Организация работы в прокуратуре Москвы по надзору за исполнением законов в сфере уголовно-правовой статистики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Складчикова, А. Е. Организация работы в прокуратуре Москвы по надзору за исполнением законов в сфере уголовно-правовой статистики / А. Е. Складчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92901/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье рассматриваются сущность и значимость уголовно-правовой статистики, а также деятельность аппарата прокуратуры г. Москвы по надзору за исполнением законов в области уголовно-правовой статистики.

Ключевые слова: административный регламент, органы исполнительной власти, регламентация, нормативный правовой акт.

Статистика страны, охватывающая своими показателями все сферы общества, делится на целый ряд отраслей. Одной из таких отраслей является правовая или юридическая статистика, отражающая охрану общественного и государственного строя, различные формы собственности, защиту гарантированных Конституцией прав и интересов граждан и юридических лиц [5, с.15].

Правовая статистика, в свою очередь, подразделяется на 3 отрасли: уголовно-правовая статистика, административно-правовая статистика, гражданско-правовая статистика. Каждая отрасль правовой статистики делится на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, административного и гражданского процессов (рис. 1).

Отрасли правовой статистики

Рис. 1. Отрасли правовой статистики

Уголовно-правовая статистика является базой управленческой сферы правоохранительных органов как при планировании их деятельности, так и при оценке ее эффективности. При этом важно, чтобы при отражении статистических характеристик преступности в уголовно-правовой статистике соблюдались требования надежности, объективности и своевременности этих статистических показателей. Данные статистические материалы могут свидетельствовать как о благополучной ситуации в сфере предупредительной работы правоохранительных органов, так и напротив. При возникновении обстоятельств, создающих негативный образ правоохранительного органа, возникают случаи укрытия преступлений от учета и регистрации, умышленного искажения статистической информации о структуре и динамике преступности, «корректировок» статистических показателей преступности.

В любой краткой характеристике, отражающей особенности преступности в Российской Федерации за определенный промежуток времени, можно отметить основные показатели преступности, складывающиеся в определенную систему. Это общее количество зарегистрированных преступлений и отдельно по их видам (состояние преступности или ее объем), это удельный вес отдельных видов преступлений (структура преступности — в процентном соотношении), это процент раскрываемости (раскрытые и нераскрытые), это сравнение количества преступлений с аналогичными периодами прошлых лет (динамика преступности). Те же характеристики распространяются и на лиц, совершивших преступления. Помимо количественных используются и качественные характеристики преступности (например, характер преступления).

Оценка деятельности правоохранительных органов проводится, в первую очередь, по таким видам преступлений, как тяжкие и особо тяжкие преступления, преступления, совершенные организованными группами или преступными сообществами, преступления террористического и экстремистского характера [4, с. 79]. Это далеко не полный перечень основных показателей, с помощью которых уголовно-правовая статистика может продемонстрировать «картину преступности» [4, с. 80].

Знания о количестве совершенных преступлений, данные о самих преступниках, сведения о нарушениях уголовных законов на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений и другие статистические показатели дают возможность наиболее эффективно осуществлять задачи в деле укрепления законности и правопорядка.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 на органы прокуратуры возложена обязанность ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора [1].

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации в 2011 году создано управление правовой статистики на правах самостоятельного структурного подразделения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Вместе с тем, приказом Генерального прокурора Российской Федерации в 2013 году в аппарате прокуратуры города Москвы образовано управление правовой статистики (далее — Управление), которое является самостоятельным структурным подразделением прокуратуры столицы.

Управление осуществляет следующие функции:

  1. Сбор, обработка, накопление, анализ информации о состоянии законности и преступности на территории, поднадзорной прокуратуре г. Москвы.
  2. Осуществление надзора за соблюдением законодательства при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, в том числе при формировании и обработке документов первичного учета в сфере уголовно-правовой статистики.
  3. Подготовка актов прокурорского реагирования в сфере правовой статистики.
  4. Проведение проверок исполнения законов в сфере правовой статистики.
  5. Изучение положительного опыта работы и принятие мер по его распространению.
  6. Подготовка информационно-методических, аналитических, справочных и иных документов в сфере правовой статистики и др.

Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере уголовно-правовой статистики, управление правовой статистики прокуратуры г. Москвы руководствуется положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 51), Федерального закона от 27.11.2007 № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», приказа Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 24.07.2017 № 513 «Об организации работы по ведению государственного статистического учета в органах прокуратуры РФ».

В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2007 № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» к принципам официального статистического учета и системы государственной статистики относятся полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации [2].

Отсутствие объективных данных о состоянии фактической преступности не позволяет государству должным образом определить и распределить материальные и человеческие ресурсы, направленные на противодействие ей, моделировать и прогнозировать преступность [3, с. 340].

При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства управлением правовой статистики прокуратуры г. Москвы выявлено 24 728 нарушений за январь-апрель 2022 года (рис. 2).

Структура выявленных нарушений при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства за январь-апрель 2022 года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года)

Рис. 2. Структура выявленных нарушений при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства за январь-апрель 2022 года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года)

В целях устранения выявленных нарушений сотрудники управления правовой статистики прокуратуры г. Москвы ежемесячно готовят докладные записки о внесении мер прокурорского реагирования. Благодаря принимаемым мерам сведения о состоянии преступности столицы в государственных отчетах становятся более достоверными, что позволяет правоохранительным органам эффективнее осуществлять задачи в области укрепления законности и правопорядка.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 27.11.2007 № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
  3. Правовая статистика / И. Н. Андрюшечкина, Е. А. Ковалев, Л. К. Савюк, Ю. А. Бикбулатов. — Москва: Юрайт, 2022. — 410 c. — Текст: непосредственный.
  4. Вакуленко, Н. А. Особенности отражения статистических характеристик преступности в уголовно-правовой статистике / Н. А. Вакуленко, А. А. Брюхнов. — Текст: непосредственный // Юристъ — Правоведъ. — 2019. — № 1. — С. 79–80.
  5. Беломестных, А. А. Предмет и задачи правовой статистики / А. А. Беломестных. — Текст: непосредственный // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». — 2019. — № 8. — С. 15.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая статистика, уголовно-правовая статистика, Российская Федерация, москва, осуществление надзора, правовая статистика прокуратуры, преступление, Генеральный прокурор, государственная статистика, официальный статистический учет.


Похожие статьи

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Новеллы законодательства, регулирующего прокурорский надзор в сфере исполнительного производства

В статье рассматриваются законодательные нововведения, возникшие в связи с изданием нового Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Выделяют...

Прокуратура РФ как орган надзора в области налогов и сборов

Данная статья посвящена анализу роли прокуратуры РФ в осуществлении надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются особенности надзорной деятельности и полномочия прокуроров, приводится статистика правонарушений в сфере э...

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Прокурорский надзор над судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В данной работе будут рассмотрены недостатки законодательства Российской Федерации (далее — РФ) в сфере прокурорского надзора за деятельностью судебных приставав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кратко отражены и систематизир...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В статье автор рассматривает актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также предлагает возможные пути их законодательного решения.

Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве

В статье обосновывается вывод о потребности более кропотливого подхода в правовой регламентации функциональных обязанностей прокурора, его полномочий и средств прокурорского реагирования в целях обеспечения надлежащего уровня законности. Исследуются ...

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Похожие статьи

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Новеллы законодательства, регулирующего прокурорский надзор в сфере исполнительного производства

В статье рассматриваются законодательные нововведения, возникшие в связи с изданием нового Указания Генеральной прокуратуры РФ от 19 сентября 2022 г. № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Выделяют...

Прокуратура РФ как орган надзора в области налогов и сборов

Данная статья посвящена анализу роли прокуратуры РФ в осуществлении надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Рассматриваются особенности надзорной деятельности и полномочия прокуроров, приводится статистика правонарушений в сфере э...

О некоторых особенностях прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В представленной статье автором анализируется роль прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа действующего законодательства автором выделяются и исследуются некоторые особенности тактико-методические ...

Прокурорский надзор над судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В данной работе будут рассмотрены недостатки законодательства Российской Федерации (далее — РФ) в сфере прокурорского надзора за деятельностью судебных приставав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кратко отражены и систематизир...

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

В статье рассматриваются особенности реализации прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов на предмет обеспечения законности и недопущения нарушения прав граждан. Обозначены принципиальные особенности прокурорского надзора согласно ука...

Актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В статье автор рассматривает актуальные проблемы полномочий прокурора по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также предлагает возможные пути их законодательного решения.

Надзор за соблюдением законности как основная функция прокурора в российском уголовном судопроизводстве

В статье обосновывается вывод о потребности более кропотливого подхода в правовой регламентации функциональных обязанностей прокурора, его полномочий и средств прокурорского реагирования в целях обеспечения надлежащего уровня законности. Исследуются ...

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Задать вопрос