусства в творчестве сербской художницы Марины Абрамович.

Геймификация в современном образовании на примере платформы Moodle

В данной статье автор анализирует понятие «геймификация» в контексте современного образования, выявляет причины ее популярности, а также демонстрирует, с помощью каких инструментов она достигается.

Краудсорсинг как явление цифровой экономики

Представленная статья рассматривает новое явление цифровой экономики — краудсорсинг. В статье определены следующие моменты: понятие, возникновение, цели и задачи краудсорсинга, его основные преимущества и недостатки.

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Настоящее и будущее дистанционного обучения. Подходы и технологии в создании онлайн-обучения

В статье рассматривается настоящее дистанционного обучения и перспективы его развития. Описаны перспективные направления в создании дистанционного обучения и актуальность их применения.

Повышение узнаваемости Новосибирска посредством стрит-арта

В статье автор рассматривается отношение к зарубежному и российскому граффити. Факторы, влияющие на формирование идентичности города. Целью работы является доказать возможность повышения городской идентичности города Новосибирска посредством стрит-ар...

Философия и предпринимательство: реалии современного мира

В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...

Применение виртуальной реальности в наномаркетинге

В статье рассматривается современная тенденция развития наномаркетинга, заключающаяся в применение технологий виртуальной реальности. Обозначены проблемы и рекомендации по развитию данного направления в будущем.

Задать вопрос