В статье анализируется понятие «конкуренция», которое является ключевым в современном правоведении, а также иных общественных науках. Авторами подчеркивается, что в различных идеологических концепциях наблюдается неоднозначный подход к проблеме концептуализации конкуренции. Особое внимание уделяется вопросу защиты социально уязвимых слоев населения, которые в силу различных причин не являются конкурентоспособными.
Ключевые слова: конкуренция, Ф.Хайек, Дж.Кейнс, неолиберализм, кейнсианство, социально уязвимые слои населения.
Общественное устройство немыслимо без конкуренции. Данное обстоятельство объясняется различными причинами. Тем не менее, что факт, что общество развивается именно благодаря конкуренции между различными субъектами, такими как человек, товар, услуга, государство и др., является доминирующим среди теоретиков права, экономики, политологии и социологии. Считается, что о конкуренции впервые заговорили мыслители эпохи Античности. Однако полноценную концептуализацию теория конкуренции получила намного позднее — в период становления рыночных отношений.
К основоположникам теории конкуренции можно отнести таких выдающихся теоретиков политической экономии как Адам Смит (1723–1790), Сэй Жан Баптист (1767–1832), Давид Рикардо (1772–1823), Томас Мальтус (1766–1834) и др. Считается, что конкуренцию в рассматриваемый отрезок времени воспевали преимущественно ученые туманного Альбиона. Этот факт несложно объяснить. Дело в том, что Англия, находясь под сильным влиянием протестантизма, относительно легко восприняла идеи индивидуализма и свободы предпринимательства. В тех странах, куда протестантская концепция мироустройства не смогла проникнуть, на долгие столетия закрепится консервативный подход в философии и мировосприятии. Католическая Испания, где идеи клерикализма закрепились очень прочно, является тому ярким примером. В Испании периода эпохи Нового времени отсутствовало стремление интеллигенции к восприятию новых реалий, основанных на идеях свободного и открытого рынка. Конечно, данное обстоятельство можно объяснить особенностями католицизма, постулаты которого отвергали стремление человека к индивидуализму. Католицизм апеллировал к смирению, к тому, что человек обретет подлинное счастье лишь в загробном мире, если он будет следовать заповедям религии в мире настоящем. Столь ограниченный подход привел к тому, что в испанском обществе не сложились предпосылки для становления класса буржуазии — выразителя идей свобод и прав человека. Отсутствие стремления к обогащению завершилось тем, что страна не выдерживала конкуренции будущей владычице морей — Англии, и сравнительно быстро «сдала» свои территории в Северной Америке.
Итак, считается, что конкуренция — двигатель человеческой цивилизации. Любая сфера человеческой деятельности подвержена тому, что субъекты конкурируют между собой. Однако не всегда та или иная сфера деятельности человека реализовывается в условиях полной конкуренции. С этим соглашались почти все мыслители прошлого и современности. Теоретики, которые были сторонниками рыночных отношений, и которых сегодня назвали бы представителями либерализма, полагали, что конкуренция складывается не сразу в силу собственных особенностей. Но в итоге конкурентная среда устоится и станет преобладающей. Вот как описывал данный процесс известный мыслитель Ф.Хаек (1899–1992):«Только на рынке, где адаптация происходит медленно по сравнению со скоростью изменений, процесс конкуренции идет непрерывно. И хотя причина медленной адаптации может заключаться в слабости конкуренции, т. е. в том, что существуют специфические препятствия к вступлению на рынок или другие факторы типа естественных монополий, медленная адаптация никоим образом не подразумевает непременно слабую конкуренцию. Когда разнообразие близких заменителей велико и быстро меняется, так что требуется много времени на выяснение относительных достоинств имеющихся вариантов, или когда потребность в целом классе товаров или услуг возникает лишь с перерывами, через нерегулярные промежутки времени, адаптация должна быть медленной, даже если конкуренция сильна и активна» [1, с.26].
Напомним, что Ф.Хаек — пожалуй, наиболее яркий представитель идей неолиберализма современности, или, как его часто называют, «фанатик свободы». Ф.Хайек олицетворяет собой, образно говоря, некий мозговой двигатель либеральной концепции настоящего времени. Он родился в Вене и получил прекрасное юридическое образование в Венском университете. Став ученым с мировым именем, преподавал в Германии, США и Великобритании. Наиболее известная его книга — «Дорога к рабству», которая была издана в 1944 г. В своей работе ученый подвергал критике идеи социализма и социал-демократии, утверждая, что левацкая концепция мироустройства отвергает идею конкуренции, что, в свою очередь, тормозит развитие общества.
Среди плеяды современных ученых, близких по духу Ф.Хайеку, можно назвать такие известные имена, как Ф.Милтон (1912–2006), Р.Манделл (род.1932), Д.Флеминг (1911–1976) и др.
Некий антитезис идеям сторонников полной конкуренции был концептуализирован сторонниками так называемого кейнсианства. В основе кейнсианского направления, которое было оформлено в рамках политической экономии и права, лежали идеи выдающегося английского ученного Дж.Кейнса (1883–1946). Мыслитель и его сторонники не считали, что конкурентный рынок может обеспечить беспроблемное развитие экономики в частности, и человеческого общества в целом. Они полагали, что рыночная экономика подвержена нестабильности и кризисным явлениям. Данное обстоятельство было аргументировано целым рядом фактов, такими, как например неэластичностью цен, стремлением рынка и монополизации и другими причинами. Согласно основной идее Д.Кейнса и его сторонников, роль конкуренции в жизни общества существенно преувеличена сторонниками либерализма. Неудивительно, что идеи английского ученого возьмут на вооружении представители левых политических течений — социал-демократии и социализма.
Примечательно, что «наиболее видным современным критиком Кейнса был экономист и философ Фридрих Хайек. Его взгляды на экономику были резко противоположны Кейнсу, но, тем не менее, после его смерти Хайек написал: «Он был единственным действительно великим человеком, которого я знал, и по отношению к которому испытывал безграничное восхищение. Мир очень сильно обеднеет без него» [2, с.43].
Итак, вопрос о том, является ли конкуренция двигателем в развитии человеческой цивилизации, остается во многом открытым. Как бы ни решались споры великих умов современности, на наш взгляд, конкуренция, а следовательно, и идея либерального мироустройства, не учитывает один очень важный фактор — положение так называемых социально уязвимых слоев населения.
Социально уязвимые слои населения — эта та часть гражданского общества, которая требует со стороны государства более пристального внимания. Научная точка зрения гласит, что представитель социально уязвимых слоев общества не конкурентоспособен в условиях максимально свободного рынка, когда субъекты права, прежде всего физические лица, оказываются без поддержки государства. Данное обстоятельство объясняется тем, что представитель социально уязвимого слоя общества обладает неким «изъяном» или «недостатком», которые он не в силах устранить самостоятельно. Например, к подобным лица мы можем отнести инвалидов, детей-сирот, многодетных одиноких матерей и др. Только с государственной поддержкой и защитой они становятся востребованными на рынке труда, и могут повышать свой уровень благосостояния.
Социальная защита и поддержка — явление в праве относительно новое. Проблема зарождения правового статуса социально уязвимых слоев населения все еще не находит своего однозначного понимания в научном сообществе. Есть ряд исследователей, которые полагают, что государственная поддержка тех граждан или подданных, которые в силу объективных причин, не могут выдерживать конкуренцию с согражданами, зародилась в эпоху раннего средневековья на Ближнем Востоке [3]. Однако большинство российских ученых полагает, что государственную поддержку социально уязвимых слоев населения необходимо соотносить с вопросом о защите прав человека. При этом они подчеркивают, что гарантия подобных прав человека соотносима с концептуализацией прав человека второго поколения, или, так называемыми позитивными правами человека.
Литература:
- Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. — 2009. — № 3 -С.18–27.
- Ковнир В. Н., Погребинская Е. А. Актуальность теории Кейнса в XXI в. // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — № 4. — С.34–44.
- Нуриев Б. Д. Финансово-правовая политика государства: новые концептуальные подходы // Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции (с международным участием). Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. — С.185–191.