Прокуратура в системе разделения властей в государственном механизме защиты конституционных прав граждан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 811 раз

Библиографическое описание:

Ершова, А. А. Прокуратура в системе разделения властей в государственном механизме защиты конституционных прав граждан / А. А. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92819/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируется назначение прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан и ее место в системе государственных органов. Анализируются нормы Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» с учетом последний изменений.

Ключевые слова: прокуратура, защита прав, орган государственной власти, государственный механизм, прокурорский надзор.

Прокуратура Российской Федерации является важнейшим институтом в системе государственного механизма один из важных институтов в государственном механизме. Это связано с тем, что ее деятельность направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиты прав и свобод человек и гражданина, обеспечения государственных и общественных интересов. Еще одним признаком организации деятельности прокуратуры выступает ее многофункциональность, воздействие на широкий круг общественных отношений.

Все вышеуказанные особенности функционирования прокуратур свидетельствует о важности качественной правовой регламентации ее деятельности. В первую очередь, речь идет о Конституции Российской Федерации 1993 года и специальном законодательстве [5, с. 4].

В современный период основным правовым актом, регламентирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят в 1992 году. Данный законодательный акт имеет правозащитную направленность. При этом прокуратура является также важным государственным органом в системе разделения властей, поскольку способствует согласованное функционированию всех органов власти, а также обеспечивает их эффективное взаимодействие.

Место прокуратуры в системе разделения властей имеет важное значение для определения ее роль, функций, организации ее деятельности.

До внесения изменений в ст. 129 Конституции РФ (до 04 июля 2020 года) система функций прокуратуры вообще не закреплялась, а также не было определено ее место в иерархии государственных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина с учетом социально-правовой значимости ее деятельности.

После внесения поправок Конституцию РФ, в ч.1 ст. 129 предусмотрено, что «прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». В ч.1 ст. 129 Конституции РФ определено, что «полномочия прокуратуры, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом».

Важное значение также имеет то, что глава 7 Конституции РФ, в которую входит ст. 129 также была переименована. Если ранее она именовалась как «Судебная власть», что вызывало дискуссию о месте прокуратуры в системе органов государственной власти, в том числе к судебной, то теперь новое наименование «Судебная власть и прокуратура» разногласия не вызывает. Данный подход свидетельствует о том, что роль прокуратуры не до конца понималась создателями Основного закона, не было определено ее место в системе правоохранительных и судебных органов.

При этом, несмотря на существенные изменения норм Конституции РФ, место прокуратуры в системе разделения властей также остается дискуссионным.

В ст. 10. и 11 Конституции РФ прокуратура, как единый федеральный централизованный орган государственной власти не указан в качестве самостоятельного органа в системе разделения властей.

Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10.

В теории вопрос о том, является ли прокуратура самостоятельным независимым федеральным централизованным органом государственной власти в системе разделения ветвей власти, остается дискуссионным многие годы.

Так, одни ученые считают, что прокуратура является государственным органом с особым конституционным-правовым статусом [3, с. 215], другие относят ее к четвертой ветви власти, осуществляющей контрольно-надзорную функцию [2, с. 14]. Есть мнения, что прокуратура относится к законодательной или исполнительной власти, а также то, что она не относится ни к одному органу государственной власти [1, с. 71].

Как указывает В. Е. Чиркин, прокуратура является органом с особым конституционно-правовым статусом. Она относится к контрольной власти, которая не подчиняется никакой другой власти и осуществляет определенный вид деятельности — обеспечивает общий надзор за законностью, за соблюдением право и свобод человека и гражданина, следит за точным и единообразным исполнением законодательных актов. В случае обнаружения нарушения, прокуратура предпринимает меры реагирования в отношении лица или органа, нарушившего закон с требованием устранить нарушение или не допускать его [4, с. 178].

В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления функциональной деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе государственно-правового развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Анализируя роль прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан, следует отметить, что реализация полномочий данного органа является эффективным рычагом воздействия на орган или лицо, совершающего нарушения в данной сфере в целях соблюдения прав и свобод граждан, закреплённых на конституционном уровне.

Действенность мер реагирования прокуратуры обусловлена совокупностью факторов.

Во-первых, прокуратура осуществляет внешний надзор, она не связана какими-либо корпоративными интересами с объектами надзора. Внутренний контроль и надзор все же предполагает наличие корпоративных взаимосвязей между субъектом и объектом надзора и контроля.

Во-вторых, акты прокурорского реагирования обязательным для исполнения всеми поднадзорными объектами, без исключения

В-третьих, акты прокурорского реагирования обеспечены принудительной силой государства.

В-четвертых, неисполнение актов прокурорского реагирования или исполнение их в нарушение сроков, влечет за собой привлечение виновных лиц к ответственности.

Прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры, функции которых направлены также на защиту прав и свобод человека и гражданина, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. Необходимо правильно выбрать приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности и являются основными. Они реализуются с помощью надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, определяют роль органов прокуратуры в определенные периоды [5, с. 4].

Итак, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института. С целью устранения неопределенности в положении прокуратуры в государственном механизме без преувеличения требует конституционно-правового внимания и может быть реализовано в рамках очередных изменений Конституции РФ. Однако это требует серьезной научной основы, а также учета эволюции конституционно-правового регулирования организации и деятельности отечественной прокуратуры. Полагаем возможным и вполне закономерным отразить на высшем конституционном уровне целевое назначение, состоящее в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности и правопорядка, защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства.

Литература:

1. Бывальцева С. Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 71.

2. Мельников Н. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2. С. 14–18.

3. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 1. С. 215–221.

4. Чиркин В. Е. Государствоведение. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрист, 2012. 382 с.

5. Щерба С. П., Решетникова Т. А. Конституционные новеллы о системе и иерархии функции прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С. 3–6.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, свобода человека, Конституция РФ, прокуратура, государственный механизм, орган, Российская Федерация, система разделения властей, место прокуратуры, прокурорское реагирование.


Похожие статьи

Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры

В данной статье дается историко-правовой анализ становления института прокуратуры России, и оценка влияния государственной власти на изменение правового статуса органов прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Роль проверочных инстанций в гражданском процессе: функции и значение для обеспечения правосудия

В статье изучается роль проверочных инстанций в гражданском процессе как ключевого элемента правосудия. Анализируются функции этих инстанций, их влияние на соблюдение прав сторон и защиту законных интересов. Особое внимание уделяется важности обеспеч...

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

Судебная власть в Российской Федерации, ее сущность и социальные функции как часть публичной власти

Настоящая статья анализирует соотношение понятия, сущности и социальных функций судебной власти в Российской Федерации. Приводятся в пример основные подходы к пониманию судебной системы, ее структуры и пределов компетенции. В целях конкретизации поня...

Конституционно-правовые основы независимости судебной власти

Исследована сущность независимости судебной власти и ее значения для судебной системы РФ. Сосредоточено внимание на нормативном аспекте независимости судей, в частности на вопросах правового регулирования этого принципа; выделены признаки принципа не...

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Прокурорский надзор в судебном процессе

В данной статье рассматривается роль и значение прокурорского надзора в судебном процессе. Авторы анализируют функции прокурора как надзорного органа и его влияние на законность и справедливость судебных решений. Особое внимание уделяется вопросам ко...

Похожие статьи

Историко-правовой анализ влияния государственной власти на изменение правового статуса прокуратуры

В данной статье дается историко-правовой анализ становления института прокуратуры России, и оценка влияния государственной власти на изменение правового статуса органов прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации как уникальный орган государственной власти. Основы компетенции

В научной статье предложен анализ основ компетенции прокуратуры Российской Федерации на современном развития отечественного государства и права. Подчеркивается уникальность надзорной и ненадзорной деятельности.

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Роль проверочных инстанций в гражданском процессе: функции и значение для обеспечения правосудия

В статье изучается роль проверочных инстанций в гражданском процессе как ключевого элемента правосудия. Анализируются функции этих инстанций, их влияние на соблюдение прав сторон и защиту законных интересов. Особое внимание уделяется важности обеспеч...

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Место прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

В статье автор пытается определить положение Прокуратуры РФ в современных реалиях, а также провести разграничения между надзорным органом и органами государственной власти РФ, определить их сходства и различия.

Судебная власть в Российской Федерации, ее сущность и социальные функции как часть публичной власти

Настоящая статья анализирует соотношение понятия, сущности и социальных функций судебной власти в Российской Федерации. Приводятся в пример основные подходы к пониманию судебной системы, ее структуры и пределов компетенции. В целях конкретизации поня...

Конституционно-правовые основы независимости судебной власти

Исследована сущность независимости судебной власти и ее значения для судебной системы РФ. Сосредоточено внимание на нормативном аспекте независимости судей, в частности на вопросах правового регулирования этого принципа; выделены признаки принципа не...

Правосудие как функция судебной власти в РФ

В статье автор проводит анализ правосудия как функции судебной власти в Российской Федерации.

Прокурорский надзор в судебном процессе

В данной статье рассматривается роль и значение прокурорского надзора в судебном процессе. Авторы анализируют функции прокурора как надзорного органа и его влияние на законность и справедливость судебных решений. Особое внимание уделяется вопросам ко...

Задать вопрос