В статье определяются основные проблемы обеспечения интересов со стороны государства.
Ключевые слова: правовое регулирование, интересы, законность, ответственность.
Эффективность механизма правового регулирования определяется способностью правовых и организационных средств влияния устранять препятствия, препятствующие реализации интересов юридических лиц. Конституция РФ закладывает основу правового статуса личности в государстве, предусматривает широкий спектр политических, экономических, социальных и культурных прав, часто без реального механизма гарантирования, не говоря уже о законных интересах личности. Прямое и косвенное действие Конституции РФ не может быть обеспечено без систематического и комплексного подхода к реформе законодательной и правоохранительной деятельности.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, единообразное понимание и, следовательно, применение правовой нормы обеспечивается соблюдением критерия ее безопасности, ясности и двусмысленности, вытекающего из конституционных принципов верховенства закона, верховенства закона и правового равенства. Двусмысленность, несогласованность правового регулирования препятствуют адекватному пониманию его содержания, приводят к произволу. В связи с этим ослабляются государственные гарантии, защита прав, свобода и законные интересы граждан, что противоречит Конституции РФ [1].
Таким образом, эффективный механизм реализации законных интересов должен основываться на нормативной базе, исключающей принятие актов, нарушающих законные интересы граждан или их отдельных категорий.
Одной из основных причин отсутствия полноценной законодательной базы является, по мнению авторов, отсутствие четкого механизма законодательной деятельности, что является следствием слаборазвитого правового сознания и правовой культуры, лоббирования со стороны финансовых кругов и руководителей интересов «своего» отдела, что негативно сказывается на реализации законных интересов граждан [2]. Ясно, что существующие методологические рекомендации по юридической и технической разработке законопроектов требуют существенного пересмотра [3], а методологические рекомендации по лингвистической экспертизе законопроектов должны быть более конкретными [4]. Принятие нормативных правовых актов в интересах отдельных корпораций, несмотря на негативные выводы Министерства связи Российской Федерации, а также мнение общественных организаций, также не способствует реализации законных интересов граждан.
Отсутствие общего понимания концепции законных интересов в науке, судебной практике и законодательстве не способствует реализации законных интересов. В правоохранительных органах это способствует произвольному пониманию и толкованию законных интересов, которые не способствуют их защите на основе справедливости и равенства всех перед законом.
В законодательстве, несмотря на использование термина «защита законных интересов», нет юридического механизма для их обеспечения. Несмотря на то, что правовой сферой реализации законных интересов личности можно считать весь закон с его идеями и принципами, правовым режимом «все, что не запрещено, разрешено», в правовой системе, где основным источником права справедливости по-прежнему является закон, необходимо определить объект закона и рассмотреть все аспекты права.
Ни Конституция РФ, ни другие нормативные правовые акты не предусматривают право на судебную защиту нарушенных законных интересов. Полномочия государственных органов по мониторингу соблюдения законных интересов лица не предусмотрены, за исключением случаев, когда речь идет об интересах несовершеннолетних, соблюдение которых контролируется органами опеки и попечительства, а прокурор имеет право защищать в суде.
Таким образом, законные интересы остаются вторичной категорией для законодателя, осуществление которой осуществляется в связи с использованием прав или выполнением обязанностей. Укрепление прав и свобод и создание экономических, политических и социальных гарантий для их реализации сами по себе являются гарантиями предоставления законных интересов.
Решение этих проблем, по-видимому, заключается в ориентации законодателя в процессе законодательного акта с учетом законных интересов человека [5]. С другой стороны, незаменимым условием для их рассмотрения является широкое публичное обсуждение через общественные организации, средства массовой информации, референдумы по центральным и местным законам, затрагивающим права и свободы человека, ужесточение качества юридической и технической разработки законопроектов, мониторинг соответствия актов, изданных в правоохранительных органах, с актами, затрагивающими права и свободы человека.
Понятие «законные интересы» также должно быть развито и закреплено в нормативных правовых актах, открывающих возможности для создания концепции юридической ответственности за нарушение законных интересов.
Правовая поддержка законных интересов должна также включать укрепление механизма гарантирования законных интересов и совершенствование существующего механизма гарантирования индивидуальных прав и свобод.
Совершенствование правового регулирования действующего механизма обеспечения прав и свобод личности в качестве необходимой меры должно включать улучшение взаимодействия с институтами гражданского общества, повышение открытости органов публичной власти, обеспечение доступа к правосудию, в том числе использование межгосударственных институтов. Следует отметить, что в обновленной Конституции РФ доступ к конституционному правосудию достаточно сложен, так как по аналогии с ЕСПЧ обращению в Конституционный Суд РФ должно предшествовать прохождение всех имеющихся общих судебных инстанций [6].
Совершенствование механизма обеспечения прав и свобод должно включать предоставление права на законодательную инициативу основному органу по надзору за правами и свободами человека, субъекту во время проверки выявления причин и условий таких нарушений-прокуратуре Российской Федерации — а также уполномоченному по правам человека Российской Федерации, в руках которого находится
Необходимой мерой является разработка понятия правовой ответственности за нарушение законных интересов личности и ее законодательное закрепление, включенное в Конституцию РФ.
Литература:
- По делу о проверке конституционности части 1 статьи 63 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В. А. Чистякова: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.01.2020 N 4-П// [Электронный ресурс] СПС «Гарант» (дата обращения 18.04.2021).
- Эксперты ВШЭ измерили рост непонятности российских законов. [Электронный ресурс] URL https:// www. rbc.ru /society/ 05/04/2021/606aecd29a794757f726c1af (дата обращения 18.04.2021).
- Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов [Электронный ресурс] URL http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/rekomend/ (дата обращения 18.04.2021).
- Методические рекомендации Государственной Думы Федерального Собрания от 6 августа 2013 г. «По лингвистической экспертизе законопроектов»// [Электронный ресурс] URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70363040/ (дата обращения 18.04.2021).
- Как отмечала газета «Ведомости» в роли потенциальных инвесторов упоминались Ростех и Ростелеком// Виноградова Е., Кантышев П., а Серьгина Е. Кто может заработать на законе Яровой// [Электронный ресурс] URL https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/08/22/653895-kto-zarabotaet-zakone-yarovoi (дата обращения 18.04.2021).
- Открытость государства в России. Официальный сайт Счетной палаты РФ. [Электронный ресурс] URL https:// ach.gov.ru/ page/ government-openness (дата обращения 18.04.2021).