Настоящая статья посвящена рассмотрению отсутствующего на сегодняшний день правового понятия технологии блокчейн в российском праве, а именно в предпринимательском праве. Блокчейн на данный момент является быстроразвивающейся технологий с возможностью использования в экономике страны. Несмотря на это, автором выделяются имеющиеся в законодательстве пробелы, мешающие ее полноценному применению.
Ключевые слова: определение понятия блокчейн, распределенный реестр предпринимательство, предпринимательское право, правовое регулирование, цифровые технологии, цифровая экономика
Блокчейн — это цифровое хранилище, которое работает в децентрализованной сети компьютеров («узлов»). Распределенные реестры — относительно новая технология, основанная на предыдущих инновациях, в области криптографии [1].
По словам специалистов, блокчейн и другие различные технологии распределенного реестра уже начали широко распространяться за пределами финансовых и страховых компаний — рынка, на котором они появились изначально. Перспективные проекты тестируются в различных отраслях, в которых происходит цифровая трансформация: розничная торговля, потребительские товары, логистикам, искусство, государственные услуги, развлечения и др. [2].
Страны, применяющие блокчейн для развития предпринимательства и своей экономики, активно совершенствуют законодательство для легального использования таких технологий [3].
В Российской Федерации только начала формироваться нормативно-правовая база регулирования блокчейн-технологий: вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ о цифровых правах [9], Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», известный в народе как закон «О краудфандинге» [6]. Так же следует отметить Приказ Росстандарта, посвященный создании специального технического комитета по стандартизации в данной сфере и являющегося независимым объединением, осуществляющим исследование и развитие блокчейн-технологий.
Главным недостатком указанных законов является отсутствие понятий о блокчейне. Одним из главных нововведений является Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он дает определение Распределенным реестрам: «Это совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма)» [7]. Однако, под данное определение можно отнести любую базу данных (Big Data), имеющую свой алгоритм и создающую резервную копию.
Таким образом может, появиться противоречие в построении правовой конструкции бизнес-моделей. Например, предприниматель, создающий блокчейн для сферы транспортных перевозок, подпадет под регулирования закона о цифровых активах, что неправильно. Точное определение блокчейну и распределенному реестру дает Международная организация по стандартизации в своем стандарте ISO 22739:2020 [4]. «Распределенный реестр (distributed legder) — это реестр (записей), который расположен в наборе распределенных нод (или узлов сети, серверов) и синхронизирован между ними с использованием механизма подтверждения. РР спроектирован таким образом, чтобы: не допускать изменения записей (в реестре), обеспечивать возможность добавления, но не изменения данных, содержать проверенные и подтвержденные транзакции»). При всем при этом, стандартизация не является общеобязательной, ее документы применяется на добровольной основе, а, значит, их нельзя отнести к императивным актам, влияющим на правовое регулирование технологии блокчейн.
Поэтому предлагается внести определение понятия «блокчейн (распределенные реестры)» в Ст.1225 гл.4 Гражданского кодекса РФ и использовать Следующее понятие: «блокчейн (распределенные реестры)» — это неизменяемые данные о совершенной транзакции, расположенные в последовательной цепи из информационных блоков (или узлов сети, серверов), подтверждение достоверности которых, осуществляется путем применения алгоритмов вычислительных систем.
Связанным с правовым регулированием блокчейна является деятельность Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которая среди множества задач отвечает за обеспечение конкурентоспособности российской экономики и улучшения условий ведения предпринимательской деятельности на основе применения цифровых технологий [5].
Подводя итог, можно сказать, что законодатель, внося существующее определение, не провел детальную оценку технологии и перспективы ее использования, сужая ее потенциал к использованию на финансовом рынке. Учитывая скорость принятия технологии во всем мире, количество инвестируемых в нее средств, государство неизбежно будет формировать более четкую правовую основу для использования технологии не только в сфере государственного управления, но и предоставит возможность бизнесу активно внедрять распределенные реестры в различные сферы.
Литература:
1. Димитрополос Г. Блокчейн право // c.12
2. Finance Industry Blockchain Market to Reach $462 Billion by 2030, IHS Markit Says // c. 3
3. Яхорау А. Индекс регулирования Блокчейн и криптовалют // c.52
4. Блокчейн и технологии распределенного реестра — словарь. Официальный сайт МОС. URL https://www.iso.org/ru/standard/73771.html
5. Положение от 7 сентября 2018 г. N 1065 о Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. П.3 в)
6. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2019 г. — № 31. — Ст. 4418; 2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5018.
7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ст. 1, п.7.
8. Суворов Е. Д. Применение принципов договорного права к договорным отношениям, осложненным цифровым элементом // Lex Russica. 2022. № 1(182). С. 109–116.
9. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Россий // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 12. — Ст. 1224.