Ключевые слова: невзаимозаменяемые токены, NFT, цифровое искусство
На сегодняшний день всё большее количество материальных объектов находит свое выражение в информационной среде. Фотографии, арт-рисунки, видео, музыкальные треки и многое другое — всё это создается и загружается в киберпространство, образуя цифровое искусство (англ. digital art). Оно пополняется не только цифровыми копиями объектов, обладающих физической формой, но и накапливается новыми объектами, не имеющими материальных аналогов в реальном мире.
Некоторые ученые рассматривают цифровое искусство как современную область творческой деятельности человека в информационном пространстве, в которой в результате использования специальных компьютерных программ создаются объекты, обладающие художественной ценностью, без какого-либо физического воплощения в реальном мире. [4]
К объекту цифрового искусства, в частности, относят невзаимозаменяемые токены (NFT), правовое регулирование которых еще не закреплено на законодательном уровне в России. Авторы NFT-объектов сталкиваются с рядом проблем: правовое регулировании NFT-объектов, а также вопрос доказывания авторства, поскольку технический прогресс и использование цифровых технологий позволяют свободно воспроизводить, копировать, трансформировать какое угодно произведение.
Рассмотрим понятие «невзаимозаменяемый токен». NFT (англ. Non-Fungible Token) — это невзаимозаменяемый токен, позиционирующийся как способ фиксации (удостоверения, выражения) прав в электронной (цифровой) форме. [9] В свою очередь, необходимо уточнить и значение термина «токен». Токен — это некий цифровой знак или финансовый инструмент, который удостоверяет права владельца.
Иными словами, любое произведение можно оцифровать и конвертировать его в виде уникального невзаимозаменяемого токена, который будет хранится в блокчейне, огромной цепочке блоков, каждый из которых содержит информацию. NFT — это уникальный цифровой сертификат, который хранится в блокчейне и дает эксклюзивные права на фото, видео, аудио и любые другие цифровые товары.
Объектами NFT-токена может быть что угодно: от игровых предметов и музыки до фотографий и постов в социальных сетях. В цифровом мире такие объекты легко копируются и по большому счету, NFT — это просто механизм фиксации прав на некий объект, независимо от того, сколько цифровых реплик у этого объекта может появиться.
Известны примеры работ, переведенных из физического состояния в виртуальное и проданные за миллионы долларов. Так, в 2021 году блокчейн-компания Injective Protocol провела публичную акцию сожжения картины известного британского уличного художника Бэнкси, конвертировав ее в невзаимозаменяемый токен. Или, например, аукционный дом Christie’s продал за 69,3 млн долларов NFT-работу «Первые 5000 дней» художника Майка Винкельманна. Это было первое полностью цифровое произведение искусства, выставленное на традиционный аукцион. [10]
Продажа произведений искусства в виде NFT получила распространение не только за рубежом. В России успешные попытки были предприняты Государственным Эрмитажем в 2021 году. Музей смог продать цифровую копию работы Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», которую приобрели более чем за 10 млн рублей. [11]
Так и известный российский стрит-арт художник Покрас Лампас смог продать свою работу «Десятый пункт Манифеста каллиграфутуризма» за 2,5 миллиона рублей в формате NFT. [12]
Переход в цифровое пространство участников арт-рынка обусловлен множеством аспектов. Ключевое преимущество такого взаимодействия — это простота и доступность взаимодействия. Исключается необходимость в использовании услуг посредников — дилеров, галеристов, кураторов. Художник лично может связаться с заинтересованным в его творчестве лицами. Более того, цифровые площадки обеспечивают прозрачность и наглядность рынка, а аналитика посетителей сайтов предоставляет возможность оценить вкусы и предпочтения клиентов [5].
Попова А. В. отмечает, что приобретение NFT сопровождается заключением смарт-контракта, который включает ограничение на копирование произведения, а также запрет на использование объекта интеллектуально собственности за пределами прав правообладателя. [7] Такая технология позволяет с точностью определить и доказать оригинальность цифрового объекта, поскольку каждый токен уникален и неизменен, а значит позволяет с точностью определить автора и доказать оригинальность цифрового объекта.
Получается, что необходимость в заключении лицензионного соглашения или договора об отчуждении исключительного права, предусмотренных ст. 1233 ГК РФ, может отпасть, поскольку у автора будет во владении уникальный токен, подтверждающий право на владение виртуальным активом. Но не стоит забывать, что п. 1 ст. 1291 ГК РФ предусматривает возможность отчуждения исключительных прав по договору авторского заказа в случае, если стороны согласуют данный переход.
Необходимо обратить внимание и на то, что в России на сегодняшний день правовое регулирование невзаимозаменяемых токенов отсутствует, что уже само по себе является проблемой, которую необходимо решить на законодательном уровне.
Данный вопрос поднимала, например, М. А. Рожкова, по мнению которой между токенами и цифровыми правами, как они закреплены в российском законодательстве (ст. 141.1 ГК РФ), нет оснований ставить знак равенства. [8] С её мнением можно согласиться, поскольку цифровые права как объект гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) существуют только в контексте ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно первому нормативно-правовому акту NFT не могут быть названы цифровыми правами по смыслу цифровых финансовых активов или цифровой валюты.
В июле 2022 года Министерство экономического развития Российской Федерации предложило внести изменения в нормативно-правовые акты в части регулирования режима NFT, а именно установить их правовой статус, прояснить возможность их выпуска, регулирования и обращения, а также проработать вопрос защиты покупателей токенов от повторного выпуска. [13] Поскольку действующее законодательство не проясняет всех этих вопросов, и правовая природа NFT-токенов не определена, то необходимо внести поправки в Гражданский кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты.
Отсутствие надлежащего регулирования и понимания правовой природы невзаимозаменяемых токенов ограничивают субъектов применения права в защите лиц, пострадавших от посягательств такого характера. Так, например, вопросы заключения соглашений по вопросу передачи NFT-токенов регулируются субъектами самостоятельно или не регулируются совсем, что может привести к рискам. В связи с этим, необходимо обратить внимание на установление договорных условий, которые бы регулировали отношения между платформой, на которых выпускаются NFT-токены, и правообладателем цифрового объекта, и определяли бы на каком блокчейне запускать NFT и на каком маркетплейсе они будут введены в оборот. [9]
Таким образом, цифровое искусство расширяет возможности для создания и обработки изображений и звуков и вместе с тем, вызывает множество вопросов о подлинности произведения искусства. При этом одним из способов подтверждения авторства выделяют такой объект гражданских прав как невзаимозаменяемые токены или NFT, т. е. уникальные цифровые сертификаты, которые фиксируют права на объект, что позволяет доказать его оригинальность и определить автора. Российскому законодателю необходимо дать более детальную правовую регламентацию невзаимозаменяемым токенам, в частности, установить правовой статус и задать условия по их регулированию и обращению.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 14.07.2022); Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ — 01.11.2022.
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ — 01.11.2022.
- Федеральный закон от 02 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ — 1.11.2022.
- Григорьев А. Д., Захарченко Т. Ю. Развитие концепций цифрового искусства // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5(180). С. 11–17.
- Карцева Е. А. Трансформация художественных коммуникаций и арт-рынка в контексте цифровой культуры // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 1. С. 16–28.
- Кулакова О. С. Non-Fungible Token и правовое регулирование предметов искусства в цифровом пространстве // Журнал Суда по интеллектуальным правам, № 2 (36), июнь 2022 г., с. 141–151.
- Попова А. В. К вопросу о необходимости отражения института «феномена невзаимозаменяемых токенов (NFT-token)» в российском законодательстве / А. В. Попова, С. И. Семцива // Теория государства и права. 2021. № 4. С. 25.
- Рожкова М. А. Категории «цифровое право», «цифровые права» и «цифровая валюта» в российском праве // Право цифровой экономики — 2021 (17): Ежегодник-антология / Рук. и науч. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2021. С. 48
- Рожкова М. А. NFT — что это такое? // Закон.ру. 2021. URL: https://zakon.ru/blog/2021/12/13/nft__chto_eto_takoe__what_is_nft_non_fungible_tokens#_ftn2 (дата обращения: 01.11.2022).
- Картину Бэнкси сожгли и превратили в виртуальный актив [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/10835529 (дата обращения: 01.11.2022).
- Эрмитаж продал NFT-токены картин из своей коллекции на 32 млн рублей [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61376bd99a7947185cd5d967 (дата обращения: 01.11.2022).
- Покрас Лампас продал работу в формате NFT за рекордную для себя сумму рублей [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20210816/nft-1745978133.html (дата обращения: 01.11.2022).
- Токенам перебирают режим [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5480480 (дата обращения: 01.11.2022).