Целью исследования данной статьи является рассмотрение особенностей преступлений, совершенных в соучастии. Нормативную основу исследования составил УК РФ.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопросы соучастия в преступлении являются одной из наиболее сложных проблем уголовного права в связи с отсутствием зафиксированных законодателем признаков соучастия в преступлении. Спорные позиции возникают по сей день в вопросах о квалификации действий соучастников в зависимости от вида или формы соучастия, в определении уголовной ответственности лиц, непосредственно или опосредованно участвующих в совершении преступления.
В законодательном определении соучастия отражены его обязательные объективные и субъективные признаки, позволяющие отличить данный правовой институт от иных форм причастности нескольких лиц к совершению преступного деяния (попустительства, укрывательства, неосторожного сопричинения).
Объективными признаками соучастия признаются: наличие двух или более лиц и совместный характер их действий; субъективными признаками — общий умысел всех соучастников и совершение ими умышленного преступления.
Соучастие есть сопричинение несколькими лицами единого для них преступного результата. Это означает, во-первых, что каждое из лиц определенным образом причастно к совершению преступления. Причастность соучастников к совершению преступления может иметь место по принципу взаимодополнения преступной деятельности друг друга, когда соучастники либо полностью, от начала и до конца, либо по частям, разделяя функции, сообща исполняют объективную сторону состава преступления и, таким образом, деяние каждого из соучастников дополняет деяние другого соучастника, создавая единое преступное деяние. В случае, если соучастники договорились о разделении функций между ними так, что каждый из них совершает только какую-то часть действий, образующих объективную сторону состава преступления, говорят о так называемом техническом распределении ролей между соучастниками, которые все вместе считаются исполнителями преступления.
Другим принципом причастности соучастников к совершению преступления является взаимообусловливание преступной деятельности друг друга, когда действие или бездействие одного соучастника являются условием для действия или бездействия другого соучастника. [1]
Сам факт совершения преступных действий несколькими лицами в одном и том же месте, в одно и то же время, и даже при осведомленности их друг о друге, не образует соучастия, если действия указанных лиц не взаимосвязаны по одному из указанных выше принципов.
Отсутствие общей цели совершить какое-либо конкретное преступление (причинить какой-либо конкретный вред) исключает применение норм о соучастии даже в том случае, когда преступные действия совершаются несколькими лицами в одном месте, в одно время, в отношении одного потерпевшего.
Выполнение объективной стороны состава преступления не предполагает с необходимостью присутствие лица на месте совершения преступления. И наоборот, один лишь факт присутствия на месте совершения преступления не дает оснований квалифицировать поведение лица как исполнение преступления.
Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным Кодексом. Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. [2]
Между тем роль исполнителя преступления в ч. 1 коммент. 33 статьи УК подчеркивается особо, поскольку иные соучастники упоминаются здесь «наряду» с ним. Исполнитель — основная фигура соучастия. Отсутствие исполнителя с неизбежностью исключает соучастие. При этом отсутствие исполнителя может быть как физическим (несколько лиц, сговаривающихся на совершение преступления, еще не приступили к поиску исполнителя, или исполнитель добровольно отказался от совершения преступления), так и юридическим (исполнитель не подлежит уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости). При отсутствии исполнителя действия иных лиц, связанные с поиском соучастников, сговором на совершение преступления, планированием преступной деятельности, требуют квалификации с учетом ч. 1 ст. 30 УК как приготовление к преступлению. сложные соучастники, т. е. организатор, подстрекатель и пособник, не имеют самостоятельного основания уголовной ответственности. Основанием для их ответственности является преступление, совершенное исполнителем. Соучастники принимают участие в преступлении, главным виновником которого является исполнитель, поэтому преступная деятельность организатора, подстрекателя и пособника имеет не самостоятельное, а лишь дополнительное, подчиненное значение по отношению к преступной деятельности исполнителя. [3]
ст. 34 УК регламентирует ответственность соучастников: «Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления». Закон позволяет привлечь к ответственности лишь лиц виновных в совершении деяний, предусмотренным уголовным законом. К сожалению, в правоприменительной практике в действиях исполнителя содержатся все признаки того или иного преступления, остальные соучастники не выполняют само преступление и возникают трудности в доказывании их вины и привлечению их к уголовной ответственности. Если действия того или иного соучастника были малозначительными, т. е. не сыграли и не могли сыграть существенной роли для достижения преступного результата, то он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В связи с этим, судам надлежит полно и всесторонне исследовать все обстоятельства дела и, в соответствии с этим, квалифицировать действия обвиняемых, что в свою очередь является довольно сложным процессом, заслуживающим особого внимания.
Литература:
- Бриллиантов А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (в четырех томах, том первый; Общая часть) (отв. ред. д.ю.н., проф. В. М. Лебедев). — «Издательство Юрайт», 2017 г. Раздел II Преступление (ст.ст. 14–42)
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 98-ФЗ с изменениями и дополнениями на 4 июля 2003 г.
- Р. Д. Шарапов Соучастие в преступлении: закон, теория, практика.