Формирование местной научно-гуманитарной интеллигенции в работах нижегородских авторов: историографический обзор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 04.06.2022

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Комиссаров, А. Г. Формирование местной научно-гуманитарной интеллигенции в работах нижегородских авторов: историографический обзор / А. Г. Комиссаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 435-439. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92534/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проводится обзор новейших научных работ, посвящённых истории становления научно-гуманитарной университетской интеллигенции в Нижегородской губернии (Горьковской области), среди которых есть как диссертации и монографии, так и статьи в журналах. Демонстрируется разнообразие выбранных авторами тем, но вместе с тем констатируется повышенное их внимание к эпизодическим сюжетам из жизни нижегородских учёных, а также отсутствие единой обобщающей работы по ранней истории нижегородской гуманитарной науки, имеющей фундаментальный характер.

Ключевые слова: историография, история науки, научно-гуманитарная интеллигенция, Нижегородский университет, нижегородское краеведение, обзор.

Период с последней четверти прошлого века по настоящее время характерен усилением внимания к теоретико-методологическим и конкретно-историческим аспектам проблемы формирования научной интеллигенции как во всероссийском, так и в региональном масштабе, а также появлением региональных центров по изучению истории интеллигенции (Новосибирск, Екатеринбург, Кемерово, Иваново). Некоторые исследователи, понимая теоретическую значимость и практическую пользу изучения означенных вопросов, начинают обращаться к сюжетам, связанным с исследованием региональных научно-образовательных комплексов в связи с общеисторическими процессами. В этой связи можно привести имена таких известных учёных и исследователей высшего образования, науки и социальных процессов в высшей школе и научных учреждениях как В. Л. Соскин, М. В. Шиловский, С. А. Красильников, Е. Г. Водичев (Новосибирск), С. Г. Сизов, Е. С. Генина, И. А. Скалабан (Омск), Ю. А. Зуляр, З. И. Рабецкая (Иркутск), С. Ф. Фоминых, С. А. Некрылов, В. В. Петрик, М. В. Грибовский (Томск), О. П. Еланцева (Владивосток) и др. Социальной истории науки и высшего образования в контексте их взаимодействия с властью в различные исторические периоды посвящены труды Т. Маурера, Я. Кусбера, Э. Винтера, А. В. Кессениха, Е. А. Долговой, Е. А. Вишленковой, А. Е. Иванова и др.

Вопросам, связанным с формированием и развитием научно-гуманитарной интеллигенции непосредственно в Нижегородском регионе, уделено порядка пятидесяти научных статей и десятка монографий, большинство из которых увидели свет сравнительно недавно, начиная с 1990-х годов, а также неопределённое количество очерков и заметок, написанных в свободном стиле и размещённых в открытом доступе в сети Интернет.

Пожалуй, первым из полноценных исследований, посвящённых истории Горьковского государственного университета с момента его создания, можно назвать коллективную работу под названием «Университет, рождённый Октябрём» 1978 года. [1] Авторы книги придерживались общепринятой на тот момент точки зрения, что Горьковский университет ведёт своё начало не с эвакуации в 1916 году в Нижний Новгород Варшавского политеха, а с решения Нижегородского губисполкома от 28 марта 1918 года о создании первого университета в Нижнем Новгороде. Издание книги, таким образом, было приурочено к 60-летнему юбилею высшего учебного заведения, а само создание высшего образования в городе целиком и полностью отдавалось в заслугу советской власти.

Своеобразная попытка переосмысления, дополнения и доработки написанного в обозначенной выше книге была предпринята в 1998 году ректором ННГУ им. Н. И. Лобачевского А. В. Хохловым (монография «Университет, рождённый трижды: история создания и становления Нижегородского университета» была переиздана в 2001 году). [2] Качественное и содержательное исследование, сопровождённое богатым иллюстративным материалом и написанное с расчётом в том числе и на неподготовленного читателя, было приурочено уже к «другой» дате основания университета — торжественному открытию нижегородского Народного университета 17 января 1916 года.

Алла Александровна Панченко в своей кандидатской диссертации обращается к теме отношений коллектива Горьковского государственного педагогического института иностранных языков и государственной власти, в период от сталинской эпохи до Перестройки. [3] А Натальей Николаевной Тамбовцевой изучалось положение краеведов Нижегородской губернии при новой советской власти в 1920-е годы. [4]

Наиболее многочисленную группу публикаций в периодических изданиях составляют биографические, содержащие сюжеты, связанные с одной или несколькими персоналиями. Жизненный путь Б. С. Жукова [5], С. Ф. Платонова и С. Н. Чернова нашёл отражение в статьях А. А. Кузнецова и В. А. Соломонова, в то время как первому декану Истфака ГГУ С. И. Архангельскому посвящено куда больше материала. [6] Было доказано, что посмертное восприятие личности Архангельского оказалось во многом мифологизировано, а его связи и круг общения при жизни были гораздо шире, чем считалось раньше. [7, с. 112–140]

По инициативе нижегородского архивиста Б. М. Пудалова и его коллег, А. А. Кузнецова и А. В. Мельникова, была рассмотрена биография одного из первых нижегородских историков, преподавателя Нижегородской I Мужской гимназии Андрея Киприяновича Кабанова (1876-?) после 1917 года, выдвигаются гипотезы относительно возможной даты его смерти. [8, с. 160–164]

Традиционно достаточно пристальное внимание авторов уделяется истории нижегородского краеведения, являющегося, в определённом смысле, прародителем сразу нескольких научных традиций гуманитарного толка в регионе, таких, например, как история. В 2016 году в сборнике общества «Нижегородский краевед», позиционирующего себя в настоящее время в качестве ведущего в локально-исторических исследованиях Нижнего Новгорода и области, была опубликована статья И. Г. Горностаевой и Л. А. Шияна, посвящённая истории краеведческих объединений Нижнего Новгорода с первой половины XIX века. [9, с. 5–21] В то же самое время, В. В. Митрофановым на основе анализа исследований нижегородских авторов делается вывод об важном вкладе краеведов-любителей в историографию Нижегородской губернской учёной архивной комиссии, о создании исторических портретов крупных краеведов конца XIX первой трети ХХ века. [10] Также им вводится в научный оборот дневник А. Я. Садовского, публикуются из него отрывки, раскрывающие его деятельность в первые месяцы председательства в комиссии. [11] Отношения С. Ф. Платонова с нижегородскими историками-любителями во время подготовки юбилея Нижегородского ополчения и после революции 1917 г рассматривались А. А. Кузнецовым. Им было доказано, что С. Ф. Платонов в период 1888–1929 гг. сотрудничал прежде всего с деятелями Нижегородской губернской учёной архивной комиссии. [12]

2016 год отметился рядом торжественных мероприятий и публикаций в изданиях разного уровня, связанных со столетним юбилеем самого Университета им. Лобачевского. Так, аспирантка ИМОМИ Д. С. Игонина затронула вопрос даты основания Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, ставший актуальным в связи со столетним юбилеем вуза в 2016 году. Особое внимание было уделено анализу архивных источников и историографии, которые проливают свет на возникновение различных версий о дате основания Нижегородского университета. Автор пыталась разрешить дискуссию относительно трёх «дней рождения» университета и научно обосновать наиболее корректную, на взгляд автора, дату основания университета. [13]

В статье за авторством А. А. Кузнецова и Д.С Игониной освещаются некоторые дискуссионные вопросы истории Нижегородского университета в период 1916 сер. 1920-х гг. Особое внимание уделяется фигуре первого ректора, профессора Дмитрия Федоровича Синицына и его взаимоотношениям с представителями советской власти. Обобщён новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот и впервые публикуются источники, освещающие общественную жизнь университета в указанный хронологический период. [14]

«Университетская потребность» — понятие, введённое А. А. Кузнецовым в статье «Антропологическое измерение университетской потребности (на примере нижегородского университета)». [15] На материале нижегородской истории было рассмотрено формирование настроений и идей о создании нижегородского университета; университетская потребность определила предуниверситетский и университетский период в культуре Нижнего Новгорода; носители идеи университетской потребности — интеллигенция, выпускники Казанского, Московского, Санкт-Петербургского университетов, руководители университета, учёные, способствовали основанию университета в Нижнем Новгороде и его выживанию в кризисы.

Ранней истории Горьковского Пединститута, включая период политических репрессий конца 1930-х годов, уделено внимание в работах А. А. Кузнецова [16], А. А. Панченко, В. П. Сапона. В статье А. В. Шакуровой анализируется состояние организационной культуры Нижегородской высшей педагогической школы 20-х гг. XX в., вузов (педагогического и индустриально-педагогического институтов), а также её потенциал с точки зрения влияния на современное состояние Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (Мининского университета). [17]

Крайне интересный и неординарный сюжет находит своё отражение в статье В. А. Сапона «Боевая радуга новой культуры» (анархо-мистическое движение в нижегородской провинции)». Она посвящена истории немногочисленной нижегородской ячейки последователей философа-анархиста и масона А. А. Карелина, основанной в 1925 году и просуществовавшей всего пять лет. Будучи частью всесоюзной подпольной сети, группа нижегородских анархо-мистиков представляет собой, с одной стороны, весьма экстраординарный пример оппозиции советской власти и смелой ревизии находившейся на тот момент в глубоком кризисе анархической идеи, с другой же — крайне неубедительную, по мнению автора статьи, реакцию сохраняющей многие дореволюционные привычки интеллигенции на новый порядок. Члены группы были разоблачены сотрудниками ОГПУ и в большинстве своём приговорены к длительным срокам тюремного заключения за антисоветскую деятельность. В состав организации входили как преподаватели, так и студенты Нижегородского университета. [18]

Непродолжительная работа известнейшего российского мыслителя А. Ф. Лосева в новорожденном Нижегородском университете описана в статьях В. А. Сапона [19], Е. А. Тахо-Годи [20] и Н. Ю. Стоюхиной. [21] Авторы обобщают все биографические материалы, связанные с историей преподавания А. Ф. Лосева в стенах Нижегородского университета и нижегородского Института Народного образования в 1919–1921 годы. В период работы в Нижнем Новгороде Лосев был избран профессором и заместителем декана историко-философского факультета, выступал с докладами и читал разнообразные курсы — по философии, эстетике, философии музыки, классической филологии, античной литературе и древним языкам, самостоятельно и абсолютно свободно определяя программу и ракурс рассмотрения материала. В Нижнем Новгороде Лосев получил уникальный жизненный опыт как лектор, педагог и как организатор науки.

Подробный материал по ранней истории нижегородского высшего образования предоставляет журнал «Нижегородский музей». В 2011 году к столетнему юбилею ректора ГГУ в 1961–1969 гг. И. А. Коршунова была подготовлена обзорная статья за авторством А. И. Калинина, а также автобиография учёного и его воспоминания. [22, с. 424–425] Выпуск 2016 года, разделённый на две части, приуроченный уже к столетию университета, куда более подробно освещает времена становления университетского сообщества со всеми сопутствовавшими трудностями. По существу, он представляет из себя полноценный научный труд по истории ННГУ, наиболее пристальное внимание в котором уделяется как раз периоду с 1918 по 1940 году и созданию первых факультетов. Помимо этого, даётся характеристика работы каждого ректора на своём посту, а текст дополнен эксклюзивными иллюстрациями — редкими фотографиями и снимками газет. [Там же]

Статья В. И. Белоуса посвящена истории комсомольской организации Горьковского государственного университета в период с 1918 года по конец 1980-х. Автором выделяется семь этапов истории университетского комсомола, характеризующихся изменением функций и направлений деятельности, а также приводит данные по динамике изменения численности и социального состава комсомольских ячеек. [23]

История нижегородской лингвистической школы берет своё начало с высших губернских курсов иностранных языков, организованных в 1917 году, а уже через двадцать лет на их базе был создан Горьковский институт иностранных языков. А. А. Панченко задаётся вопросом, каковы были реальные причины и предпосылки возникновения учебного заведения, ставшего впоследствии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, и на основании архивных материалов Нижегородского государственного лингвистического университета в первые годы советской власти рассматривает зарождение советской системы преподавания иностранных языков в контексте идеи мировой революции и всемирной Республики Советов. Пользуясь связями с международными объединениями эсперантистов, пионеры лингвистического образования получали правительственную поддержку и на всесоюзном, и на региональном уровнях. Обоснованно указывается, что планы по распространению «красной идеи» на мировой арене в совокупности с выявленным влиянием пролетарской идеологической установки на процесс преподавания иностранных языков на территории как СССР в общем, так и Нижегородского региона, в частности, имело одно из решающих значений в становлении вектора развития всей системы высшего иноязычного образования. [24]

В Нижнем Новгороде достаточно рано начала складываться и собственная школа научной психологии. С конца ХIХ в. психология начинает своё самостоятельное существование в науке, завоёвывая внимание самых разных специалистов: врачей, юристов, экономистов, педагогов. В начале ХХ в. в России психология распространяется и в провинцию, в первую очередь, как учебная дисциплина в губернских гимназиях. В Нижнем Новгороде, как во всех провинциальных городах, гимназии были «культурными гнёздами» для психологического знания, т. к. именно учительство инициировало и двигало поступательное движение психологии в народ, чему способствовало обучение нижегородских учителей психологии московскими учёными под руководством А. П. Нечаева. В годы советской власти, в 1920–30-е гг., педагогический институт стал очагом распространения психологии, т. к. именно там концентрировались основные психологические кадры. [25] Педологи сотрудники пединститута занимались вопросами организации и обучения беспризорных, слепых и умственно отсталых детей. Для психологического сопровождения детей из массовой школы работал научно-исследовательский институт педологии и психотехники. [26]

Н. Ю. Стоюхина и Д. В. Логиновских пишут о судьбе малоизвестного психолога, психотехника и педолога Серафима Михайловича Василейского (1888–1961). Начало его научной карьеры пришлось на интересное и трагическое время для российской психологической науки — 1920–1930-е гг. Он работал сначала в белорусском Институте Культуры в 1920-х, а затем — в Нижегородском государственном педагогическом институте (в 1930-х). Ученик известных учёных — Н. О. Лосского, А. И. Введенского, А. Ф. Лазурского, стажер в вундтовском институте, он был участником всех психологических съездов, автором метода естественного профессиографического эксперимента. В курсе психологии развития ребёнка он преподавал теорию Фрейда, которая с начала 1920-х была весьма уважаема в СССР. После 1925 г. отношение к психоанализу постепенно начинало изменяться, однако, это изменение начало влиять на жизнь и карьеру Василейского только с середины 1930-х годов. [27] Также в 1920-е годы в Нижегородском пединституте работал знаменитый психолог-практик А. Н. Чеботарев, автор оригинальной методики выявления умственной одарённости. [28]

Таким образом, литература по истории высшего гуманитарного образования Нижегородского края отличается разнообразием, но вместе с тем — и разрозненностью. Основными особенностями имеющейся на сегодняшний день библиографии, посвящённой обозначенному вопросу, можно назвать, во-первых, довольно узкий круг авторов, в основном сводящийся к сотрудникам местных ВУЗ и музеев, во-вторых — склонность обращать внимание на сюжеты частного, эпизодического характера, порой слабо коррелирующие с общими процессами, происходившими в стране в рассматриваемый период времени. Значительная часть работ данной тематики так или иначе посвящена Университету имени Н. И. Лобачевского. Ещё одной проблемой может считаться недостаточность историографической рефлексии и критического восприятия авторами работ опыта своих предшественников, а также описательный характер многих из них. Что касается имеющихся в нашем распоряжении монографий и диссертационных исследований, то все они посвящены либо истории отдельных высших заведений города, либо эпизодическим сюжетам, связанным с «нижегородскими» этапами научной биографии отдельных выдающихся учёных. Фундаментальной работы по истории нижегородской научно-гуманитарной школы до сих пор создано не было.

Литература:

  1. Университет, рождённый Октябрём. 1918–1978. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1978. — 192 с.
  2. Хохлов, А. Ф. Университет, рождённый трижды. История создания и становления Нижегородского университета: Монография / А. Ф. Хохлов. — Н. Новгород: ННГУ, 1998. — 377 с.
  3. Панченко А. А. Советское государство и вузовская интеллигенция в 1929–1985 гг. (на примере Горьковского государственного педагогического института иностранных языков): дисс.... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2020. 367 с.
  4. Тамбовцева Н. Н. Историческое краеведение в Нижегородской губернии 20-х годов XX века: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02.- Нижний Новгород, 2002.- 296 с.
  5. Кузнецов А. А. Новые материалы к биографии Б. С. Жукова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 5 (1), 2013. С. 238–244.
  6. Кузнецов А. А. Новые факты биографии С. И. Архангельского // Диалог со временем. — 2012. — Вып. 40. — С. 267–282.
  7. Кузнецов А. А. Миф о провинциальном историке в XX в. (на примере С. И. Архангельского) // Мир историка: историографический сборник. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2019, Вып. 12–682 с.
  8. Кузнецов А. А. Новые данные о судьбе нижегородского историка А. К. Кабанова / А. А. Кузнецов, А. В. Мельников // Материалы II Нижегородской архивоведческой конференции. Чтения памяти А. Я. Садовского. Н. Новгород, 2006.
  9. Нижегородский краевед: сборник научных статей. Выпуск 2 / сост. и науч. ред. Ф. А. Селезнев. — Нижний Новгород: Центр краеведческих исследований ИМОМИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2016. — 262 с.
  10. Митрофанов В. В. «…нахожу большое удовлетворение в том, что история Нижнего в Смутную эпоху изложена мною впервые…»: о начальном периоде сотрудничества С. Ф. Платонова с Нижегородской учёной архивной комиссией // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского — 2012. — № 5. — с. 206–212.
  11. Митрофанов В. В. «…Пока ещё есть память, начну с ближайшего времени — со времени избрания меня Председателем нашей Нижегородской Учёной Архивной Комиссии»: из дневника А. Я. Садовского (вступ. ст., публ., коммент.) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 5. С. 25–36.
  12. Кузнецов A. A. К вопросу об особенностях отношений С. Ф. Платонова с нижегородскими краеведами // Вестник Нижегородского университета, 2010. № 4(1). С. 194–197.
  13. Игонина Д. С. К вопросу о дате основания Нижегородского государственного университета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2016. — № 6. — С. 43–50.
  14. Кузнецов А. А., Игонина Д. С. «Синицын… казался смелым пионером в области высшей школы: первый ректор ННГУ и советское студенчество» // Вестник Нижегородского университета. 2015. № 4. С. 30–37.
  15. Кузнецов, А. А. «Университетская потребность» и история Нижегородского университета // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — № 2. — 2018. — С. 29–36.
  16. Кузнецов А. А., Сапон В. П. Рассадник учительской нивы / А. А. Кузнецов, В. П. Сапон // Высшее образование в России. № 7. 2011. С. 52–60.
  17. Шакурова А. В. Организационная культура нижегородской высшей педагогической школы 20-х гг. XX в. в документах Государственного общественно-политического архива Нижегородской области // Научная мысль. — № 6. — 2016 — С. 41–50.
  18. Сапон В. П. «Боевая радуга новой культуры» (Анархо-мистическое движение в нижегородской провинции) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2007. № 1. С. 26–32.
  19. Сапон, В. П. А. Ф. Лосев в Нижегородском институте народного образования в 1919–1921 годах // Российская история. — 2013. — № 2. — С. 134– 136.
  20. Тахо-Годи Е. А. А. Ф. Лосев — профессор Нижегородского университета: к 125-летию со дня рождения мыслителя. / Е. А. Тахо-Годи. — Текст: электронный // Цифровой учёный: лаборатория философа: [сайт]. — URL: https://www.pdcnet.org/852582560063D39A/file/AF335ED9161831138525832300494423/$FILE/dspl_2018_0001_0003_0055_0065.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
  21. Стоюхина Н. Ю. Психолого-педагогические воззрения А. Ф. Лосева на религиозное воспитание // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2011, № 3 (1), с. 375–381.
  22. Нижегородский музей — 2016.
  23. Белоус, В. И. Комсомол Горьковского университета в ХХ веке: реконструкция деятельности / В. И. Белоус // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2009. — № 5. — С. 230–232.
  24. Панченко А. А. Горьковский педагогический институт иностранных языков как объект репрессивной политики советской политики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 4. С. 53–59.
  25. Стоюхина Н. Ю., Логиновских Д. В. Психоанализ в советской педагогике в 1920–1930 годах // Приволжский научный вестник. 2014. № 11–2 (39). С. 67–71.
  26. Стоюхина, Н. Ю. Деятельность нижегородских психологов в 1920–1930 гг. / Н. Ю. Стоюхина / Вестник Нижегородского образования. — 2013. — № 2. — С. 206–212.
  27. Стоюхина Н. Ю. Судьба и научное творчество Серафима Михайловича Василейского // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 2. С. 115–131.
  28. Стоюхина Н. Ю. Психолог-практик А. Н. Чеботарев в Нижнем Новгороде // Нижегородское образование. 2014. № 1. С.162–168.
Основные термины (генерируются автоматически): Нижний Новгород, Нижегородский университет, советская власть, высшее образование, история, ранняя история, университетская потребность, Нижегородская губерния, Нижегородская губернская ученая архивная комиссия, Нижегородский регион.


Ключевые слова

историография, обзор, история науки, научно-гуманитарная интеллигенция, Нижегородский университет, нижегородское краеведение

Похожие статьи

Историческое краеведение в изучении города Калуги

В статье рассмотрено значение исторического краеведения при изучении города Калуги как социально-культурного объекта. Кратко прослежена история становления краеведения как научной дисциплины, выделены его особенности, дана характеристика деятельности...

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Использование термина «археология Москвы» в исторической и археологической литературе

В настоящей статье автор обращает внимание на особенности использования термина «археология Москвы» в исторической и археологической литературе. Опираясь на оценки известных археологов, а также на археологический и антропологический материал, получен...

Вклад Л. В. Мардахаева в развитие социально-педагогической компетентности учителей

В статье представлен анализ вклада Льва Васильевича Мардахаева, одного из ключевых фигур в развитии социальной педагогики в России, в развитие социально-педагогической компетентности учителей. Исследование освещает биографический очерк Мардахаева, ег...

Новейшие публикации по истории Германии на кафедре истории, социально-экономических и общественных дисциплин филиала ТюмГУ в г. Ишиме

В статье анализируются публикации современных российских историков в журналах «Вестник Тюменского государственного университета», «Известия Алтайского государственного университета», «Вестник ИГПИ. История», «Ершовские чтения», посвященные проблемам ...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка XVII–XVIII вв. в российской историографии второй половины XIX — начала XX в.

Рассмотрены труды российских исследователей второй половины XIX — начала XX вв. касающиеся архитектуры, истории строительства, условий существования и деятельности храмов Полоцка XVII-XVIII вв. Проведен анализ основных публикаций рассматриваемого пер...

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры

В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углуб...

Советская медиевистика накануне Великой Отечественной войны: антигерманский аспект

В данной статье на ранее не задействованном историографическом материале изучаются основные идеологемы советской медиевистики накануне Великой Отечественной войны, охарактеризован антигерманский компонент и пересмотрены границы антифашистского компон...

Похожие статьи

Историческое краеведение в изучении города Калуги

В статье рассмотрено значение исторического краеведения при изучении города Калуги как социально-культурного объекта. Кратко прослежена история становления краеведения как научной дисциплины, выделены его особенности, дана характеристика деятельности...

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Использование термина «археология Москвы» в исторической и археологической литературе

В настоящей статье автор обращает внимание на особенности использования термина «археология Москвы» в исторической и археологической литературе. Опираясь на оценки известных археологов, а также на археологический и антропологический материал, получен...

Вклад Л. В. Мардахаева в развитие социально-педагогической компетентности учителей

В статье представлен анализ вклада Льва Васильевича Мардахаева, одного из ключевых фигур в развитии социальной педагогики в России, в развитие социально-педагогической компетентности учителей. Исследование освещает биографический очерк Мардахаева, ег...

Новейшие публикации по истории Германии на кафедре истории, социально-экономических и общественных дисциплин филиала ТюмГУ в г. Ишиме

В статье анализируются публикации современных российских историков в журналах «Вестник Тюменского государственного университета», «Известия Алтайского государственного университета», «Вестник ИГПИ. История», «Ершовские чтения», посвященные проблемам ...

Памятники сакрального монументального зодчества Полоцка XVII–XVIII вв. в российской историографии второй половины XIX — начала XX в.

Рассмотрены труды российских исследователей второй половины XIX — начала XX вв. касающиеся архитектуры, истории строительства, условий существования и деятельности храмов Полоцка XVII-XVIII вв. Проведен анализ основных публикаций рассматриваемого пер...

Вклад М. Горького в развитие детской литературы 1930-х годов

В данной статье автором освящена значимость вклада М. Горького в развитие детской литературы 30-х гг. XX века. Проанализированы тенденции развития литературы в данный период времени, а также статьи М. Горького, посвященные проблеме исследования.

«Петербургский» текст художественной литературы как ретранслятор русской культуры

В данной статье будут рассмотрены примеры из художественной литературы, связанные с таким феноменом русской культуры и литературы, как «Петербургский текст». Информация будет полезна для обучающихся старших классов гуманитарного профиля с целью углуб...

Советская медиевистика накануне Великой Отечественной войны: антигерманский аспект

В данной статье на ранее не задействованном историографическом материале изучаются основные идеологемы советской медиевистики накануне Великой Отечественной войны, охарактеризован антигерманский компонент и пересмотрены границы антифашистского компон...

Задать вопрос