Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 05.06.2022

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Трошкина, Е. В. Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей дошкольного возраста / Е. В. Трошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 160-161. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92655/ (дата обращения: 16.12.2024).



Речь человека — это динамический процесс, основными составляющими которого являются звукопроизношение, часто связанное с жестами и мимикой, выступающее как внешнее оформление речи — мышления; содержание речи, как результат мышления и эмоциональных переживаний; социальность речи, как связь с жизнью человеческого общества, вне которого речи нет. Соответственно, речь понимают, как форму сознательной деятельности людей, опосредованную языком, состоящую из операций понимания и воспроизведения.

К основным структурным компонентам речи можно отнести звуковой состав, словарный запас и грамматический строй. Звукопроизношение и грамматический строй, а также словарный запас взаимосвязаны и взаимообусловлены, формирование каждого из них имеет свои сроки и свою специфику.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд сочетающихся по логике предложений), обеспечивающее коммуникативное общение. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли, говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [1].

В лингвистической литературе указывается, что основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Понятность, безусловно, связана с возможностями использования в связной речи простых и сложных предложений. Современная лингвистическая наука трактует предложение как целостную единицу речи, которая является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли говорящего

Синтаксис рассматривает законы организации и построения связной речи, а также способы соединения слов, синтаксические единицы, их строение, а также особенности функционирования [2]. Синтаксис как раздел грамматики означает «порядок, построение» с греческого языка (syntaxis) [3]. В лингвистике предмет синтаксиса составляет синтаксический строй языка как совокупность закономерностей, которые регулируют построение различных синтаксических единиц.

Синтаксис также рассматривают, как «раздел грамматики, который включает в себя систему синтаксических единиц и связей между ними, отличительные особенности и характеристики данных единиц, структуру и функции» [3].

В синтаксис включаются такие единицы, как: словоформа, словосочетание, предложение, а также сложное синтаксическое целое и текст. П. А. Лекант отмечает, что «каждая синтаксическая единица отличается определенной структурой, компонентами, которые объединены синтактическими отношениями и связями» [3].

Основной синтаксической единицей является предложение — главное средство выражения и сообщения мысли.

Предложение, по мнению Н. М. Пипченко, «является интонационной оформленной единицей синтаксиса, которая служит для выражения мыслей и чувств. По сравнению с другими синтаксическими единицами предложение отличается, во-первых, предикативностью, во-вторых, интонационной завершенностью» [2].

Под предикативностью понимается такое свойство предложения, которое означает отнесенность того, о чем говорится в предложении, к явлениям или объектам окружающей действительности. Интонация в предложении включает в себя начало, развитие и завершение мысли. Интонационная выразительность относится только к предложению и не характерна для словосочетания. В русском языке интонация может быть повествовательной, побудительной, вопросительной, восклицательной.

Существуют различные виды предложений. По наличию грамматических основ выделяются простые (одна грамматическая основа) и сложные предложения (две и более грамматических основ). Предложения разделяются на повествовательные, побудительные и вопросительные в зависимости от цели высказывания. Также предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по эмоциональной окраске.

По наличию второстепенных членов простые предложения разделяются на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные предложения включают в себя только грамматическую (предикативную) основу — подлежащее и сказуемое. Если помимо предикативной основы присутствуют другие члены предложения, то оно является распространенным.

Простое предложение является распространенным, если включает в себя второстепенные члены предложения, которые вносят определенную информацию и составляют рему высказывания.

Распространённые простые предложения, наряду с главными, содержат второстепенные члены. К второстепенным относятся такие члены предложения, которые зависят от других членов предложения и связаны с ними определенным видом связи — (примыканием, согласованием, управлением).

Второстепенные члены распространяют как главные, так и другие члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся определение, дополнение, обстоятельство.

Определение — это член предложения, который поясняет словоформу, означающей предмет. Определение называет признак данного предмета. Определения могут быть выражены в предложении посредством таких частей речи, как имя прилагательное, причастие, порядковое числительное — так называемые согласованные определения. Также определения могут быть связаны с определяемым словом с помощью таких видов связи, как примыкание и управление.

Дополнение — это член предложения в распространенном предложении, который обозначает предмет, на которое направлено действие, либо предмет, по отношению к которому проявляется признак или совершается действие. Дополнения выражаются в предложении посредством таких частей речи, как имя существительное, местоимение, а также субстантивированное слово. Дополнения формируются посредством такой связи, как управление.

Обстоятельство — это член предложения, который обозначает признак или действие, указывает на качество или интенсивность действия, время, причину, цель, место, а также условие. Обстоятельства в предложении выражаются такими частями речи, как деепричастие, наречие, а также инфинитивом или формами косвенных падежей имени существительного.

Таким образом, в грамматике выделяется такой раздел, как синтаксис, который рассматривает способы соединения слов в речи и основные единицы связной речи. Основной синтаксической единицей является предложение. Существуют различные типы предложений, среди которых можно выделить простое распространенное предложение. Данный тип предложения включает в себя предикативную основу и второстепенные члены предложения, которые могут быть выражены с помощью определения, дополнения или обстоятельства.

Детей обучают способам соединения слов в предложения разных типов — простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные и побудительные.

Очень важно обучать детей правильно связывать слова в предложения.

Итак, синтаксис — это словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Синтаксис вместе со словообразованием и морфологией образует грамматику — науку о строе языка, о его законах.

Только морфологически и синтаксически правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику, именно поэтому и по тому так важно чтобы ребенок освоил грамматическим строй речи и мог общаться со взрослыми и сверстниками.

Когда ребенок овладевает монологической стороной связной речи, то речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, что свидетельствует об усвоении грамматических норм языка.

При формировании и выражении мысли, т. е. в развитии связной речи синтаксис играет особую роль, так как наполняет ее смыслом.

В русском языке существуют разные типы предложений, что представляет определенную трудность для овладения ими в процессе онтогенеза.

Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка.

Формирование грамматического строя речи (синтаксической структуры предложения, словоизменения), осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

Фундаментальным трудом в изучении формирования детской речи в онтогенезе явилась работа А. Н. Гвоздева. Изучение усвоения ребенком родного языка охватывает у ученого все языковые уровни: фонетическую систему, морфологический и синтаксический строй, усвоение лексики.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М, 1989. -216c.
  2. Пипченко, Н. М. Современный русский язык: синтаксис словосочетания и простого предложения / Н. М. Пипченко. — Минск: БГУ, 2008. — 196 с.
  3. Сохин, Ф. А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи / Проблемы изучения речи дошкольника: сб. науч. тр. / Под ред. О. С Ушаковой. — М.: Изд-во РАО, 1994. — С.12–17.
Основные термины (генерируются автоматически): предложение, член предложения, связная речь, второстепенный член предложения, синтаксис, способ соединения слов, часть речи, грамматический строй, основная синтаксическая единица, предикативная основа.


Похожие статьи

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Методика формирования связной монологической речи у дошкольников

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов чтения у детей младшего школьного возраста

Похожие статьи

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Методика формирования связной монологической речи у дошкольников

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Взгляды исследователей на проблему формирования процессов чтения у детей младшего школьного возраста

Задать вопрос