В представленной статье рассмотрены проблемы общетеоретического понятия механизма обеспечения прав и свобод личности на основе достижений современной отечественной юридической науки.
Ключевые слова: права человека, обеспечение прав человека, механизм обеспечения прав человека, механизм правового регулирования.
В науке под механизмом обеспечения свободы понимается система мер материально-технического, социально-политического и специально-юридического характера, осуществляемых государством, направленных на воплощение закона в жизнь, то есть меры обеспечения действия свободы в соответсвии с законом. Полагаем, что следует более подробно остановиться на вопросе средств, предусмотренных Конституцией РФ.
В качестве механизма обеспечения свобод существует такой вид средств как судебная защита. В качестве судебной защиты выделяют обеспечение прав и свобод через конституционное, арбитражное, гражданское, уголовное, и третейское судопроизводство.
В связи с конституционным судопроизводством, которое осуществляет Конституционный Суд РФ. В соответсвии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ рассматривает дела по жалобам граждан о нарушении их свобод, о соответсвии закона нарушающего права и свободы основному закону РФ, таким образом возможность граждан подавать такого рода жалобу в отношении законодателя говорит об осуществлении гражданами своего рода управления в обществе и государстве. [1] Также Конституционный Суд РФ решает вопросы о соответсвии нормативно-правовых актов Конституции РФ, рассматривает споры о компетенции органов государственной власти, даёт толкование основного закона, даёт заключения о соблюдении порядка вынесения обвинения Президенту.
Арбитражное судопроизводство направлено на рассмотрение споров связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то есть обеспечение свобод именно в экономической сфере общественной жизни. Гражданское судопроизводство обеспечивает защиту нарушенных свобод ражданских, трудовых, семейных и иных правоотношениях. Основными задачами уголовного судопроизводства является охрана прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка, конституционного строя РФ от преступных посягательств.
Наряду с судебной защитой существует и внесудебный порядок обеспечения прав и свобод. Внесудебный порядок представляет собой обращения личности в целях защиты нарушенных свобод в органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и т. п.
В качестве органов осуществляющих внесудебный порядок защиты конституционных свобод личности можно выделить следующие органы:
- Президент РФ согласно ст. 80 Конституции РФ является гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина, таким образом можно сказать, что одним из основных полномочий Президента является защита свобод человека, следовательно он является одним из составных компонентов конституционного механизма обеспечения свобод человека.
- Правительство РФ является исполнительным органом в соответсвии со ст. 1 ФКЗ «о Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ обеспечивает осуществление прав и свобод человека в социальной сфере, в сфере науки, культуры, образования, в сфере обеспечения законом прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и т. д. [2] Так же Правительство как орган, осуществляющий руководство над министерствами и ведомствами может рассматривать жалобы граждан на данные органы.
- Парламент РФ- Федеральное Собрание как законодательный орган обеспечивает законодательную регламентацию прав и свобод человека.
- Прокуратура РФ. В соответсвии со ст. 1 ФЗ «о Прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202–1 целями прокуратуры являются защита и охрана прав, свобод и законных интересов граждан, надзор за соблюдением Конституции, а следовательно и всего конституционного строя. Так же Прокурор РФ может выступать в качестве заявителя с целью защиты свобод граждан в гражданском судопроизводстве или выступать в качестве заявителя жалобы в конституционном судопроизводстве в целях защиты свобод лиц, которые в силу своей беспомощности, болезни не могут обратиться в суд с жалобой для защиты своих свобод самостоятельно. [3]
- Администрация при Президенте РФ в соответсвии с п.4 Положения об Администрации Президента РФ от 6.04.2004 г. № 490 данный орган в целях обеспечения конституционной защиты свобод человека и гражданина оказывает содействие Президенту РФ в вопросах, касающихся данной сферы. [4] В Администрации действует такой специализированный орган в данной сфере, как комитет по правам человека при Президенте РФ.
- Уполномоченный по правам ребёнка данный орган действует на основании ФЗ «об уполномоченном по правам ребёнка в РФ» от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ согласно ст.5 этого закона данная должность направленна на решение следующих задач: обеспечение механизмов защиты свобод детей; оказание помощи по продуктивности действия механизма защиты детей; осуществление анализа действия данного механизма; оказание помощи в восстановлении нарушенных свобод, осуществление государственной политики в данном направлении и т. п. [6]
- Уполномоченный по правам предпринимателей в соответсвии с ФЗ «об уполномоченном по правам предпринимателей в РФ» от 07.05.2013г. № 78-ФЗ занимается защитой свобод предпринимателей, осуществление контроля за их защитой, взаимодействие с предпринимательским обществом. [7] и др.
Так как Россия является федеративным государством, то и в субъектах имеются свои органы, осуществляющие конституционный механизм обеспечения свободы, так же и в муниципальных образованиях.
Для обеспечения совершенства механизма обеспечения свободы личности необходимо исходить из следующих положений:
- Деятельность органов государственной власти должно соответствовать основному закону и содействовать защите обеспечения свободы личности как в юридическом, так и в фактическом смысле, то есть обеспечение свободы должно быть реально действующим в практике.
- Необходимо исходить из совершения механизма правозащитных органов с целью повышения их продуктивности.
На наш взгляд, соблюдение данных положений будет способствовать совершенствованию механизму обеспечения свободы личности.
Литература:
- ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)//СЗ РФ.1994.№ 13. Ст.1447.
- ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016)// СЗ РФ. 1997.№ 51. Ст.5712.
- ФЗ «О Прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ.
- Указ Президента РФ «об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» от 06.04.2004. № 490 (ред. от 14.06.2018)// СЗ РФ. 2004.№ 15. Ст. 1395.
- ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.0.2016) //
- ФЗ «Об уполномоченном по правам предпринимателей в РФ» от 07.05.2013г. № 78-ФЗ