Гендерные особенности в политическом дискурсе: сравнительный анализ американских политических выступлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 15.04.2021

Статья просмотрена: 488 раз

Библиографическое описание:

Форысенкова, А. А. Гендерные особенности в политическом дискурсе: сравнительный анализ американских политических выступлений / А. А. Форысенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80060/ (дата обращения: 16.12.2024).



Внастоящее время гендерные исследования являются одним из наиболее продуктивных и растущих сегментов мировой лингвистики (Р. Лакофф, Д. Спендер). Повышенное внимание уделяется изучению речевого поведения различных групп населения (например, профессионального или возрастного), а также анализу речевого поведения носителей языка. Однако до сих пор лингвисты не уделяли пристального внимания изучению гендерных особенностей в политическом дискурсе.

Ключевые слова: гендер, дискурс, политика, политическая речь, лингвистика.

Currently, gender studies are one of the most productive and growing segments of world linguistics (R. Lakoff, D. Spender). Increased attention is paid to the study of the speech behavior of various groups of the population (for example, professional or age), as well as the analysis of the speech behavior of native speakers. However, until now, linguists do not pay close attention to the study of gender aspects in political discourse.

Keywords: gender, discourse, politics, political speech, linguistics.

Политическая речь является сложным и тщательно подготовленным инструментом воздействия на целевую аудиторию. Для более эффективного воздействия на слушателя, в политических выступлениях используются различные лексико-стилистические приемы: метафоры, эпитеты, повторы, сравнения и прочее. Также применяются грамматические средства выражения: параллельные конструкции, инверсия, повествовательные вопросы и другие. Кроме того, есть общепринятые правила составления речи — она должна содержать введение, основной текст и заключение.

В данной статье мы напрямую обращаемся к анализу корпуса данного исследования, а именно — к политическим речам двух кандидатов в президенты Соединённых Штатов Америки, Хиллари Клинтон и Дональда Трампа. Выбор этих кандидатов обусловлен относительно недавними президентскими выборами в США. Конкуренция между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом была достаточно жесткой, а их предвыборные и поствыборные выступления были достаточно выразительными и наполненными разнообразными грамматическими и стилистическими речевыми конструкциями. В период предвыборной кампании Хиллари Клинтон являлась однозначным фаворитом относительно Дональда Трампа. Потенциально это может быть связано с её «громкой» фамилией (Билл Клинтон был 42-м президентом Соединённых Штатов Америки), а также с её большим политическим опытом. Тем не менее, Дональд Трамп — бизнесмен, предприниматель с относительно небольшим опытом в политической сфере — одержал победу в президентских выборах. Можно предположить, что на первое место здесь выходить роль гендерного компонента, так как в ходе президентских кампаний Клинтон не уступала Трампу в партиях, голосах, а также в лобби. В целом, можно сказать, что политики проводили политический дискурс на площадке Хиллари Клинтон, но при этом победил Дональд Трамп. Мы выбрали две речи для проведения сравнительного анализа на наличие гендерных характеристик в языке: речь представителя Демократической партии Хиллари Клинтон после поражения на выборах, и инаугурационную речь представителя Республиканской партии Дональда Трампа. Общий объем эмпирического материала составляет более 5 тысяч слов, 14 тысяч знаков и около 500 лексических единиц из двух политических речей.

С целью интенсификации эмоционального и психологического влияния выступления, политики обращаются к стилистическим средствам языка. В связи с тем, что в данном исследовании в качестве анализируемого материала выступают письменные тексты, у нас нет возможности обратиться к анализу стилистических средств фонетического уровня языка. Особое внимание будет направлено на стилистические средства лексического и синтаксического уровней, которые будут исследованы через гендер.

Таблица 1

Использование стилистических средств

Стилистические средства

Хиллари Клинтон

Дональд Трамп

метафора

46 %

28 %

эпитет

26 %

14 %

антитеза

2 %

1 %

гипербола

4 %

1 %

повтор

12 %

22 %

градация

1 %

1 %

клише

4 %

2 %

инверсия

5 %

2 %

параллельные конструкции

1 %

0 %

цитирование

1 %

0 %

Как видно, речи обоих политических деятелей полноценно насыщены разнообразными стилистическими средствами выражения. Абсолютным лидером среди них стала метафора, которая традиционно проходит красной нитью во всех видах политических выступлений. В таблице можно увидеть, что применение метафор в речи Хиллари Клинтон после поражения на выборах встречается чаще, чем в инаугурационной речи Дональда Трампа.

It has been a joy getting to know them better, and it gives me great hope and comfort to know that Tim will remain on the front lines of our democracy representing Virginia in the Senate [Hillary Clinton's concession speech. — Было очень приятно познакомиться с ними поближе, и это дает мне большую надежду и утешение знать, что Тим останется на передовой нашей демократии, представляя Вирджинию в Сенате.

At the bedrock of our politics will be an allegiance to the United States [Donald Trump's First Speech As President]. — В истоке нашей политики будет верность Соединенным Штатам.

Our campaign was never about one person or even one election, it was about the country we love and about building an America that's hopeful, inclusive and big-hearted [Hillary Clinton's concession speech]. — Наша кампания никогда не была посвящена одному человеку или даже одним выборам, она была посвящена стране, которую мы любим, и построению Америки, которая полна надежд, всеохватна и великодушна.

When America is united, America is totally unstoppable [Donald Trump's First Speech As President]. — Когда Америка едина, Америку невозможно остановить.

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что Хиллари Клинтон намного чаще обращается к эпитетам в своей речи, и это соответствует научно-подтвержденной идее о том, что мужчины не прибегают к частому использованию описательных конструкций и достаточно редко используют эпитеты, которые выражены прилагательными.

Третьим и наиболее употребляемым стилистическим средством выражения является повтор.

Речи Дональда Трампа и Xиллари Клинтон насыщены разными видами повторов.

We will bring back our jobs, we will bring back our borders, we will bring back our wealth, we will bring back our dreams [Donald Trump's First Speech As President]. — Мы вернем наши рабочие места, мы вернем наши границы, мы вернем наше богатство, мы вернем наши мечты.

Thank you, my friends. Thank you. Thank you, thank you so very much for being here and I love you all, too [Hillary Clinton's concession speech]. — Спасибо, друзья мои. Спасибо. Спасибо, большое спасибо за то, что вы здесь, и я тоже вас всех люблю.

Данные предложения являются примерами анафорического повтора, который является классическим способом переноса акцента на актуальные положения речи путем постановки повторяющихся элементов языка в сильную позицию — начало предложения.

Остальные упомянутые стилистические средства не выделяются в сравнении с первыми тремя по частотности употребления, поэтому они не будут содействовать ходу сравнительного анализа политических выступлений на наличие в них гендерного компонента.

Таблица 2

Сравнение типов предложений

Предложение

Хиллари Клинтон

Дональд Трамп

простое

22 %

35 %

сложное

78 %

65 %

Цифры, показанные в таблице, позволяют нам утверждать, что выбор того или иного типа предложения, является гендерно окрашенным признаком. Стремление подтвердить, аргументировать свою позицию проявляется через применение сложноподчиненных и сложносочинённых предложений в речи. Хиллари Клинтон во многих предложениях подчеркивает выражение своего собственного мнения, буквально желает подчеркнуть тот факт, что она несет полную ответственность за сказанное.

Выводы

Сравнительный анализ корпуса исследования, представленный в виде двух политических речей, а именно инаугурационной речи Дональда Трампа и речи Хиллари Клинтон после поражения на выборах, позволил сделать нам следующие обобщения. Выбранные нами речи имели схожую коммуникативную ситуацию, однако Дональд Трамп уже стал действующим президентом Соединённых Штатов, а Хиллари Клинтон уступила ему с небольшим отрывом.

Для выявления роли гендера в политических выступлениях тексты были проанализированы на лингвистическом и коммуникативно-прагматическом уровне. Вот, что это показало:

– Исследование речей на стилистическом уровне указало на то, что

выступления обоих политических деятелей имеют общую особенность — широкий спектр разнообразных стилистических языковых средств. Гендерно окрашенными средствами оказались метафора, эпитет и повтор. В соответствии с данными, которые представлены в таблице 1, можно утверждать, что Хиллари Клинтон в своей речи чаще обращается к метафорам и эпитетам, что подтверждает теорию о том, что представители мужского пола не увлекаются использованием описательных слов и намного реже используют эпитеты-прилагательные.

Интересно отметить, что Дональд Трамп в своей речи использовал намного большее количество повторов, по сравнению с Хиллари Клинтон (22 % и 12 %). Возможно, это объясняется тем, что Дональд Трамп применял повторы в своей речи с целью убедить аудиторию в истинности сказанного — благодаря повторам речь выглядит более убедительной и стоящей. Это особенно важно, так как Трамп занял пост президента Соединенных Штатов.

В силу того, что политика является по большей части «мужской» сферой, Хиллари Клинтон стремится к образу маскулинности, и это проявляется в употреблении активного залога, но при этом сохраняется женское начало за счет разнообразных стилистических языковых средств.

– На синтаксическом уровне, который мы проанализировали с помощью частотности употребления простых и сложных предложений в речах, мы можем сделать вывод, что в данном аспекте политические выступления по гендерному признаку маркированы достаточно слабо, но при этом разница всё же имеется. К гендерному признаку в данном случае можно отнести лишь только частотность употребления вводных конструкций в сложноподчиненных и сложносочинённых предложениях в речи Хиллари Клинтон. Это показывает высокую степень логичности речи и желание донести информацию до аудитории в максимально полном объёме.

Учитывая вышеизложенное, модель описания особенностей гендерного коммуникативного поведения показывает факт присутствия гендерной дифференциации в актуальном политическом дискурсе на основании явных и неявных языковых средств, таких, как гендерные маркеры, которые описывают коммуникативное поведение политика. Именно поэтому превалирующие языковые особенности гендерного коммуникативного поведения отражаются в политических речах, которые, в свою очередь, являются лингвистически своеобразными.

Гендерная принадлежность политических деятелей влияет на подбор языковых средств, которые входят в рамки дискурсивного анализа. Что касается интереса к изучению гендерного компонента политических выступлений — это обуславливается такими факторами, как развитие феминизма, неустойчивая толерантность общества, а также борьба сексуальных меньшинств за права. Происходит так называемая лингвистическая экспертиза, которая оптимизирует межгендерную коммуникацию, формируя набор инструментов влияния на человека, исходя из признаков его половой принадлежности.

Успешное осуществление коммуникативного акта в политическом дискурсе подразумевает эффективное использование разнообразных тактик и фигур речи. В данной работе политические выступления были проанализированы на наличие таких стилистических средств, как метафоры, эпитеты, повторы и многие другие (см. таблицу 1).

Данная работа вносит определённый вклад в изучение гендерных характеристик политического дискурса. В свою очередь, данная работа может помочь в выявлении наиболее характерных особенностей политических выступлений женщин и мужчин. Исследование посвящено политическому дискурсу и гендерным особенностям языка в политических выступлениях.

Литература:

1. Hillary Clinton's concession speech [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://edition.cnn.com/2016/11/09/politics/hillary-clinton-concession-speech/index.html. — CNN Politics, 2016. — 17.02.21

2. Donald Trump's First Speech As President [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ndtv.com/world-news/full-text-of-donald-trumps-inaugural-address-1651097. — NDTV NEWS DESK, 2017. — 19.02.21

3. Hillary Clinton's concession speech, November 9, 2016. — URL: http:// edition.cnn.com›…hillary-clinton-concession-sp — 07.03.2021

4. Арустамян Рузанна, Макурина Мадина Асхатовна, Пирожкова Ирина Сергеевна Проявление гендерных особенностей в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2016. № 6.

5. Буцык Елизавета Дмитриевна Конструирование гендерной идентичности в политическом дискурсе // Вестник МГИМО. 2015. № 3 (42).

6. Цыбина Надежда Александровна Гендерный аспект политического дискурса // Вестник ЧелГУ. 2019. № 1 (423). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-aspekt-politicheskogo-diskursa (дата обращения: 09.03.2021).

7. Шевчук, Ю. В. Гендерные особенности в англоязычном политическом дискурсе / Ю. В. Шевчук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312).

Основные термины (генерируются автоматически): речь, Трамп, политический дискурс, выбор, повтор, политический, средство, гендерное коммуникативное поведение, гендерный компонент, гендерный признак.


Ключевые слова

дискурс, гендер, политика, лингвистика, политическая речь

Похожие статьи

Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности

Данная статья посвящена вопросу влияния гендерного аспекта на возможность самореализации в военно-профессиональной деятельности. Проблематика, связанная с самореализацией, представляет собой в настоящее время важную проблему психологии, исследование ...

Специфика исследования эмоционального интеллекта в кросс-культурной психологии

В статье представлен теоретический анализ исследований эмоционального интеллекта, включающий различные культурные аспекты в разных странах. На основании анализа специфики межкультурного исследования эмоционального интеллекта, пришли к выводу, что в ц...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Социальное восприятие в социальной психологии

Анализируется роль социального восприятия в социальной психологии с учетом теоретических оснований и эмпирических исследований. Работа охватывает разнообразные аспекты социального восприятия, включая формирование впечатлений, влияние стереотипов и пр...

Хайп: к определению понятий в социогуманитарных исследованиях

В статье рассматривается явление хайпа как феномена социально-культурной сферы в актуальных социогуманитарных исследованиях. Сформулированы 4 контекста современного научного дискурса с позиции которых феномен хайпа изучается в настоящее время. Постав...

Молодежная речь: выявление гендерных различий

Статья посвящена молодежному языку как объекту гендерных исследований. В группе молодых людей (50/50 %) проведен опрос, который позволил собрать синонимический ряд утвердительных реплик-ответов. Дальнейший качественный и количественный анализ дал инт...

Влияние гендерных стереотипов на взаимоотношения внутри предприятия

В Казахстане исследований, посвященных проблемам гендерных стереотипов и их влияния на взаимоотношения внутри коллектива в настоящее время нет. В данном исследовании речь идее о влиянии гендерных стереотипов на трудовое поведение. В связи с этим возн...

Психологическая подготовка мальчиков и девочек к школьному обучению: основные аспекты

Целью данной научной статьи является рассмотрение основных аспектов психологической подготовки мальчиков и девочек к школьному обучению. В статье рассматриваются различные концепции и теории, связанные с этой темой, с учетом специфики гендерных разли...

Теория конкуренции и социально уязвимые слои населения

В статье анализируется понятие «конкуренция», которое является ключевым в современном правоведении, а также иных общественных науках. Авторами подчеркивается, что в различных идеологических концепциях наблюдается неоднозначный подход к проблеме конце...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Похожие статьи

Влияние гендерного аспекта на возможность самореализации личности в военно-профессиональной деятельности

Данная статья посвящена вопросу влияния гендерного аспекта на возможность самореализации в военно-профессиональной деятельности. Проблематика, связанная с самореализацией, представляет собой в настоящее время важную проблему психологии, исследование ...

Специфика исследования эмоционального интеллекта в кросс-культурной психологии

В статье представлен теоретический анализ исследований эмоционального интеллекта, включающий различные культурные аспекты в разных странах. На основании анализа специфики межкультурного исследования эмоционального интеллекта, пришли к выводу, что в ц...

Гендерная идентичность в условиях современного мира

Данная статья посвящена исследованию гендерной идентичности в современном обществе с теоретической и практической точек зрения. Кроме того, в процессе исследования происходит изучение вопросов о преобладании андрогинной идентичности, или андрогинност...

Социальное восприятие в социальной психологии

Анализируется роль социального восприятия в социальной психологии с учетом теоретических оснований и эмпирических исследований. Работа охватывает разнообразные аспекты социального восприятия, включая формирование впечатлений, влияние стереотипов и пр...

Хайп: к определению понятий в социогуманитарных исследованиях

В статье рассматривается явление хайпа как феномена социально-культурной сферы в актуальных социогуманитарных исследованиях. Сформулированы 4 контекста современного научного дискурса с позиции которых феномен хайпа изучается в настоящее время. Постав...

Молодежная речь: выявление гендерных различий

Статья посвящена молодежному языку как объекту гендерных исследований. В группе молодых людей (50/50 %) проведен опрос, который позволил собрать синонимический ряд утвердительных реплик-ответов. Дальнейший качественный и количественный анализ дал инт...

Влияние гендерных стереотипов на взаимоотношения внутри предприятия

В Казахстане исследований, посвященных проблемам гендерных стереотипов и их влияния на взаимоотношения внутри коллектива в настоящее время нет. В данном исследовании речь идее о влиянии гендерных стереотипов на трудовое поведение. В связи с этим возн...

Психологическая подготовка мальчиков и девочек к школьному обучению: основные аспекты

Целью данной научной статьи является рассмотрение основных аспектов психологической подготовки мальчиков и девочек к школьному обучению. В статье рассматриваются различные концепции и теории, связанные с этой темой, с учетом специфики гендерных разли...

Теория конкуренции и социально уязвимые слои населения

В статье анализируется понятие «конкуренция», которое является ключевым в современном правоведении, а также иных общественных науках. Авторами подчеркивается, что в различных идеологических концепциях наблюдается неоднозначный подход к проблеме конце...

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации

Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тен...

Задать вопрос