Правовая природа соучастия в преступлении в уголовном праве России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 1522 раза

Библиографическое описание:

Мухаметдинов, Д. М. Правовая природа соучастия в преступлении в уголовном праве России / Д. М. Мухаметдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92847/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор исследует вопросы правовой природы соучастия в российском законодательстве и признания акцессорной теории соучастия.

Ключевые слова: соучастие, акцессорная природа соучастия, институт соучастия.

Институт соучастия, с момента его появления и до настоящего времени, считается одним из дискуссионных в доктрине уголовного права. Вопрос о правовой природе данного института является достаточно спорным. Теория уголовного права выделяет две концепции, которые обосновывают правовую природу соучастия в преступлении: акцессорная теория и теория самостоятельной, независимой от других соучастников ответственности.

Акцессорная теория соучастия была разработана представителями англосаксонского права еще в Средние века, свое дальнейшее развитие она получила в конце XVIII века во Франции. В то время уголовно-правовая оценка преступлений, совершенных соучастниками, полностью зависела от квалификации деяния, совершенного исполнителем. Акцессорная природа соучастия подразумевает под собой правило: accessorium sequitur prinsipale (второстепенное следует за главным) и основана на двух основных положениях:

1) соучастники не могут быть осуждены без осуждения и назначения наказания исполнителю;

2) квалификация действий, совершенных соучастниками, возможна только по той же статье, что и действия исполнителя.

Отсюда можно сделать вывод, что действия таких соучастников, как организатор, подстрекатель и пособник, расцениваются как дополнительные, к действиям исполнителя.

Характеризуя данный подход к природе соучастия, дореволюционные российские ученые именовали его не акцессорной теорией, а старейшим направлением или господствующей доктриной. В качестве основной черты рассматривалось наличие у соучастников общего умысла и общая договоренность на совершение преступления.

В юридической литературе большинство ученых рассуждают об акцессорности всего института соучастия, однако некоторые ученые, например Н. С. Таганцев, писали об акцессорности пособничества, а не соучастия в целом. В своей позиции, ученый сузил понятие «акцессорность». По его мнению, положения акцессорной природы могут применяться лишь в тех случаях, когда соучастниками началось осуществление преступного замысла, а говорить об ответственности пособника бессмысленно, если отсутствует деяние исполнителя [1].

В советский период акцессорная теория природы соучастия в преступлении отвергалась в основном по идеологическим причинам, признаваясь буржуазной теорией. Однако некоторые ученые, отвергая данную теорию, обосновывали свою позицию по существу. Одним из противников акцессорной теории, в советский период, являлся М. Д. Шаргородский. Он утверждал, что акцессорность означает установление ответственности не за содеянное соучастником лично, а за содеянное исполнителем, что предполагает объективное вменение и нарушение принципа индивидуальной ответственности [2].

Среди современных ученых сторонниками акцессорной теории можно назвать М. И. Ковалева и А. В. Наумова. Исследователи предлагают об акцессорности говорить применительно к подстрекательству, пособничеству и организаторской деятельности. Поскольку, согласно п. 5 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае недоведения исполнителем преступления до конца по независящим от него обстоятельствам, остальные соучастники несут ответственность за приготовление или покушение на совершение преступления, как исполнитель. Время и место содеянного соучастниками будет определяться по времени и месту совершения деяния исполнителем. Отсюда Ю. А. Клименко утверждает, что акцессорную природу соучастия правильно применять к отдельным ролям соучастников преступления, а не ко всему институту соучастия в целом, и ввести в понятие «акцессорность вспомогательных ролей при соучастии в преступлении» [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что часть норм института соучастия в преступлении обладают свойствами акцессорной теории.

Теория самостоятельной ответственности соучастников зародилась в континентальном праве конца XIX века. Сутью данной теории стало определение формы преступления для каждого из соучастников и их личной ответственности независимо от ответственности исполнителя. В качестве основания ответственности соучастника рассматривается лишь то деяние, которое было лично им с ссылками на нормы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

В советский период большинство ученых признавали ответственность соучастника преступления только за те действия, которые он сам совершил, а не за действия исполнителя.

Современные исследователи правовой природы института соучастия также признают, что основанием ответственности соучастников являются преступные действия, совершенные лично ими, а не исполнителем преступления. Это следует из положения ч. 1 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации, которое прямо закрепляет, что «ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления» [4].

Также, теория самостоятельной ответственности нашла свое отражение в ряде других норм института соучастия, например, согласно ст. 36 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае эксцесса исполнителя, соучастники не несут ответственности за действия исполнителя, выходящие за пределы сговора.

В науке уголовного права, можно встретить позиции ученых, которые не придерживаются ни одной из названных теорий правовой природы соучастия и высказывают предложение о создании смешенной или же комбинированной теории ответственности соучастников.

Так, С. И. Познышев еще в начале XIX века высказал позицию о слабых сторонах обеих теорий. Акцессорная теория, по мнению автора, ограничивает понятия соучастия, не оставляя места для неосторожной вины, а теория самостоятельной ответственности соучастников преступления, наоборот, достаточно широко толкует соучастие в преступлении [5].

С. С. Аветисян утверждает, что различные системы права, провозгласив в качестве основной ту или иную теорию, фактически включают в нее элементы другой, поэтому на основании наиболее рациональных положений обеих теорий, необходимо создать смешанную.

А. Р. Салимгареева также предлагает считать правовую природу института соучастия смешанной, сочетающей в себе как акцессорные, так и самостоятельные положения ответственности соучастников преступления [6].

Двойственную позицию относительно природы соучастия занимает и законодатель, признавая, как самостоятельную природу оснований ответственности соучастников преступления, так и акцессорную природу. С одной стороны, закон ч. 1 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет самостоятельную ответственность соучастников, которая «определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления»; ч. 1 ст. 67 Уголовного кодекса Российской Федерации «при назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, учитываются характер и степень фактического участия лица в его совершении, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда» [4]. С другой стороны, согласно ч. 5 ст. 34 Уголовного кодекса Российской Федерации «в случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление», что закрепляет в уголовном законе принцип акцессорной теории. При недоведении исполнителем преступления до конца действия организатора, подстрекателя, пособника будут квалифицированы по ч. 1 или 3 ст.30, ч. 3,4,5 ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно, и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос о правовой природе института соучастия остается дискуссионным. Одни ученые придерживаются акцессорности в уголовном законодательстве, другие утверждают о самостоятельной ответственности соучастников преступления. Существует и третья точка зрения, которая заключается в необходимости создания «смешенной (комбинированной)» теории правовой природы соучастия. Утверждать, что правовой природе института соучастия присущи обе теории, позволяют соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, закрепляющие как принципы акцессорной концепции, так и принципы самостоятельной ответственности соучастников преступления.

Из всего этого можно сделать следующий вывод. Понятие соучастия формировалось на протяжении всей истории уголовного законодательства России. На каждом ее этапе, существовали различные точки зрения о юридической природе института соучастия. И на сегодняшний день юристы продолжают отстаивать различные позиции относительно понятия соучастия. Помимо разногласий в определении понятия и правовой природы соучастия, немало дискуссий ведется об отграничении института соучастия от иных форм совместной преступной деятельности. К таким формам относят: посредственное исполнение (причинение), неосторожное сопричинение, прикосновенность к преступлению. Главным отличием этих форм преступного сотрудничества от института соучастия является отсутствие одного или нескольких признаков соучастия. Именно поэтому, институт соучастия являлся, и будет являться одним из наиболее дискуссионных в уголовном праве.

Литература:

  1. Таганцев, Н. С. Русское уголовное право. // Юридическая Россия. URL: http://window.edu.ru/resource/307/42307/files/index.html (Дата обращения: 5.06.2022).
  2. Шаргородский, М. Д. Некоторые вопросы общего учения о соучастии // Избранные труды. — СПб., 2004. — С. 529.
  3. Клименко, Ю. А. О юридической природе соучастия в преступлении // Актуальные проблемы российского права. — № 4. — 2010. — С. 139.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Российская газета. — 1996. — № 113.
  5. Познышем, С. И. Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права. — М.: Юристъ, 2000. — С. 376.
  6. Салимгареева, А. Р. Проблемы установления в российском уголовном праве юридической природы соучастия в преступлении // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2018. — № 2 (44). — С. 67–68.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Уголовный кодекс, акцессорная теория, институт соучастия, правовая природа соучастия, действие исполнителя, правовая природа института соучастия, соучастник, теория, советский период.


Ключевые слова

соучастие, институт соучастия, акцессорная природа соучастия

Похожие статьи

Понятие и проблема правовой природы соучастия в преступлении

Статья посвящена вопросам определения понятия института соучастия в преступлении.

Проблемы определения понятия «объект преступления» в современном уголовном праве

Вина в гражданском и уголовном праве: сходства и различия

В настоящей статье рассматривается природа вины, становления понятия «вина», дается сравнение данного понятия в гражданском и уголовном праве.

Понятие, правовая природа, сущность и значение представительства в гражданском праве

В статье автор рассматривает специфику представительства в гражданском процессе, анализирует особенности правовой природы данного института.

Соучастие в преступлении: теоретические основы и проблемы квалификации

В статье анализируется проблема правовой квалификации преступных деяний как совершенных лицом в соучастии с другими лицами. Автор рассматривает такие вопросы как: 1) понятие и сущность соучастия в преступлении; 2) формы и виды соучастия в преступлени...

Ответственность лиц, входящих в состав органов управления хозяйственных обществ в гражданском праве

В настоящей статье рассматривается институт ограничения корпоративной ответственности на примере хозяйственных обществ. Анализируется подходы к определению вины в гражданском праве. Предложены пути решения рассматриваемых проблем.

Невиновное причинение вреда: краткая характеристика истории развития законодательства, особенности современного состояния

В статье рассматривается история появления и развития института невиновного причинения вреда. Анализируются положения ст. 28 Уголовного кодекса Российской Федерации, выделяется и рассматривается проблема разграничения невиновного причинения вреда и н...

Понятие и значение допустимости доказательств в уголовном процессе Российской Федерации

Целью статьи является анализ российского законодательства и практических материалов по оценке исследования доказательств в уголовном процессе. Рассматриваются вопросы допустимости доказательств в уголовном процессе, значение свойства допустимости док...

Юридическая сущность владения в праве собственности России

В данной научной статье анализируется проблема правового понимания специфики владения в гражданском праве России, анализируются существующие доктринальные подходы к определению сущности владения.

Значение способа совершения преступления для квалификации преступлений

Проведенное научное исследование дает общее определение понятия «квалификация преступления», а также раскрывает такой частный аспект как способ совершения преступления.

Похожие статьи

Понятие и проблема правовой природы соучастия в преступлении

Статья посвящена вопросам определения понятия института соучастия в преступлении.

Проблемы определения понятия «объект преступления» в современном уголовном праве

Вина в гражданском и уголовном праве: сходства и различия

В настоящей статье рассматривается природа вины, становления понятия «вина», дается сравнение данного понятия в гражданском и уголовном праве.

Понятие, правовая природа, сущность и значение представительства в гражданском праве

В статье автор рассматривает специфику представительства в гражданском процессе, анализирует особенности правовой природы данного института.

Соучастие в преступлении: теоретические основы и проблемы квалификации

В статье анализируется проблема правовой квалификации преступных деяний как совершенных лицом в соучастии с другими лицами. Автор рассматривает такие вопросы как: 1) понятие и сущность соучастия в преступлении; 2) формы и виды соучастия в преступлени...

Ответственность лиц, входящих в состав органов управления хозяйственных обществ в гражданском праве

В настоящей статье рассматривается институт ограничения корпоративной ответственности на примере хозяйственных обществ. Анализируется подходы к определению вины в гражданском праве. Предложены пути решения рассматриваемых проблем.

Невиновное причинение вреда: краткая характеристика истории развития законодательства, особенности современного состояния

В статье рассматривается история появления и развития института невиновного причинения вреда. Анализируются положения ст. 28 Уголовного кодекса Российской Федерации, выделяется и рассматривается проблема разграничения невиновного причинения вреда и н...

Понятие и значение допустимости доказательств в уголовном процессе Российской Федерации

Целью статьи является анализ российского законодательства и практических материалов по оценке исследования доказательств в уголовном процессе. Рассматриваются вопросы допустимости доказательств в уголовном процессе, значение свойства допустимости док...

Юридическая сущность владения в праве собственности России

В данной научной статье анализируется проблема правового понимания специфики владения в гражданском праве России, анализируются существующие доктринальные подходы к определению сущности владения.

Значение способа совершения преступления для квалификации преступлений

Проведенное научное исследование дает общее определение понятия «квалификация преступления», а также раскрывает такой частный аспект как способ совершения преступления.

Задать вопрос