Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Судебный и административный механизм обеспечения свободы личности и пути его совершенствования

3. Конституционное (государственное) право
27.04.2020
108
Поделиться
Библиографическое описание
Абдурахмедова, Х. И. Судебный и административный механизм обеспечения свободы личности и пути его совершенствования / Х. И. Абдурахмедова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/372/15796/.


В представленной статье рассмотрены проблемы общетеоретического понятия механизма обеспечения прав и свобод личности на основе достижений современной отечественной юридической науки.

Ключевые слова: права человека, обеспечение прав человека, механизм обеспечения прав человека, механизм правового регулирования.

В науке под механизмом обеспечения свободы понимается система мер материально-технического, социально-политического и специально-юридического характера, осуществляемых государством, направленных на воплощение закона в жизнь, то есть меры обеспечения действия свободы в соответсвии с законом. Полагаем, что следует более подробно остановиться на вопросе средств, предусмотренных Конституцией РФ.

В качестве механизма обеспечения свобод существует такой вид средств как судебная защита. В качестве судебной защиты выделяют обеспечение прав и свобод через конституционное, арбитражное, гражданское, уголовное, и третейское судопроизводство.

В связи с конституционным судопроизводством, которое осуществляет Конституционный Суд РФ. В соответсвии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ рассматривает дела по жалобам граждан о нарушении их свобод, о соответсвии закона нарушающего права и свободы основному закону РФ, таким образом возможность граждан подавать такого рода жалобу в отношении законодателя говорит об осуществлении гражданами своего рода управления в обществе и государстве. [1] Также Конституционный Суд РФ решает вопросы о соответсвии нормативно-правовых актов Конституции РФ, рассматривает споры о компетенции органов государственной власти, даёт толкование основного закона, даёт заключения о соблюдении порядка вынесения обвинения Президенту.

Арбитражное судопроизводство направлено на рассмотрение споров связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то есть обеспечение свобод именно в экономической сфере общественной жизни. Гражданское судопроизводство обеспечивает защиту нарушенных свобод ражданских, трудовых, семейных и иных правоотношениях. Основными задачами уголовного судопроизводства является охрана прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств.

Наряду с судебной защитой существует и внесудебный порядок обеспечения прав и свобод. Внесудебный порядок представляет собой обращения личности в целях защиты нарушенных свобод в органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и т. п.

В качестве органов осуществляющих внесудебный порядок защиты конституционных свобод личности можно выделить следующие органы:

  1. Президент РФ согласно ст. 80 Конституции РФ является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина, таким образом можно сказать, что одним из основных полномочий Президента является защита свобод человека, следовательно он является одним из составных компонентов конституционного механизма обеспечения свобод человека.
  2. Правительство РФ является исполнительным органом в соответсвии со ст. 1 ФКЗ «о Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ обеспечивает осуществление прав и свобод человека в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере обеспечения законом прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и т. д. [2] Так же Правительство как орган, осуществляющий руководство над министерствами и ведомствами может рассматривать жалобы граждан на данные органы.
  3. Парламент РФ- Федеральное Собрание как законодательный орган обеспечивает законодательную регламентацию прав и свобод человека.
  4. Прокуратура РФ. В соответсвии со ст. 1 ФЗ «о Прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202–1 целями прокуратуры являются защита и охрана прав, свобод и законных интересов граждан, надзор за соблюдением Конституции, а следовательно и всего конституционного строя. Так же Прокурор РФ может выступать в качестве заявителя с целью защиты свобод граждан в гражданском судопроизводстве или выступать в качестве заявителя жалобы в конституционном судопроизводстве в целях защиты свобод лиц, которые в силу своей беспомощности, болезни не могут обратиться в суд с жалобой для защиты своих свобод самостоятельно. [3]
  5. Администрация при Президенте РФ в соответсвии с п.4 Положения об Администрации Президента РФ от 6.04.2004 г. № 490 данный орган в целях обеспечения конституционной защиты свобод человека и гражданина оказывает содействие Президенту РФ в вопросах, касающихся данной сферы. [4] В Администрации действует такой специализированный орган в данной сфере, как комитет по правам человека при Президенте РФ.
  6. Уполномоченный по правам ребёнка данный орган действует на основании ФЗ «об уполномоченном по правам ребёнка в РФ» от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ согласно ст.5 этого закона данная должность направленна на решение следующих задач: обеспечение механизмов защиты свобод детей; оказание помощи по продуктивности действия механизма защиты детей; осуществление анализа действия данного механизма; оказание помощи в восстановлении нарушенных свобод, осуществление государственной политики в данном направлении и т. п. [6]
  7. Уполномоченный по правам предпринимателей в соответсвии с ФЗ «об уполномоченном по правам предпринимателей в РФ» от 07.05.2013г. № 78-ФЗ занимается защитой свобод предпринимателей, осуществление контроля за их защитой, взаимодействие с предпринимательским обществом. [7] и др.

Так как Россия является федеративным государством, то и в субъектах имеются свои органы, осуществляющие конституционный механизм обеспечения свободы, так же и в муниципальных образованиях.

Для обеспечения совершенства механизма обеспечения свободы личности необходимо исходить из следующих положений:

  1. Деятельность органов государственной власти должно соответствовать основному закону и содействовать защите обеспечения свободы личности как в юридическом, так и в фактическом смысле, то есть обеспечение свободы должно быть реально действующим в практике.
  2. Необходимо исходить из совершения механизма правозащитных органов с целью повышения их продуктивности.

На наш взгляд, соблюдение данных положений будет способствовать совершенствованию механизму обеспечения свободы личности.

Литература:

  1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)//СЗ РФ.1994.№ 13. Ст.1447.
  2. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016)// СЗ РФ. 1997.№ 51. Ст.5712.
  3. ФЗ «О Прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ.
  4. Указ Президента РФ «об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» от 06.04.2004. № 490 (ред. от 14.06.2018)// СЗ РФ. 2004.№ 15. Ст. 1395.
  5. ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.0.2016) //
  6. ФЗ «Об уполномоченном по правам предпринимателей в РФ» от 07.05.2013г. № 78-ФЗ
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
права человека
обеспечение прав человека
механизм обеспечения прав человека
механизм правового регулирования

Молодой учёный