Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе
Автор: Сокорутова Людмила Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 6717 раз
Библиографическое описание:
Сокорутова, Л. В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе / Л. В. Сокорутова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/608/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.
Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения. Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.
Воспитание личности, свободно осуществляющей речевое общение в устной и письменной форме, является важнейшей задачей изучения русского языка в современной школе. Курс русского языка должен обеспечивать овладение коммуникативной функцией речи. Поэтому, изучая те или иные языковые единицы необходимо показывать их речевые возможности, раскрывать их функционирование в речи и затем осуществлять практическое освоение этого материала - учить пользоваться определёнными языковыми средствами в речи.
Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству [1]. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.
Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Многообразие речевых потребностей и проявлений реализуется через синтаксис, с помощью синтаксических ресурсов языка. Синтаксис - эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц - предложений.
Коммуникативный подход может вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, умелому использованию предложений разной структуры и семантики при решении соответствующих коммуникативных задач.
Развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста посредством изучения синтаксиса становится успешным тогда, когда:
- выявлены и учтены сущностные психологические характеристики коммуникативной компетентности;
- на каждом возрастном этапе развития личности выделены и учтены специфические составляющие коммуникативной компетентности и их психологические основания, связанные с психологическими особенностями возрастного развития;
- использована система упражнений по изучению синтаксиса как фактора развития коммуникативной компетентности.
В поисках наилучших средств формулирования мысли говорящий человек подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры называемые предложениями.
Иными словами, человек, строя высказывание, идет не от предложения, как на первый взгляд может показаться. Предложение не цель, а средство. В школьной практике нередко связный текст составляют из отдельных предложений, составленных по вопросам.
Построение предложений совершенствует мышление учащихся, так как строгие синтаксические структуры дисциплинируют саму мысль, делают ее четче. В предложении реализуются умения учащегося в выборе слов, в построении словосочетаний.
Основная цель работы над предложением - научить детей выражать относительно законченную мысль в четкой и правильной синтаксической структуре [2, с. 56].
Предложение это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Для нас важно подчеркнуть:
что предложение - это единица речи,— следовательно, к упражнениям с предложениями применимы все те требования, которые предъявляются к речевым упражнениям вообще (потребность, или мотивация, наличие материала для высказывания - нужного и интересного и т. п.);
что предложение - это грамматически организованная единица,— следовательно, работа над предложением неотделима от курса грамматики, и чрезвычайно важно работать над структурой и связями в предложении, над различными типами предложений;
что предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью,— следовательно, нужно работать над мыслительной, фактической основой предложения, над его значением и оттенками значения* над их зависимостью от структуры предложения;
огромную важность представляет собой интонация предложения, необходимо ее отрабатывать, добиваться понимания связи интонации со смыслом [3, с. 64].
Есть несколько оснований для классификации, упражнении. Так, в зависимости от преобладания анализа или синтеза, упражнения с предложениями могут быть разделены на аналитические, т. е. такие, в которых преобладает анализ уже построенных, готовых, взятых из образцовых текстов предложений, и на синтетические, предусматривающие самостоятельное построение предложений. В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные упражнения и творческие упражнения. Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание их внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу) в различных вариантах также относится к этой же группе упражнений.
Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматическую теорию (или опираются лишь в частностях), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматические понятия и правила.
Творческие упражнения наиболее ценны в системе развития речи учащихся. Но по сравнению с упражнениями по образцу и конструктивными упражнениями они имеют существенный недостаток, который, впрочем, может быть ослаблен или даже устранен. Дело в том, что и в конструктивных, и в упражнениях «по образцу» школьник получает четкую установку, и результаты легко могут быть измерены: отвечает ли составленное предложение поставленной задаче? В творческом упражнении такого критерия нет, и поэтому школьник может в отдельных случаях составить примитивное предложение. Между тем творческое составление предложений только тогда имеет смысл, если оно протекает на высшем уровне возможностей учащегося. Поэтому к творческому составлению предложений даются следующие рекомендации:
- учитель не должен удовлетворяться первым, простейшим примером - он добивается составления действительно хороших предложений, достаточно больших, синтаксически сложных и выразительных;
- большую помощь в достижении цели учителю может оказать творческое соревнование с подведением итогов и с записью лучших предложений в тетради;
- творческое составление предложений проводится не от случая к случаю, а постоянно на уроках чтения и грамматики - в связи с подготовкой к грамматическому разбору и другим грамматико-орфографическим упражнениям, с активизацией новых слов, фразеологических единиц и других оборотов речи, наконец, при подготовке к рассказу и сочинению [4, с. 54].
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» в учебник не включен, не дается и определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:
1. Словосочетание - это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически.
2. В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Главное - это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое - то, которое отвечает на вопрос.
Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:
а) Распространение предложения.
Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить.
б) Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания.
в) Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.
д) Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам, например: Где? Что делают? Кто?
е) Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры. Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать [5, с. 61].
В целом работа над словосочетанием идет в двух аспектах: словосочетание в структуре предложения рассматривается как составная его часть; словосочетание рассматривается как распространенное название предмета, например: слово дорога и словосочетания железная дорога, лесная дорога, шоссейная дорога. Упражнения в выделении, составлении и использовании словосочетаний развивают речь школьников, повышают ее культуру. В словосочетании закрепляются традиционные связи между словами, так называемая сочетаемость слов: можно сказать «возникли опасения», но нельзя сказать «явились опасения», хотя слова возникли и явились синонимы. Можно сказать «объявили благодарность» и «вручили премию», но нельзя сказать «вручили благодарность».
Эффективность коммуникации у ребенка определяется совокупностью следующих параметров:
- Способностью понимать и использовать телодвижения в процессе коммуникативной ситуации (язык тела, мимика и т.д.);
- Способностью понимать и умением использовать жесты в соответствии с их значением;
- Наличием коммуникативной помощи, включающей объекты, о которых идет речь; фотографии, картинки с изображения м и различных объектов, событий; символы и т.д., которая определяется в зависимости от уровня когнитивного развития ребенка.
- Умением слушать собеседника;
- Умением использовать речь и вокализации для выражения различных интенций в разнообразных коммуникативных ситуациях [6, с. 22].
Таким образом, в поисках наилучших средств формулирования мысли говорящий человек подбирает слова, распределяет их в потоке речи, связывает грамматически и объединяет в структуры называемые предложениями. В школьной практике нередко связный текст составляют из отдельных предложений, составленных по вопросам. Построение предложений совершенствует мышление учащихся, так как строгие синтаксические структуры дисциплинируют саму мысль, делают ее четче. В предложении реализуются умения учащегося в выборе слов, в построении словосочетаний. Основная цель работы над предложением - научить детей выражать относительно законченную мысль в четкой и правильной синтаксической структуре. Успех развития речи вообще и работа над предложением в частности в значительной степени определяется изученностью синтаксического строя речи детей соответствующего возраста.
Формирование коммуникативной компетенции один из аспектов гармоничного развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, напрямую связанный с логическим и ассоциативно - образным типами мышления. Одним из важнейших коммуникативных навыков является умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, а также, способность поддержать разговор на определенную тему. Решение проблемы коммуникативного развития детей школьного возраста в условиях образовательно-педагогической среды непосредственно зависит от глубокого знания и эффективного использования; законов и механизмов развития психики и личности ребенка на каждой ступени онтогенеза, а также специфики и направлений современного образования. Формирование целостной концепции коммуникативного развития ребенка должно опираться на фундаментальные положения психолого-педагогической науки об основных закономерностях детского развития с учетом особенностей школьного процесса обучения, адекватного современным социально-образовательным условиям. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.
Литература:
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Академия, 2002.
2. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения /Под ред. М.С. Соловечик. М., 1997. -423 с.
3. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. М., 2008. – 275 с..
4. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М., 2003.-383с.
5. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007. -132 с.
6. Формирование коммуникативных умений учащихся при изучении словосочетания в текстовом аспекте. - Межвузовский сборник научных трудов «Язык. Речь. Коммуникация». - Мурманск: МГПИ, 2000. - с.34-49.