Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (307) апрель 2020 г.

Дата публикации: 25.04.2020

Статья просмотрена: 7288 раз

Библиографическое описание:

Макашова, А. А. Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей / А. А. Макашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/307/69234/ (дата обращения: 16.12.2024).



Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового фундамента специфики президентского статуса и его места в системе разделения властей. Так как принцип разделения властей представляет собой один из ключевых конституционных принципов организации государственной власти в Российской Федерации, а роль Президента РФ неоднозначна, то это обуславливает научную и практическую значимость темы данной статьи. В статье проводится обзор особенностей взаимодействия Президента РФ с ветвями власти. В результате определена роль главы государства в современной системе разделения властей, а также оценено влияние Президента РФ на функционирование органов государственной власти.

Ключевые слова: разделение властей, Президент РФ, Конституция РФ, законодательная власть, исполнительная власть, судебная система.

The main distinctive feature of the constitutional and legal status of the President of the Russian Federation is that He has broad powers over the legislative, Executive and judicial branches of government. The article covers an overview of the legal Foundation of the specifics of the presidential status and its place in the system of separation of powers. Since the principle of separation of powers is one of the key constitutional principles of the organization of state power in the Russian Federation, and the role of the President of the Russian Federation is ambiguous, this determines the scientific and practical significance of the topic of this article. The article reviews the features of interaction between the President of the Russian Federation and the branches of government. As a result, the role of the head of state in the modern system of separation of powers is defined, and the influence of the President of the Russian Federation on the functioning of state authorities is evaluated.

Keywords: separation of powers, President of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, legislative power, executive power, judicial system.

Цель предпринятого автором исследования заключается в решении вопроса определения статуса и полномочий Президента РФ в системе разделения властей. В качестве объекта проведенного исследования выступают конституционные положения, нормативные правовые акты, регулирующие принцип разделения властей в России и место Президента РФ в системе органов государственной власти.

Актуальность и новизна проведенного исследования обусловлена тем фактом, что на сегодняшний день в отечественной юридической науке остаётся нерешенным один из фундаментальных вопросов — о статусе Президента Российской Федерации в системе разделения властей. Согласно конституционным нормам, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную и каждый из органов государственной власти только отчасти обеспечивает действие Конституции РФ. В свою очередь, Президентом РФ должно обеспечиваться положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования.

При этом, с точки зрения конституционного регулирования, Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, обладая широкими полномочиями в отношении каждой из них. Другими словами, считаем, что природа президентской власти в российской Конституции прописана недостаточно четко, с чем соглашаются многие авторитетные правоведы. Некоторые ученые, к примеру М. В. Баглай [4, с. 156], признают, что президентская власть не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной. Другие, например, С. А. Авакьян [3, с. 72], считают полномочия Президента РФ исполнительно-распорядительными, третьи, в частности В. Г. Стрекозов [6, с. 62], — рассматривают статус главы государства исключительно в контексте неразрывной связи с исполнительной ветвью власти.

Основная часть. На практике реализация принципа разделения властей обусловлена установлением правовых норм и возникновением особых правоотношений, направленных на регламентацию взаимодействия органов государственной власти [5, с. 45].

Определяя место Президента РФ, необходимо обратиться к статьям Конституции РФ, которые регулируют функционал и полномочия главы государства по отношению к другим ветвям власти.

По отношению к судебной власти можно отметить, что Президент РФ оказывает непосредственное влияние только на кадровый состав судей, что регламентировано п. «е» ст. 83 Конституции РФ [1]. В частности, Президент РФ имеет право представлять для назначения Федеральным Собранием РФ кандидатуры на посты судей Конституционного и Верхового Судов РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей, а также назначить судей иных судов федерального уровня. Другими словами, уровень вмешательства Президента РФ в функционирование судебной системы достаточно ограниченный.

Немногим более существенен объем полномочий главы государства при взаимодействии с законодательными органами государственной власти. Так, согласно п. «г» ст. 84 Конституции РФ, ее гарант имеет право выступать с законодательной инициативой путем внесения законопроектов в Государственную Думу РФ. Также, в соответствии со ст. 84 основного закона, его компетенция предусматривает право подписания и обнародования федеральных законов при возможности применения вето.

Необходимо указать, что по отношению к законодательной ветви власти, по п. 4 ст. 111 Конституции РФ, главным полномочием Президента РФ является имеющаяся возможность роспуска Государственной Думы РФ, что непосредственно утверждает его статус органа, имеющего возможность контролировать законодательную государственную власть.

Но наиболее широким кругом полномочий обладает Президент РФ по отношению к исполнительной ветви власти, поскольку, согласно п. «а», «д» ст. 80 Конституции РФ, непосредственно принимает участие в формировании кадрового состава Правительства РФ. Также, в соответствии с п. 3 ст. 115 основного закона, глава государства обладает правом отмены принятых Правительством РФ постановлений и распоряжений, в случае их противоречия действующему законодательству.

Президент РФ имеет полномочия, согласно п. «б» ст. 83 Конституции РФ, председательствовать на заседаниях Правительства РФ, то есть в указанном статусе определять основные направления деятельности этого органа, то есть непосредственно оказывать значительное влияние на функционирование органов, принадлежащих ветви исполнительной государственной власти.

Таким образом, исследование установленных в основном законе норм, определяющих круг полномочий главы государства и показывающих его место в системе разделения властей, дает основание полагать, что Президент РФ напрямую не отнесен Конституцией РФ ни к одной из существующих ветвей государственной власти России. Имея некоторые рычаги влияния на ветви власти, стоит отметить, что предусмотренные инструменты воздействия Президента РФ не ставят органы власти под полную зависимость от главы государства.

Заключение. Оценивая место Президента РФ в российской системе разделения властей, можно сделать вывод о его особой роли. Несмотря на то, что главу государства полноценно нельзя отнести ни к одной ветви государственной власти, он все же оказывает значительное влияние на обеспечение их согласованного функционирования.

Считаем, что Президент РФ является самостоятельным органом власти, призванным контролировать и координировать деятельность остальных ветвей власти. Сказанное обуславливает возможность отнесения главы государства к четвертой ветви власти.

Следовательно, на основе этого вывода систему разделения властей в России можно представить в виде четырёх ветвей, одной из которых является президентская, осуществляющая как прямое, так и косвенное влияние на остальные ветви, одновременно выполняя контрольные и координационные функции.

При этом отметим, что в связи с готовящимися поправками в Конституцию РФ [2], возможно изменение принципа разделения властей в России и значительное укрупнение полномочий главы государства. В случае утверждения поправок в основной закон Президент РФ организационно сможет руководить работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Считаем, что этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 101-й главы Конституции РФ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 22.04.2020).
  2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 22.04.2020).

3. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. — 786 с.

4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. — 768 с.

5. Лебединцев, И. Д. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий / И. Д. Лебединцев // Общество, экономика, управление. — 2018. — Том 3. — № 1. — С. 45–51.

6. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. — М. Юрайт, 2020. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, Президент РФ, Конституция РФ, ветвь власти, система разделения властей, глава государства, место Президента РФ, принцип разделения властей, Российская Федерация, Россия.


Похожие статьи

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Понятие принципа независимости судебной власти

В настоящей статье рассмотрено понятие принципа независимости судебной власти в Российской Федерации. В результате исследования установлено, что целесообразно поместить в Конституцию РФ новую главу, описав в ней полномочия судебной ветви власти. Неза...

Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления

В статье рассматриваются особенности реализации принципа разделения властей в аспекте современной политической ситуации в России, отмечена важность данного принципа как атрибута федеративных отношений, рассмотрены некоторые особенности разделения вла...

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

В настоящей статье речь идет о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации. В частности, проводится анализ признаков и основных элементов такого статуса, указывается на роль органов государственной власти федерального уровня в его ...

Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной

В статье рассматриваются вопросы развития взаимоотношений между судебной системой и иными органами государственной власти в исторической перспективе. Анализ истории развития взаимодействия между судебной и иными ветвями власти позволяет автору сделат...

Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с сущностью конституционных принципов правосудия, их ролью и признаками. В статье акцент сделан на актуальность анализа современного понимания понятия принципов правосудия и соотношение данного...

Соотношение системы органов судебной власти и органов прокуратуры Российской Федерации

Деятельность прокуратуры охватывает различные сферы правовых отношений, прокуратура стала центральным звеном системы обеспечения законности. При этом, был и остаётся актуальным вопрос о соотношении органов прокуратуры с иными органами власти. В совет...

Похожие статьи

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Общая характеристика судебной власти и правосудия в Российской Федерации: понятие и признаки

В статье автор анализирует понятие судебной власти и дает общую характеристику судебной системы Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы: общие принципы организации и деятельности судебной власти; правовой регламент осуществления с...

Исполнительная власть в системе разделения властей в Российской Федерации

В статье проведен анализ состава исполнительной власти в механизме разделения РФ, сохраняющиеся проблемы и противоречия после принятия поправок в Конституцию РФ 2020 года, актуальные вопросы теории и практики функционирования вести исполнительной вла...

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Понятие принципа независимости судебной власти

В настоящей статье рассмотрено понятие принципа независимости судебной власти в Российской Федерации. В результате исследования установлено, что целесообразно поместить в Конституцию РФ новую главу, описав в ней полномочия судебной ветви власти. Неза...

Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления

В статье рассматриваются особенности реализации принципа разделения властей в аспекте современной политической ситуации в России, отмечена важность данного принципа как атрибута федеративных отношений, рассмотрены некоторые особенности разделения вла...

Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

В настоящей статье речь идет о конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации. В частности, проводится анализ признаков и основных элементов такого статуса, указывается на роль органов государственной власти федерального уровня в его ...

Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной

В статье рассматриваются вопросы развития взаимоотношений между судебной системой и иными органами государственной власти в исторической перспективе. Анализ истории развития взаимодействия между судебной и иными ветвями власти позволяет автору сделат...

Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в Российской Федерации

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с сущностью конституционных принципов правосудия, их ролью и признаками. В статье акцент сделан на актуальность анализа современного понимания понятия принципов правосудия и соотношение данного...

Соотношение системы органов судебной власти и органов прокуратуры Российской Федерации

Деятельность прокуратуры охватывает различные сферы правовых отношений, прокуратура стала центральным звеном системы обеспечения законности. При этом, был и остаётся актуальным вопрос о соотношении органов прокуратуры с иными органами власти. В совет...

Задать вопрос