В статье авторисследует вопросы совершенствования правового регулирования системы распределенных реестров, выдвигает предложения по реформированию законодательства, в частности о необходимости создания единого нормативного правового акта, раскрывающего правовой статус блокчейн-технологии, токенов, смарт-контрактов.
Ключевые слова: распределенный реестр, цифровая экономика, правовое регулирование, государственное управление, нормативно-правовой акт.
В последнее время процесс массовой цифровизации пошел на ускорение, свое влияние на это оказала пандемия COVID-19 и непрерывное развитие цифровой экономики. Так, системы распределённого реестра (блокчейн) как одна из сквозных технологий цифровой экономики являются ключевым научно-техническим направлением, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков и одновременно охватывают несколько отраслей. При этом отметим, что блокчейн — это лишь один из видов реализации технологии распределенных реестров, так как на сегодняшний день среди других технологий распределенного реестра именно блокчейн — самая распространенная и апробированная. В этой связи зачастую данные термины отождествляются, потому в данной работе мы будем придерживаться такого же тезиса.
С популяризацией блокчейн-технологии появились две категории проблем: технического и нетехнического характера. К первым относят вопросы, связанные с постоянным развитием данной технологии и её эффективным использованием, стандартизацией. Ко вторым — возможность правового регулирования, легализация, интеграция системы распределенного реестра в государственное управление.
Рассматривая первую проблему, отметим, что в России функционирует технический комитет по стандартизации 26 «Криптографическая защита информации», который изначально начал развивать направление блокчейн и распределенные реестры, но потом блокчейн был выделен в отдельный технический комитет по стандартизации 159 «Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн». На сегодняшний день, на основе предложений первого разработаны МР 26.4.001–2018 «Термины и определения в области технологий цепной записи данных (блокчейн) и распределенных реестров».
Мы считаем, что дальнейшая нормативизация технологии окажет позитивное влияние на её развитие и промышленное внедрение блокчейн-проектов; минимизирует риски, связанные с конфиденциальностью, безопасностью, управлением, функциональной совместимостью и т. д. Конечно, стандарты не заменят специфического правового регулирования, однако они обеспечат условия для создания правовой базы в соответствии с требованиями технологической реальности.
Рассматривая вторую проблему, отметим, что стремление государства к высокому уровню технологичности является важным аспектом повышения качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета и отражено в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. Одной из основных технологий программы являются системы распределенного реестра, к которым относится блокчейн. За этим последовало создание Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям, при Комитете Госдумы по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, что положило начало для легального внедрения блокчейн-технологий.
Также, в конце 2020 года была утверждена разработанная «Ростехом» дорожная карта по развитию в России блокчейна. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «системы распределенного реестра» ставит перспективы для перевода на данную технологию всех государственных информационных систем, а также для использования распределенных реестров для маркировки товаров и в сфере ЖКХ.
Таким образом, проблема правового регулирования признается и понимается на государственном уровне, и уже формируется общая концепция по ее решению. Соответственно, теперь дело стоит за необходимостью ускорения непосредственного нормотворческого процесса и правоприменения.
На данный момент нормативно-правовым актом, прямо затрагивающим блокчейн-технологии, является Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако закон делает упоминание о распределенных реестрах только в двух ключах. А именно — определяет, что распределенный реестр — это совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма) [1]. А также, что части регулирования цифровых финансовых активов — их выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. В отношение же цифровой валюты какой-либо привязки к использованию распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий, в определении данным законом нет.
Таким образом, на сегодняшний день в России сложилась ситуация, когда рассматриваемые нами технологии существуют и уже вовсю используются участниками финансового рынка, хотя их правовое регулирование находится на стадии разработки и корректирования.
По мнению К. В. Пряника, распределенные реестры и технологии блокчейн являются синонимичными понятиями, из этого следует, что они имеют единообразную правовую природу. Ввиду чего отмечается возможная эффективность применения правового режима баз данных для смежных технологий, что ускорит их внедрение в гражданский оборот и решит задачи, поставленные в государственной программе «Цифровая экономика». Делается вывод, что в отсутствие системного и специального правового регулирования является целесообразным использование правового режима баз данных в отношениях, связанных с внедрением технологий распределенных реестров и блокчейн-технологии [2].
Однако, говоря не о временной мере правового регулирования блокчейн-технологии, а основном законе, возникает вопрос о том, как структурировать правовые нормы: объединить их в единый нормативно-правовой акт или объединить только определения, а остальные нормы добавить в отдельные уже существующие нормативно-правовые акты.
На наш взгляд, ввиду того, что системы распределённого реестра, как одна из сквозных технологий цифровой экономики, одновременно охватывает несколько отраслей и тем самым имеет широкое распространение на несколько сфер общественных отношений, задействуя как публичные, так и частные финансы, имеется необходимость не только частичного внесения отдельных блоков статей общего характера в части материального и процессуального законодательства, а также создания объёмного кодифицированного акта. Поскольку данные технологии регулируют обширную область общественных отношений, являются основой для смарт-контрактов, майнинга, токенизации, ведения различного рода реестров, систем фиксации фактов, голосования, документооборота, то каждая из сфер использования распределенных реестров должна быть раскрыта в правовом ключе и оформлена в систему отраслей и институтов права. Так, например, отрасль применения системы распределенного реестра в государственном управлении может включать институты реестров прав и других правоустанавливающих записей (ЕГРП, ЕГРН и др.), госзакупок и т. п. Также, например, отрасль, связанная со смарт-контрактами, должна содержать их правовой статус, принципы и ход исполнения, правовую защиту.
Помимо этого, тремя немаловажными направлениями для правового включения в нормативно-правовой акт являются: предотвращение отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; налогообложение; защита прав пользователей систем распределенных реестров.
Кроме того, как было отмечено ранее, законодатель с особым вниманием в части основных положений должен проработать используемую терминологию и дефиниции понятий, которые существуют в сфере IT-технологий вне правового поля, так как справедливо указывает Л. К. Терещенко [3], что необходимой чертой норм, которые устанавливает государство, является правовая определенность, в связи с чем, есть необходимость в адаптации новых информационных терминов к праву, включении в текст нормативно-правового акта и принципов работы блокчейн-технологии.
Таким образом, отсутствие технических стандартов на национальном уровне и постоянное развитие блокчейн-технологии осложняют определение конкретного юридического статуса систем распределенных реестров и их правовое регулирование в целом. Наиболее существенным вопросом является отсутствие единого нормативно-правового акта, регулирующего все понятия и процессы технологии. В этой связи, такая неопределенность в части легальности использования блокчейн-технологии ограничивает спрос со стороны физических и юридических лиц и тормозит введение её в государственное управление.
Литература:
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации — Текст: электронный // СПС Консультант плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 04.05.2022).
- Пряник, К. В. Правовое регулирование технологии на основе распределенных реестров / К. В. Пряник. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-tehnologii-na-osnove-raspredelennyh-reestrov (дата обращения: 04.05.2022).
- Терещенко, Л. К. Понятийный аппарат информационного и телекоммуникационного права: проблемы правоприменения / Л. К. Терещенко. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2016. — № 10. — С. 101.