В статье рассматривается правовой статус председателя районного суда, как сложная и многосоставная правовая категория, определяется дефиниция понятия правовой статус председателя суда, приводятся основные нормативно-правовые акты, которые содержат нормы, закрепляющие права и обязанности председателя районного суда, изучается проблема соотношения процессуальных и административных полномочий председателя, а также необходимость внесения определенных изменений, которые в перспективе позволили бы создать более независимую судебную систему, а также устранить элемент подчиненности между председателем суда и судьями такого суда. В качестве основной цели исследования автор определяет необходимость изучения правового статуса председателя районного суда, выявление основных проблем, связанных с определением его правового статуса.
Ключевые слова: правовой статус, проблемы, правовое регулирование, полномочия, права и обязанности, перспективы, подчиненность, взаимоотношения, реформы.
Правовой статус председателя районного суда определяется рядом нормативно правовых актов, которые дают лишь наиболее общее представление о тех обязанностях, которые входят в круг полномочий председателя районного суда. В юридической литературе к понятию правовой статус и по сей день подходят по-разному. «Некоторые ученые определяют его как совокупность прав, обязанностей и других элементов, связанных с ними. Аналогично другие авторы рассматривают его таким же образом, определяя правовой статус как — набор прав и обязанностей для отдельных лиц, таких как граждане, должностные лица и руководители организаций» [3]. О. Н. Баева утверждает, что: правовой статус включает в себя правоспособность, права, обязанности и гарантии этих прав и обязанностей, а также ответственность, связанную с надлежащим исполнением возложенных обязанностей» [5].
На сегодняшний день полномочия председателя районного суда определяются законодательством о судебной системе, о статусе судей отраслевым процессуальным законодательством, а также локальными нормативно-правовыми актами. Достаточно серьезным вопросом на сегодняшний день является тот факт, что полномочия председателя как районного, так и других судов во многом являются не столько процессуальными, то есть связанными с определенными особенностями рассмотрения и разрешения дел, сколько с организационными и техническими обязанностями, которые направлены на достижение наибольшей эффективности в работе судей соответствующего районного суда, а также мировых судей. В связи с таким подходом к распределению полномочий можно говорить о том, что председатель суда во многом сочетает в себе как управленческие административные полномочия, так и процессуальные, которые заключаются в рассмотрении и разрешении дел.
Наличие административных полномочий в обязанностях председателя районного суда в перспективе зачастую приводит к тому, что процессуальные полномочия отходя на второй план, в связи с чем, при возможном карьерном росте такого лица встает вопрос о его действительно квалификации, а также знании правоприменительной практики. Весьма философской является проблема подчиненности председателя районного суда и в целом председателей судов судам вышестоящих инстанций, поскольку в силу положений действующего законодательства, такая подчиненность между ними не установлена, предполагается, что каждый председатель как руководитель и как судья не подчиняется никому кроме закона, на практике же в действительности создаются отношения подчиненности как между вышестоящими и нижестоящими судами, так и между судьями соответствующего суда и его председателем.
Такая подчиненность выстраивается прежде всего из за ряда полномочий председателей судов по организации работы аппарата, а также в части определения работы действующих судей. Достаточно серьезной реформой, которая, в том числе, затронула полномочия председателей судов, стало внедрение так называемого модуля распределения дел, который предполагает, что гражданские, уголовные и административные дела пи поступлении в суд в дальнейшем распределяются между судьями посредством специальной автоматизированной программы, которая исходя из ряда факторов распределяет указанные дела между соответствующими судьями. Данная новелла стала серьезным прогрессом в части устранения процессуальной и организационной зависимости между судьями и председателем суда, который до внедрения данной программы, самостоятельно распределял дела между судьями.
Предполагается, что полномочия председателя суда должны формироваться исходя из определенного баланса между его административными функциями, а также его процессуальными функциями, которые предполагают необходимость рассмотрения и разрешения дел. Хочется отметить, что идеальная модель работы председателя суда должна предполагать исключительно только те полномочия, задачей которых является обеспечение наибольшей эффективности и комфорта в работе судей соответствующего суда, полномочия же, которые в определенной части позволяют воздействовать на деятельность судьи не должны входить в круг обязанностей председателя дабы уменьшить возможность административного воздействия. Весьма справедливо высказывается о правовом статусе председателя суда О. Е. Жупанов, отмечая, что: будучи первым среди равных, председатель районного суда занимает уникальное положение лидера в нем. Эта должность отражает его правовой статус и уникальную роль в судебной системе. Председатель районного суда отвечает за надзор за конкретным судебным подразделением, руководит его деятельностью и следит за тем, чтобы другие судьи соблюдали правовые нормы. Председатели районных судов играют важнейшую роль в организации и управлении работой суда в части обеспечения эффективного отправления правосудия» [4].
Подводя итоги данного исследования хочется сказать, что на сегодняшний день полномочия председателя районного суда представляют собой совокупность процессуальных и административных обязанностей, которые направлены на организацию эффективной работы судей соответствующего суда, сотрудников аппарата суда, а также на осуществление деятельности по рассмотрению и разрешению дел. Основной проблемой в части определения полномочий председателя суда является наличии функций, которые потенциально могут рассматриваться как определенный административный механизм воздействия на сотрудников суда, в качестве определенной перспективы развития действующего законодательства, которое определяет правовой статус сотрудников хочется выделить новеллы, которые позволили бы уменьшить количество административных и контрольных функций у председателя суда.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. N 1. Ст. 1.
- Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. N 30. Ст. 1792.
- Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учеб. для вузов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2007. — 294 с.
- Жупанов, И. Е. К вопросу об определении правового статуса председателя районного суда / И. Е. Жупанов // Молодежная наука: Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 17 февраля 2024 года. — Иркутск: Российский государственный университет правосудия, 2024. — С. 197.
- Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики. 2007. — 982 с.