Стратегия самопрезентации в американском президентском дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 07.06.2022

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Будыкина, В. Г. Стратегия самопрезентации в американском президентском дискурсе / В. Г. Будыкина, А. А. Блинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92719/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья посвящена вопросу возможности влияния политика на конечный результат выступления посредством выстраивания корректной стратегии самопрезентации. Рассматриваются основные стратегии и тактики самопрезентации, языковые средства выразительности, наиболее часто используемые в политическом дискурсе. Исследуются фрагменты выступления Д. Трампа, основные результаты представлены в статье.

Ключевые слова: самопрезентация, стратегия, тактика, языковые средства выражения.

Большинство социальных взаимодействий в обществе может быть рассмотрено с точки зрения самопрезентации. Оказываясь в ситуации межличностного взаимодействия, человек немедленно становится субъектом самопрезентации, независимо от осознанности своих поведенческих действий. Он предъявляет партнеру по общению информацию о себе посредством символических знаков (внешнего, вида, окружающего пространства и др.), вербального и невербального поведения. Автоматически, с момента начала общения объект общения становится также и объектом воспринимающим представленную другим информацию о себе. В наибольшей степени эффективность самопрезентационного поведения определяет результаты деятельности специалистов публичных и коммуникативных профессий, у которых общение является одним из средств профессиональной деятельности.

Интенсификация процессов общения в современном обществе требует от политика значительных ресурсов, связанных с управлением впечатлением о себе. Увеличение социальных связей и повседневных интеракций приводит к необходимости управлять впечатлением о себе и тем самым регулировать взаимодействие не только в особых, редко встречающихся, но и в повседневных ситуациях. Кроме того, развитие массовых коммуникаций и политических технологий увеличивает значимость процессов управления впечатлением и построения собственного имиджа, который рассматривается не только как средство для различного рода манипуляций, но и как необходимый элемент самореализации для каждого политика.

По мнению М. Н. Котляровой, самопрезентация — процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения, этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе.

Э. Джонс и Т. Питтман описывают явление самопрезентации как стремление личности к власти и доминированию в межличностных отношениях и приводят пять основных стратегий самопрезентации:

  1. Старание понравиться — ingratiating .
  2. Самопродвижение — self-promotion .
  3. Запугивание — intimidation .
  4. Пояснение примером — exemplification .
  5. Мольба — supplication [5, c. 231–261].

Так, от целей, которые ставит перед собой самопрезентант напрямую зависит стратегия, которую ему предстоит выбрать. Цели могут звучать по-разному, однако суть у них одна — добиться желаемого воздействия. Запугивая свою аудиторию, выдвигая к ней определенные требования, субъект самопрезентации использует стратегию запугивания, что дает ему шанс оказать влияние на аудиторию через страх.

В своих работах Ю. М. Иванова приводит наиболее распространенные тактики самопрезентации:

— тактика понятийной категоризации — используется для изменения понятийной составляющей явления, что может производиться как путем противопоставления конкретных признаков личности или явлению, так и путем их отождествления;

— тактика образной категоризации, основывающаяся либо на присвоении определенным процессам метафорических описаний, либо на создании целостных метафорических картин;

— тактика ценностной ориентации, применяющаяся для того, чтобы воззвать аудиторию к определенным ценностям, объединяющим субъекта и объектов самопрезентации и противопоставляющим объекты реальности культурным доминантам [2].

Для исследования возможности применения явления самопрезентации в политическом дискурсе нами были рассмотрены фрагменты публичных выступлений экс-президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа. Был проведен анализ более десятка разноформатных публичных выступлений экс-президента США Дональда Трампа с 2017 по 2021 год. Для анализа используемых тактик, была использована классификация тактик, предложенная Ю. В. Ивановой, описанная выше.

Кроме указанных тактик, для достижения поставленных целей, самопрезентант может использовать и некоторые стилистические приемы, и другие языковые средства: метафоры, гиперболы и сравнения; личные и притяжательные местоимения для усиления воздействия на адресата; местоимения множественного числа, подсознательно объединяющие самопрезентанта и аудиторию; глаголы будущего времени, использующиеся чаще всего в предвыборных выступлениях для привлечения электората и так далее [1, с. 10-12].

Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих особенности саморепрезентации Д. Трампа. Так, 22 сентября 2020 года Д. Трамп выступал на ежегодной конференции Генеральной Ассамблеи ООН, где он, в частности, сказал:

«…we are once again, engaged in a great global struggle. We have waged a fierce battle against the invisible enemy, the China virus… In the United States, we launched the most aggressive mobilization since the second world war…» [Donald Trump, URL] (мы вновь участвуем в великой глобальной борьбе. Мы ведем ожесточенную борьбу против невидимого врага — китайского вируса… В Соединенных Штатах мы развернули самую агрессивную со времен второй мировой войны мобилизацию…) (зд. и далее перевод авторов).

В данном фрагменте присутствуют характерные черты стратегии саморекламы. Автор использует тактику понятийной категоризации, что выражается в использовании фраз «global struggle», «fierce battle», «enemy», «mobilization» , сопоставляющих явление COVID-19 со Второй мировой войной. Это указывает на степень серьезности, с которой выступающий относится к проблеме. Трамп активно пользуется такими средствами выражения, как местоимение «we», сравнения, аффективы, их использование направляет на усиление эмоциональной окраски своей речи. Все это помогает Д. Трампу сформировать образ сильного лидера, защищающего интересы всего мира.

«As the world bears witness tonight, America is a land of heroes. There’s a place where greatness is born, where destinies are forged and where legends come to life»» [Donald Trump, URL] (Сегодня вечером мир увидит, что Америка — страна героев. Это место, где рождается величие, где куются судьбы и где легенды воплощаются в жизнь).

Этот отрывок из выступления Дональда Трампа является одним из ярких примеров успешного применения им тактики образной категоризации и тактики ценностной ориентации одновременно. Достаточно общая фраза, не повествующая ни о чем конкретном, однако способная вызвать бурную одобрительную реакцию у аудитории. Тактика ценностной ориентации вновь отражена в воззвании к общим для граждан Америки чертам — их патриотизму и гордости за страну. Фраза «America is a land of heroes» ( Америка — страна героев) отсылает аудиторию к их знаменитым землякам, героям нации, что вызывает положительную реакцию. Тактика образной категоризации проявляется в фразеологизмах и метафорах: «greatness is born», «destinies are forged», «legends come to life». Снова применена прямая языковая тактика самопрезентации. К отличительным средствам выражения самопрезентации можно отнести троекратное повторение подчинительных союзов «where» , что также усиливает эффект от фразы. Можно выделить такие языковые средства выражения, как притяжательные местоимения множественного числа « we» , аффектив «plague ». Данной фразой Трамп в очередной раз сближает себя со своими гражданами, формирует образ правителя «из народа».

20 января 2017 года, в свой первый день на посту президента, Дональд Трамп выступил с инаугурационной речью перед публикой. По Э. Джонсу и Т. Питтману, в данном выступлении используется стратегия под названием «самопродвижение» ( self-promotion ).

«We, the citizens of America, are now joined in a great national effort to rebuild our country and to restore its promise for all of our people» [Donald Trump, URL] (Мы, жители Америки, сегодня объединились в едином национальном усилии возродить нашу страну и принести то, что было обещано, всем ее жителям).

В данной фразе Дональд Трамп использует тактику ценностной ориентации, поскольку она взывает аудиторию к определенным, общим для всех ценностям: «…to rebuild our country…» . Данная тактика осуществляется путем использования личных местоимений «we, our» , конкретных речевых форм обращения к публике, направленных на отождествление субъекта и объектов самопрезентации : «the citizens of America». Кроме того, в данной цитате глаголы используются преимущественно в будущем времени: «to rebuild», «to restore», что указывает на то, что субъект самопрезентации в своем выступлении лишь дает обещания принести инновации.

В результате анализа мы пришли к выводу, что Д. Трамп использует разнообразные стратегии, тактики и языковые средства выражения самопрезентации. Наиболее часто употребляемыми Д. Трампом средствами, на наш взгляд, являются следующие: тактика образной категоризации, тактика понятийной категоризации. Их грамотное комбинирование и использование позволяет ему достигать своих целей: привлечение внимания к конкретным проблемам, продвижение интересов своей администрации, создание благоприятных отношений с гражданами страны, повышение лояльности.

Литература:

  1. Заикина, Ю. А. Речевые средства реализации стратегии самопрезентации в современных политических текстах / Ю. А. Заикина // Вестник ВолГУ. — 2011. — с. 10–12.
  2. Иванова, Ю. М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов: дис. канд. фил. наук: 10.02.19 / Ю. М. Иванова; ВолГПУ. — Волгоград, 2003. — 137 с.
  3. Котлярова М. Н. Теории самопрезентации / М. Н. Котлярова — СПб., 2002. — С. 163.
  4. Федорова Н. А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2007. — 29 с.
  5. Jones E. E., Pittman T. S. Toward a general theory of strategic self-presentation // J. Suls (ed.). Psychological perspective on the Self. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1982. P. 231–261
  6. CNN politics [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edition.cnn.com/2017/01/20/politics/trump-inaugural-address/index.html. — Дата доступа: 2.05.2021.
  7. REV [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rev.com/blog/transcripts/donald-trump-joe-biden-final-presidential-debate-transcript-2020. — Дата доступа: 2.05.2021.
  8. Asia’s Premier News Agency [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://aninews.in/news/world/us/75-years-after-world-war-ii-world-is-again-engaged-in-a-great-global-struggle-due-to-china-virus-trump-at-unga20200922205814/ — Дата доступа: 2.05.2021.
Основные термины (генерируются автоматически): URL, тактик, тактик образной, Трамп, ценностная ориентация, субъект самопрезентации, будущее время, мировая война, множественное число, политический дискурс.


Ключевые слова

стратегия, самопрезентация, тактика, языковые средства выражения

Похожие статьи

Коммуникативная тактика как составляющая системы стратегической репрезентации: теоретический аспект

В статье автор аккумулирует подходы к изучению коммуникативной тактики. Результатом исследования является определение значения и места понятия коммуникативной тактики в дискурсе.

Специфика использования метафоры в политическом дискурсе

В статье рассматриваются примеры использования метафор в королевской рождественской речи 2014 года. Анализируются характер метафор и их функции.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах публицистического стиля

В статье рассматриваются способы использования оценочной лексики, выявляются основные тенденции и способы ее перевода, анализируется степень точности и адекватности перевода оценочных определений в текстах публицистического характера на примере англо...

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Стратегии конструирования нелегальной миграции как социального явления в медийном дискурсе американских и британских СМИ

В статье в рамках лингвокогнитивного анализа на материале некоторых ведущих американских и британских изданий исследуется дискурс миграции как следствие политических изменений, происходящих в США в 2018–2019 гг., выявляются и анализируются дискурсивн...

Использование метонимии в политическом дискурсе

В статье автор раскрывает суть использования метонимии и особенности ее их перевода, которые используются в политической публицистике англоязычных СМИ.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Эвфемизмы в современной политической риторике и специфика их перевода на материале предвыборных речей политиков США и Великобритании

Данная статья посвящена особенностями политического перевода, и, в частности сложностям перевода эвфемизмов, используемых в политических текстах. Необходимость дальнейшего изучения вербальных средств, реализующих экспрессию в публичных выступлениях п...

Коннотация как средство выражения оценки в публицистическом дискурсе

Статья посвящена выражению семантики оценки и использованию ее в немецком публицистическом дискурсе.

Прагматический аспект использования вербальных средств реализации экспрессии в англоязычной политической риторике

Данная статья посвящена рассмотрению вербальных средств реализации экспрессии в англоязычной политической риторике. Описываются виды и функции этих средств, доказывается, что все они имеют прагматическую направленность.

Похожие статьи

Коммуникативная тактика как составляющая системы стратегической репрезентации: теоретический аспект

В статье автор аккумулирует подходы к изучению коммуникативной тактики. Результатом исследования является определение значения и места понятия коммуникативной тактики в дискурсе.

Специфика использования метафоры в политическом дискурсе

В статье рассматриваются примеры использования метафор в королевской рождественской речи 2014 года. Анализируются характер метафор и их функции.

Способы выражения и перевода оценочной лексики в текстах публицистического стиля

В статье рассматриваются способы использования оценочной лексики, выявляются основные тенденции и способы ее перевода, анализируется степень точности и адекватности перевода оценочных определений в текстах публицистического характера на примере англо...

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Стратегии конструирования нелегальной миграции как социального явления в медийном дискурсе американских и британских СМИ

В статье в рамках лингвокогнитивного анализа на материале некоторых ведущих американских и британских изданий исследуется дискурс миграции как следствие политических изменений, происходящих в США в 2018–2019 гг., выявляются и анализируются дискурсивн...

Использование метонимии в политическом дискурсе

В статье автор раскрывает суть использования метонимии и особенности ее их перевода, которые используются в политической публицистике англоязычных СМИ.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Эвфемизмы в современной политической риторике и специфика их перевода на материале предвыборных речей политиков США и Великобритании

Данная статья посвящена особенностями политического перевода, и, в частности сложностям перевода эвфемизмов, используемых в политических текстах. Необходимость дальнейшего изучения вербальных средств, реализующих экспрессию в публичных выступлениях п...

Коннотация как средство выражения оценки в публицистическом дискурсе

Статья посвящена выражению семантики оценки и использованию ее в немецком публицистическом дискурсе.

Прагматический аспект использования вербальных средств реализации экспрессии в англоязычной политической риторике

Данная статья посвящена рассмотрению вербальных средств реализации экспрессии в англоязычной политической риторике. Описываются виды и функции этих средств, доказывается, что все они имеют прагматическую направленность.

Задать вопрос