Международно-правовой статус Азово-Керченской акватории: исторический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Коротаев, В. Н. Международно-правовой статус Азово-Керченской акватории: исторический аспект / В. Н. Коротаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 286-293. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92878/ (дата обращения: 24.11.2024).



Целью данной статьи является определение международно-правового статуса Азово-Керченской акватории на основании действующих международно-правовых актов, с учетом физико-географических характеристик и исторического аспекта, для предупреждения и правильного разрешения морских споров с участием Российской Федерации.

Вопрос является актуальным в связи с произошедшими за последнее время геополитическими изменениями и значительным укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, стремлением ряда ведущих мировых держав любыми способами ослабить Россию, бросить ей вызов.

Азовское море — внутреннее море двух государств: России и Украины. Море находится на востоке Европы, в глубине континента, при этом относится к бассейну Атлантического океана, с которым соединено посредством целой системы проливов и морей, ближайшее из которых Чёрное. Помимо того, что Азовское море находится в глубине континента и одно из самых удаленных от океана, оно еще самое мелкое море в мире, глубина его не превышает 15 м, средняя глубина всего около 8 м. Длина моря наибольшая не превышает 380 км, ширина 230 км, площадь около 38000 км².

Керченский пролив (ранее Еникалийский, в древности греч. — Боспор Киммерийский) — пролив, принадлежащий акватории Азовского моря, связывает Азовское море с Черным и является единственным выходом из Азовского моря в сторону океана. Западным берегом пролива является Керченский полуостров, а восточным Таманский полуостров. Длина пролива составляет 22 мили (40,7 км) по другим данным около 45 км, ширина от 4,5 до 15 км, наибольшая глубина 18 м. Керченский пролив является судоходным проливом, ежегодно по нему проходит до 9 тысяч различных судов и кораблей, т. е. 30–40 в день, а иногда 50 и выше. С целью большего удобства коммерческого мореплавания в период с 1874 по 1877 годы был создан Керчь-Еникальский канал (КЕК). Максимальная глубина канала на момент его создания составляла 5,7 м. В 1969–1970 годах проведены работы по расширению канала до 120 м, дноуглублению до 9–9,75 м и увеличению радиуса закругления поворотов, для прохода любых самых крупных на то время советских судов. Общая длина канала составляет 18,9 мили (35 км) по другим источникам указывается — 24,3 км. Паспортная глубина канала 9,35 м.

Важным вопросом при рассмотрении международно-правового статуса Азово-Керченской акватории является вопрос строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Впервые идея создания такого перехода была реализована немецким командованием в период оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны. Так, в мае-июне 1942 г. всего за 23 дня ими была построена грузовая канатная дорога. Общая протяженность грузовой канатной дороги составила около 4,5 км. Плановый объем перевалки груза до 1000 тонн грузов в сутки. Канатная дорога действовала немногим больше года, и в ходе отступления немецко-фашистских войск с Кубани в Крым в начале октября 1943 г. была разрушена. В феврале 1944 г. уже заработала грузовая канатная дорога, построенная для снабжения советских войск. Протяженность канатной дороги составила 5,1 км. Суточный объем перевалки грузов составлял около 300 тонн. Весной 1944 г. канатная дорога была разобрана. За четыре месяца был построен Керченский железнодорожный мост, который был введен в эксплуатацию к 7 Ноября 1944 г., но уже в феврале 1945 г., ввиду несоблюдения мер противоледовой защиты опор был почти полностью разрушен ледоходом. В дальнейшем от восстановления, либо строительства нового моста отказались по финансово-экономическим соображениям и довольствовались круглосуточной паромной переправой, которая исправно функционировала с 1954 по 2020 годы между пунктами порт Крым (северо-восточная окраина Керчи) — порт Кавказ. Протяженность линии составляла около 5 км, время в пути около 40 минут. Паромы перевозили не только людей и автотранспорт, но и железнодорожные составы (в 90 — е годы железнодорожное сообщение было прервано, а с 2004 года восстановлено). При этом, в апреле 2008 г. между президентами России и Украины была достигнута договоренность, а затем подписано межправительственное Соглашение от 17 декабря 2013 г. о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив (в 2014 году действие Соглашения согласно ноте МИД России приостановлено с 13 апреля 2015 г. в связи с отказом украинской стороны из-за Крыма). Поэтому усилиями только лишь одной Российской Федерации в период с февраля 2016 по декабрь 2019 года через Керченский пролив был построен Крымский мост, состоящий из двух параллельных мостов — автомобильного и железнодорожного. Первым, в середине мая 2018 г. открыт автомобильный мост, а в конце декабря 2019 г. железнодорожный. Крымский мост соединяет Керченский полуостров с Таманским, длина его составляет 19 км, в том числе 7,5 км проходит над морем, а 6,5 км по острову Тузла и Тузлинской косе. Мост влияет на интенсивность судоходства и является определенным препятствием. Параметры моста позволяют проходить судам по высоте не более 33 м, по длине до 252 м, по ширине до 25 м, с осадкой 8 м. Для более интенсивного грузооборота морских портов Азовского моря с использованием современных судов водоизмещением 50000–100000 тонн, и повышения навигационной безопасности расхождения судов необходимо проведение дноуглубления канала до 9,5–10 м, расширение канала до длины пролета моста, т. е. до 185 м.

Для правильного понимания и раскрытия международно-правового статуса Азово-Керченской акватории кроме ее физико-географических особенностей рассмотрим исторический аспект, ниже рассматривается.

Как известно, Азовское море не один раз меняло название, в зависимости от того, какие народы проживали на прилежащих к нему территориях. Греки называли его Меотским озером. Во времена княжества Тьмутаракань (X — XI век н. э.) его называли Русским. В XIV — XVI веке море называлось Сурожским (считается, что Сурож — одно из исторических названий города Мариуполя). Название — «Азовское» оно, вероятно, получило от названия города-крепости Азов, после ее взятия русскими войсками. Крепость Азов (по турецки Азак) была построена турками в 1475 г. после победы над генуэзцами и взятия г. Тана (Тапаис). В XVII веке крепость дважды завоевывалась русскими войсками, сначала казаками в 1637 г., затем регулярными войсками под предводительством Петра I в 1696 г. в период Русско-турецкой войны 1686–1700 гг., и перешла во владение России по Константинопольскому мирному договору 1700 г. Уже с 1708 г. в составе Русского царства была образована Азовская губерния с центром в городе Азов. В 1711 г. крепость была отбита турками и владение ею, и прилежащими землями, на некоторое время было утрачено. Однако границы и название губернии изменять не стали, лишь в 1725 г. название было изменено с «Азовской» на «Воронежскую». Крепость Азов перешла к Российской империи в 1739 г. по Белградскому мирному договору после взятия ее русскими войсками под командованием фельдмаршала графа Ласси во время Русско-турецкой войны 1735–1739 гг. Доступ к Азовскому и Черному морям был для Российской империи частично приоткрыт. Контроль над Азовским морем Российская империя продемонстрировала уже в 1773 г., когда Донская (Азовская) флотилия под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина надежно закрыла турецкому флоту вход в Азовское море, заняв крепости Керчь и Еникале, полное же господство стало возможно лишь в 1790 г., после целого ряда знаменательных побед русской армии и флота в двух Русско-турецких войнах (1768–1774) и (1787–1791).

Вспомним, что же происходило в Северном Причерноморье в указанные периоды. Так, сухопутной 1-ой армией фельдмаршала графа П. А. Румянцева нанесены сокрушительные поражения превосходящим силам турок в Бессарабии в сражениях при Рябой Могиле (июнь 1770), при Ларге (июль 1770), при Кагуле (июль 1770), до этого заняты крепость Хотин (сентябрь 1769), города Яссы (сентябрь 1768), Бухарест (ноябрь 1769), Измаил (июль 1770), Килия (август 1770), крепость Аккерман (ныне г. Белгород-Днестровский) (сентябрь 1770), Браилов (ноябрь 1770), крепость Журжу (март 1771), сухопутной 2-й армией (командующий генерал-аншеф граф П. И. Панин) взята крепость Бендеры (сентябрь 1770). На Кубани, отряд под командованием генерал-майора И. Ф. де Медема, совместно с калмыками, нанес поражение кубанским татарам (июль 1769), что ослабило силы Крымского ханства, а небольшой отряд майора Раталиева нанес поражение кабардинцам и принудил их (август 1769) объявить себя поддаными Российской империи. 24–27 июня (5–7) июля 1770 г. прибывшая с Балтики объединенная русская эскадра под общим командованием графа Алексея Орлова уничтожила турецкий флот в ходе сражений, проходивших в Хиосском проливе, а затем в Чесменской бухте. В этом же году ногайские татары Буджакской, Едисанской, Едичкульской и Джамбулакской орд, отрезанные от турецких войск действиями русской армии, решили выйти из войны, отделиться от Османской империи, и принять покровительство России. Это также ослабило Крымское ханство. В июне 1771 г. русская армия под командованием генерал-аншефа князя В. М. Долгорукова разбила татарские орды, взяла штурмом Перекоп и овладела Крымом. Донская флотилия (Азовская) под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина в мае-июне 1771 г. прикрывала наступление армии Долгорукова на Крым с моря, подвозила припасы, была готова противостоять турецкому флоту при его появлении в Керченском проливе и попытке зайти в Азовское море. После поражения Крымский хан Селим-Гирей III бежал в Турцию. Избранный крымской знатью новый хан Сагиб-Гирей II был сторонником сближения с Россией. Пользуясь благоприятными обстоятельствами, князь Долгоруков подписал с Сагиб-Гиреем II Карасубазарский договор 1 (12) ноября 1772 г., согласно которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. Военные действия 1768–1774 гг. закончились заключением Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г., по условиям которого Крымское ханство становилось независимым от Османской империи. Российская империя получила право беспрепятственного прохождения торговых судов по акватории Азовского моря, также под контроль Российской империи переходила часть азовского побережья, Керченский пролив, город Керчь и крепость Еникале. Однако остальные города и территория, примыкающая к Азовскому морю, в т. ч. крепость Азов, возвращались под контроль Османской империи. Несмотря на достигнутые договоренности, Османская империя постоянно стремилась восстановить утраченное положение и возвратить свои владения. Так в 1775 году, несмотря на положения заключенного мирного договора, турки не позволили вывести корабли Азовской флотилии из Азовского моря в Черное через Керченский пролив, так как разгадали планы русских по привлечению флота к участию в боевых действиях на Северном Причерноморье. В связи с этим императрицей Екатериной II было принято решение о строительстве боевых кораблей для будущего Черноморского флота непосредственно на побережье Черного моря (Указ от декабря 1775 г.). В 1778 г. заложен город-порт Херсон в устье Днепра. В 1783 г. под давлением доверенных людей князя Г. А. Потёмкина хан Бахадур-Гирей II отрекся от престола, Россией возвращен на престол хан Шагин-Гирей, после чего Крымское ханство с принадлежащими владениями, были приняты в состав Российской империи. Пользуясь благоприятной ситуацией, Екатериной II был подписан манифест от 8 (19) апреля 1783 года «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» и указанные территории вошли в состав Российской империи. Полуостров, а также прилегающие с севера к Крыму плодородные земли с городами Алешки, Бердянск, Геническ, Мелитополь и другие образовали Таврическую губернию. В дальнейшем под общим руководством светлейшего князя генерал-фельдмаршала Г. А. Потемкина, чья личная заслуга — взятие турецких крепостей Очаков (декабрь 1788), Бендеры (ноябряь 1789) в ходе боев и сражений с турецкой армией и флотом были достигнуты великие победы такими полководцами и флотоводцами, как генерал-аншеф граф А. В. Суворов (сражение при Фокшанах (август 1789), сражение при Рымнике (сентябрь 1789), взятие турецкой крепости Измаил (декабрь 1790)), контр-адмиралы Н. С. Мордвинов, Джон Пол Джонс и Нассау Зиген — сражение в Лимане (июнь 1788), контр-адмирал Ф. Ф. Ушаков (сражение у о. Фидониси (июль 1788), сражение в Керченском проливе (июль 1790), сражение у мыса Тендра (сентябрь 1790 по н.ст.), сражение при Калиакрии (август 1791 по н.ст.), адмирал И. М. де Рибас (действия гребной флотилии на Дунае, предварявшие взятие Измаила, август-сентябрь 1790), генерал-майор И. И. Герман (разгром на Кубани турецкой армии Батал-Бея, октябрь 1790 г.), генерал-аншеф И. В. Гудович (взятие и полное уничтожение Кубанским корпусом турецкой крепости Анапа, самоуничтожение турками крепости Суджук-Кале — в районе современного Новороссийска (июнь 1791)).

Таким образом, во второй половине XVII века проходила русская колонизация Северного Причерноморья и Крыма. По итогам Ясского мирного договора (заключен 29 декабря 1791 (9) января 1792 г.) за Российской империей было закреплено все Северное Причерноморье от реки Днестр до реки Кубань, а также Крым.

Как видно из изложенного, уже в 1783 году Азовское море было полностью окружено русскими землями. С этого времени оно стало внутренним морем Российской империи (в международно-правовом понимании), и оставалось таковым до её разрушения в 1917 году.

После произошедших революционных преобразований в результате двух революций 1917 года (Февральской буржуазной и Великой Октябрьской социалистической), передела власти между действующими политическими партиями, и образования в границах бывшей Российской империи нового социалистического государства — Российской Советской Республики (РСР), после окончания гражданской войны и интервенции Центральных держав, после возвращения под контроль всех примыкающих к Азовскому морю территорий, Азовское море с 1922 по 1991 гг. стало внутренним морем этого нового государства. Так, 30 декабря 1922 года РСР преобразована в Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

В декабре 1991 года СССР прекратил существование, ввиду самостоятельного выхода из его состава составлявших его республик и образования ими независимых государств, и Азовское море стало внутренним морем двух государств России и Украины (1991–2022 гг.). Однако, учитывая историческую общность двух государств, общие исторические корни (это один русский народ), участие в Содружестве Независимых Государств (СНГ), т. е. государств, фактически объединенных в одно конфедеративное государство (хотя на западе относят СНГ к категории международных организаций, таких как ООН) можно говорить о том, что Азовское море исторически является внутренним морем двух государств, и также исторически, является внутренними водами двух государств.

При этом за последнее время произошли значительные изменения, имеющие прямое отношение к статусу Азово-Керченской акватории. Так, в результате противостояния между оппозицией и представителями действующей власти в Украине, протестов на Майдане в столице Украины городе Киеве, власть захватила националистически настроенная оппозиция. Законный президент В. Ф. Янукович был вынужден бежать из Украины. Крымчане не согласились жить в государстве, управляемом националистами, согласно принятому Верховным Советом Автономной Республики Крым постановлению от 17 марта 2014 г., Крым провозглашен независимым суверенным государством — Республикой Крым. 18 марта 2014 г. Республика Крым и город Севастополь вошли в состав Российской Федерации.

21 февраля 2022 г. свою независимость провозгласила Донецкая народная Республика (ДНР), также ранее входившая в состав Украины. Независимость ДНР признана Российской Федерацией.

В ходе специальной военной операции Российской Федерации по демилитаризации и денацификации Украины, начатой 24 февраля 2022 г. в целях защиты от Киевского режима жителей Донбасса, были освобождены от националистических формирований Донецкая, Херсонская и часть Запорожской области Украины, примыкающая к Азовскому морю.

В интервью ТАСС 20 мая 2022 г. спикер парламента Республики Крым В. А. Константинов сказал: «Снабжение всего юга России, Донбасса станет настолько взаимосвязанным, что это будет очень экономически выгодно. Почему нужно иметь ввиду и порт Мариуполь, который тоже работал в этой связи очень интенсивно и эффективно, Азовское море фактически становится внутренним морем, и там тоже много перспектив». [20]

Сама же Украина выход из своего состава Крыма, Донецкой, Херсонской и части Запорожской области не признает, считает, что ее право в отношении Азово-Керченской акватории не изменилось, что оно нарушается Россией. Позицию Украины поддерживают США, Великобритания, страны Европейского союза, объявившие России санкции. Учитывая, что у Украины нет доступа к ее бывшим портам на Азовском море, то в марте 2022 г. Украина объявила о закрытии морских портов в связи со спецоперацией России, и далее о временном закрытии с 1 мая 2022 г. четырех морских портов на Черном и Азовском море в связи с невозможностью обеспечивать обслуживание судов и пассажиров, в т. ч. портов Бердянск и Мариуполь. Ранее, в мае 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, Украина объявила о закрытии морских портов на территории Крыма, в т. ч. порта Керчь.

Таким образом, Украина, являющаяся вместе с Россией владельцем прав на Азово-Керченскую акваторию де-юре, де-факто выход к акватории Азовского моря и Керченского пролива полностью утратила.

Однако, юридически международно-правовой статус Азово-Керченской акватории, как исторически внутреннего моря Российской Федерации еще не оформлен, заключенные между Россией и Украиной международные договоры и соглашения, которыми установлен международно-правовой статус Азово-Керченской акватории, как исторических внутренних вод двух государств, до настоящего времени действуют, ни Россия, ни Украины их не денонсировала.

На сегодняшний день международно-правовой статус Азово-Керченской акватории определяется на основании следующих международно-правовых актов:

Договора между Российской Федерацией и Украиной «О российско-украинской государственной границе» от 28 января 2003 г., ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. № 24-ФЗ;

Договора между Российской Федерацией и Украиной «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» от 24 декабря 2003 г., ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 22 апреля 2004 г. № 23-ФЗ;

Помимо указанных выше международно-правовых актов к рассматриваемому вопросу имеют отношение следующие международные соглашения:

Соглашение «О создании Содружества независимых Государств» от 8 декабря 1991 г., ратифицировано Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. № 2014–1, т. к. Россия и Украина являются членами и учредителями СНГ, образованного подписантами Союзного договора 1922 года, вместо прекратившего существование СССР.

Договор «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной», заключенный 31 мая 1997 г., ратифицированный Верховной Радой Украины от 14 января 1998 г., Государственной Думой России от 25 декабря 1998 г., вступал в силу с 1 апреля 1999 г. (действие договора прекращено с 1 апреля 2019 г. по инициативе украинской стороны согласно Закону Украины от 10 декабря 2018 года «О прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничества и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной»).

Другие межправительственные Соглашения России и Украины в развитие Договора «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной»: о торговом судоходстве (от 8 февраля 1995 г., вступило в силу с 27 мая 1995 г.); по обеспечению безопасности морского судоходства в Азовском море и Керченском проливе (от 20 марта 2012 г., вступило в силу с 5 ноября 2012 г.); сотрудничества в морском и авиационном поиске и спасении (от 27 октября 2010 г., вступило в силу с 30 сентября 2011 г.); о пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной (от 8 февраля 1995 г., вступило в силу с 11 марта 1995 г., с изменениями от 15 февраля 2011 г., вступили в силу с 29 марта 2012 г.); о сотрудничестве и взаимодействии с целью развития пунктов пропуска через российско-украинскую государственную границу (от 18 октября 2011 г., вступило в силу с 18 июня 2012 г.); по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив (от 17 декабря 2013 г., вступило в силу с 11 февраля 2014 г., действие прекращено с 13 апреля 2015 г.); о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (от 16 января 1997 г., с изменениями о прекращении действий отдельных положений этого Соглашения от 30 января 2015 г.) и др., в т. ч. Соглашения, заключенные на уровне министерств и ведомств двух государств, например, об организации международного прямого железнодорожно-паромного соединения через порты «Кавказ» (Россия) и «Крым» (Украина) (от 12 ноября 2004 г., вступило в силу с 12 ноября 2004 г.) или по вопросам рыболовства (от 14 сентября 1993 г.).

Рассмотрим положения указанных выше документов.

Так, общими целями государств подписавших Соглашение «О создании Содружества независимых Государств» от 8 декабря 1991 г. является равноправное взаимовыгодное сотрудничество народов в различных областях жизнедеятельности: политике, экономике, культуре, образовании, здравоохранении, охране окружающей среды, науке, торговле, гуманитарной сфере, развитии системы транспорта и связи, обеспечении мира и безопасности, социальной защиты, миграции, борьбы с организованной преступностью, соблюдения общепризнанных международными нормами прав и свобод человека, как в отношении своих граждан, так и в отношении граждан других договоривающихся сторон, и лиц без гражданства, проживающих на их территории.

В соответствии со ст. 5 Соглашения о создании СНГ:

«Высокие Договаривающиеся Стороны признают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества.

Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества».

Согласно ст. 11 Соглашения о создании СНГ:

«С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР».

Договор «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» заключен в целях развития стратегического партнерства и сотрудничества в основных областях и сферах жизнедеятельности государств. Хотя действие Договора и было прекращено с 1 апреля 2019 г., однако длительное время (20 лет) Договор действовал, на его основании были заключены приведенные выше Договоры и Соглашения, во время его действия между Сторонами возникали морские споры.

Так, в Договоре «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» было задекларировано, что Стороны уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ (ст. 2). Указывалось, что Стороны строят отношения на основе общепризнанных норм международного права (ст. 3), при наличии спорных проблем, их урегулирование производится мирными средствами, путем консультаций и переговоров (ст. 4, ст. 37). Стороны обязались воздерживаться от каких бы то ни было действий, направленной против другой Стороны, и не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. В Договоре указывалось, что ни одна из Сторон не допустит того, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны (ст. 6). Каждая из Сторон Договора гарантировала гражданам другой Стороны права и свободы на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством Сторон, или их международным договором (ст. 10). Стороны выказали готовность и далее развивать всестороннее сотрудничество в деле спасения и сохранения природной среды Азово-Черноморского бассейна, проведение морских и климатологических исследований, использование рекреационных возможностей и природных ресурсов Черного и Азовского морей, развития судоходства и эксплуатации морских коммуникаций, портов и сооружений (ст. 29).

В Договоре задекларированы намерения Сторон по развитию сотрудничества в следующих областях и сферах жизнедеятельности, потенциально имеющих отношение к Азово-Керченской акватории, это сотрудничество в области: транспорта, обеспечении свободы транзита лиц, грузов и транспортных средств через территории друг друга в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 17); перевозки грузов и пассажиров железнодорожным, воздушным, морским, речным и автомобильным транспортом между обеими сторонами и транзитом по их территории, включая операции через морские, речные и воздушные порты (ст. 17); проведении поиска и аварийно-спасательных работ, а также в расследовании чрезвычайных происшествий на транспорте (ст. 18); ликвидации чрезвычайной ситуации на путях сообщения и других объектах (ст. 22); в области защиты окружающей среды, экологической безопасности (ст. 25); в вопросах обмена гидрометеоинформацией (ст. 30); в вопросах регулирования миграционных потоков (ст. 32). По большинству из указанных направлений Договор предусматривает заключение отдельных соглашений, кроме того, согласно ст. 38 Договора предусмотрена возможность заключения других соглашений в областях, представляющих взаимный интерес.

Теперь перейдем к рассмотрению указанных выше Договоров и Соглашения заключенных на основании Договора «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной»

Рассмотрим Договор «О российско-украинской государственной границе» от 28 января 2003 года.

Так, согласно ст.1 Договора:

«В настоящем Договоре под термином «российско-украинская государственная граница», далее — «государственная граница» или «граница», понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, разделяющие государственные территории (сушу, воды, недра и воздушное пространство) Договаривающихся Сторон от точки стыка государственных границ Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь до точки, расположенной на берегу Таганрогского залива».

Таким образом, в Договоре конечной точкой российско-украинской государственной границы является точка, расположенная на берегу Таганрогского залива, т. е. при заключении Договора разграничение Азово-Керченской акватории линией государственной границы отсутствовало.

Согласно ст. 5 Договора:

«Урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между Договаривающимися Сторонами в соответствии с международным правом. При этом ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств».

Из этого следует, что статус Азовского моря и Керченского пролива признается Сторонами, как внутренние воды двух государств, что с учетом положений приведенной статьи (т. е. согласно мнению Сторон) соответствует международному праву, в связи с чем, не наносит ущерба позициям сторон, при этом не препятствует урегулированию вопросов, относительно смежных морских пространств по соглашению между Сторонами в соответствии с международным правом, т. е. разграничение линией государственной границы Азово-Керченской акватории предполагалось отдельным Соглашением при необходимости.

Договором между Российской Федерацией и Украиной «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» от 24 декабря 2003 года статус Азовского моря и Керченского пролива устанавливается Сторонами как исторические внутренние воды Российской Федерации и Украины (абз. 1, ст. 1), при этом указывается, что Азовское море разграничиваются линией государственной границы в соответствии с Соглашением между Сторонами (абз. 2, ст. 1). Касаемо же Керченского пролива, речь о разграничении линией государственной границе в Договоре не идет, а указывается на то, что: «Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами».(абз. 3, ст. 1). Таким образом, Стороны зафиксировали нежелание разграничивать линией государственной границы Керченский пролив, который находился в совместном использовании.

Также, Договор определил режим использования Азовского моря и Керченского пролива торговыми судами и военными кораблями Сторон и третьих государств. Согласно ст. 2 Договора:

«1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.

2. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него.

3. Военные корабли и другие государственные суда третьих государств, эксплуатируемые в некоммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом или деловым заходом в порт одной из Сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой Стороной».

Согласно ст. 3 Договора:

«Российско-украинское сотрудничество, в том числе совместная деятельность в области судоходства, включая его регулирование и навигационно-гидрографическое обеспечение, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, а также поиска и спасания в Азовском море и Керченском проливе, обеспечиваются как реализацией имеющихся соглашений, так и заключением, в соответствующих случаях, новых договоренностей».

Таким образом, действующими международными договорами Российской Федерации и Украины определен статус Азовского моря и Керченского пролива как исторические внутренние воды двух государств. На момент заключения и ратификации договоров и до настоящего времени разграничение линией государственной границы Азовского моря и Керченского пролива Сторонами не производилось, предполагалось сделать это отдельным Соглашением или отдельными Соглашениями.

Задекларированный в международных договорах России и Украины международно-правовой статус Азово-Керченской акватории, как исторические внутренние воды, является справедливым, т. к. отражает и длительность периода владения более 230 лет, только в последнее время, и почти такой же период 1000 лет назад, исключительную власть и контроль над акваторией последние 250 лет, подтвержденные историческим ходом событий (приведены выше, как исторический аспект), важность связанных с акваторией исторических событий для двух братских государств, с учетом отсутствия претензий на данную акваторию со стороны других государств, и отсутствия противоречий положениям ст. 8 (Внутренние воды) Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (Далее — Конвенция), согласно которой: "…воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства».

И, действительно, воды Азовского моря, которое географически относится к внутренним морям, расположены в сторону берега от исходной линии территориального моря.

Внутренние воды входят в состав территории государства, на них распространяется государственный суверенитет.

Так, п. 1, ст. 2 Конвенции установлено:

«Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод…"

Также, данное согласуется с положениями ч. 1, ст. 67 Конституции Российской Федерации, в которой определяется, что включает в себя территория Российской Федерации (указываются в т. ч. и внутренние воды), и ч. 1, ст. 4 Конституции Российской Федерации о том, что «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». В Конституции Украины не указывается, что в состав территории государства входят внутренние воды, однако, также как в России «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию»... (ст. 2 Конституции Украины).

И Россия, и Украина ратифицировали Конвенцию, поэтому она, также как и заключенные между двумя государствами международные договоры, является частью национальной правовой системы каждого из государств. И в России (ст. 15), и на Украине (ст. 8) Конституция имеет высшую юридическую силу, международные договоры имеют приоритет перед законами.

Многими специалистами (в основном западными) утверждается, что международно-правовой статус Азовского моря — как замкнутого и полузамкнутого моря (согласно ст. 122 Конвенции) является более верным. На первый взгляд такой подход обоснован, ввиду наличия двух государств, территории которых окружают море и узкого прохода в виде Керченского пролива, соединяющего Азовское море с Черным, однако это только соответствие по формальным признакам. Более правильным является определение международно-правового статуса Азово-Керческой акватории согласно Договору между Россией и Украиной «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», как исторических внутренних вод двух государств, так как учитывается исторический аспект.

Претензии специалистов «заинтересованных» западных стран, которые ссылаются на ст. 122 Конвенции имеют скрытую подоплеку, желание понудить Россию и Украину провести демаркацию Азово-Керченской акватории, определить границы территориального моря и исключительной экономической зоны. Однако ст. 122 Конвенции это не предписано, это один из двух возможных вариантов, через союз «или». Поэтому Договор между Российской Федерацией и Украиной «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», утвердивший международно-правовой статус этой акватории, как исторических внутренних вод двух государств согласно п. 2 ст. 311 Конвенции, необходимо рассматривать, как совместимый с Конвенцией, т. к. он не противоречит Конвенции и не затрагивает интересы других государств участников, т. к. предусматривает режим использования Азово-Керченской акватории торговыми судами и военными кораблями, как самих России и Украины, так и третьими странами.

Литература:

  1. Азовское море. Интернет сайт: https://wikiway.com/russia/azovskoe-… Дата обращения 17 апреля 2022, 14.20.
  2. Азовское море. Интернет сайт: https://woldcapski.ru/soobshchenie-… Дата обращения 17 апреля 2022, 15.10.
  3. Васильев Н. Земля. Хроника жизни. Загадки древнего города Азов. Интернет сайт: https://earth-chronicles.ru>news/ обращение 17.04.2022, 13.50.
  4. Договор между Российской Федерацией и Украиной «О российско-украинской государственной границе» от 28 января 2003. Интернет сайт: http://docs.cntd.ru/document/9018809803.. Дата обращения 6 июня 2022, 9.56.
  5. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003. Интернет сайт: http://docs.cntd.ru/document/90188866... Дата обращения 6 июня 2022, 8.28.
  6. Договор «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» от 31 мая 1997. Интернет сайт: http://docs.cntd.ru>document>1902220.. Дата обращения 6 июня 2022, 22.28.
  7. История канатной дороги через Керченский пролив. Интернет сайт: http://mykerch.co... Дата обращения 24 июня 2022, 11.40.
  8. История Руси. Царствование Петра I. Интернет сайт: istoriarusi.ru>car…petra-1.html, Дата обращения 11 апреля 2022, 9.30.
  9. История Новороссии. Новороссия в Российской империи. Интернет сайт: https:/legalrollers.ru/goo Дата обращения мая 2022, 1.25.
  10. «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS), интернет сайт: https://Consultant.ru > document/cons_doc… Дата обращения 13 апреля 2022, 15.00.
  11. Конституция Российской Федерации, интернет сайт: http://www.consult… Дата обращения 2 июня 2022, 12.45.
  12. Конституция Украины, интернет сайт: https:/meget.kiev.ua/zakon/konstitutsia-ukrain… Обращение 5 июня 2022, 17.32.
  13. Малышев Д. В. Керченский кризис и статус Азовского моря // Постсоветские исследования. 2019. № 4. С. 33–37.
  14. Мининфраструктуры Украины издало приказ о закрытии части портов на Черном и Азовском морях // ТАСС// 1 мая 2022 интернет сайт: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14... обращение 21 мая 2022, 14.28.
  15. Петров О. Ю. Современные международно-правовые аспекты статуса Керченского пролива и использования вод Азовского моря для международного судоходства и военного мореплавания // Право в Вооруженных Силах-Военно-правовое обозрение. 2019. № 4. С. 81–89.
  16. Реформы Петра I. интернет сайт: vizlit.com>car…neobhodimost_vyhoda…, Дата обращения 11 апреля 2022, 9.30
  17. Скаридов А. С. Военная и правоохранительная деятельность в контексте применения вооруженных сил для охраны государственной границы на море // Океанский менеджмент. 2019. № 4. С. 56–62.
  18. Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе от 20 марта 2012. Интернет сайт: http://docs.cntd.ru>document>90234384.. Обращения 6 июня 2022, 9.17.
  19. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств интернет сайт: https://docs.cntd.ru/1900... Дата обращения 2 июня 2022, 11.40.
  20. Спикер парламента Крыма: Азовское море фактически становится внутренним морем России // ТАСС// 20 мая 2022, 08.15 интернет сайт: https://tass.ru/interviews/14676805?utm_source... обращение 21 мая 2022, 12.18.
  21. Таврическая область. История. интернет сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/Та … Дата обращения 15 мая 2022, 14.30
  22. ФЗ РФ «О внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 № 155-ФЗ, интернет сайт: http://www.consultant.ru/document/cons-doc.. Обращение 5 июня 2022.
  23. Чухраев Э. М. Ему обязаны мы Черным морем. // Севастопольские известия № № 49–51, 2021, № № 4–6, 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): Украина, Российская Федерация, Азовское море, Керченский пролив, Россия, Азово-Керченская акватория, Крым, море, Российская империя, международно-правовой статус.


Похожие статьи

Международно-правовой статус Азово-Керченской акватории, исторический аспект, современное состояние

Целью данной статьи является определение международно-правового статуса Азово-Керченской акватории на основании действующих международно-правовых актов, с учетом физико-географических характеристик, исторического аспекта и результатов проведения спец...

Правовая характеристика особо охраняемых природных территорий. Проблемы обеспечения их охраны

Авторы статьи проводят обзорный анализ правового статуса особо охраняемых природных территорий с целью выявления коллизий и пробелов законодательства Российской Федерации в данной области. В настоящее время, существует необходимость пересмотра правов...

Актуальные вопросы современных угроз экологической безопасности

Правовое обеспечение и научно-теоретическое обоснование экологической безопасности объективно изменилось в связи с новыми угрозами, появившимися в указанной сфере. Это отразилось и на деятельности Российской Федерации в области защиты экологии нашей ...

Трудности определения квалификации в сфере посредничества при вовлечении во взяточничество

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с трудностями определения квалификации в сфере посредничества при вовлечении в взяточничество в российском уголовном праве. Данная проблема в настоящее время носят теоретический характер, а на практи...

Особенности геополитического статуса Российской Федерации

Статья посвящена рассмотрению истоков формирования геополитического статуса Российской Федерации. Определяются ключевые особенности геополитического курса России, обозначаются основные исторические события, повлиявшие на определение России в рамках д...

Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних

Имущественные права несовершеннолетних, как наиболее незащищенной категории граждан в силу их психологической, физической и социальной незрелости, нуждаются в надежной правовой защите со стороны государства. Несмотря на то, что политика государства о...

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Проблемы развития службы судебных приставов в РФ

В настоящее время экономические и социальные отношения претерпевают изменения, что приводит к отсутствию предсказуемости и стабильного развития правового регулирования в государстве. В такой ситуации первостепенное значение приобретают гарантии восст...

К проблемам предупреждения пыток на современном этапе

Автором настоящей статьи рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Кыргызской Республики. Кроме того автор анализирует международные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения пыток. На основе анализы международн...

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан

Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...

Похожие статьи

Международно-правовой статус Азово-Керченской акватории, исторический аспект, современное состояние

Целью данной статьи является определение международно-правового статуса Азово-Керченской акватории на основании действующих международно-правовых актов, с учетом физико-географических характеристик, исторического аспекта и результатов проведения спец...

Правовая характеристика особо охраняемых природных территорий. Проблемы обеспечения их охраны

Авторы статьи проводят обзорный анализ правового статуса особо охраняемых природных территорий с целью выявления коллизий и пробелов законодательства Российской Федерации в данной области. В настоящее время, существует необходимость пересмотра правов...

Актуальные вопросы современных угроз экологической безопасности

Правовое обеспечение и научно-теоретическое обоснование экологической безопасности объективно изменилось в связи с новыми угрозами, появившимися в указанной сфере. Это отразилось и на деятельности Российской Федерации в области защиты экологии нашей ...

Трудности определения квалификации в сфере посредничества при вовлечении во взяточничество

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с трудностями определения квалификации в сфере посредничества при вовлечении в взяточничество в российском уголовном праве. Данная проблема в настоящее время носят теоретический характер, а на практи...

Особенности геополитического статуса Российской Федерации

Статья посвящена рассмотрению истоков формирования геополитического статуса Российской Федерации. Определяются ключевые особенности геополитического курса России, обозначаются основные исторические события, повлиявшие на определение России в рамках д...

Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением имущественных прав несовершеннолетних

Имущественные права несовершеннолетних, как наиболее незащищенной категории граждан в силу их психологической, физической и социальной незрелости, нуждаются в надежной правовой защите со стороны государства. Несмотря на то, что политика государства о...

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Проблемы развития службы судебных приставов в РФ

В настоящее время экономические и социальные отношения претерпевают изменения, что приводит к отсутствию предсказуемости и стабильного развития правового регулирования в государстве. В такой ситуации первостепенное значение приобретают гарантии восст...

К проблемам предупреждения пыток на современном этапе

Автором настоящей статьи рассматриваются теоретические и прикладные проблемы предупреждения пыток в Кыргызской Республики. Кроме того автор анализирует международные нормативно-правовые акты в сфере предупреждения пыток. На основе анализы международн...

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан

Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...

Задать вопрос