Вклад Л. В. Мардахаева в развитие социально-педагогической компетентности учителей
Автор: Танатарова Акерке Оспаналиевна
Научный руководитель: Аринова Бакыт Айтуовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2024)
Дата публикации: 09.10.2024
Статья просмотрена: 68 раз
Библиографическое описание:
Танатарова, А. О. Вклад Л. В. Мардахаева в развитие социально-педагогической компетентности учителей / А. О. Танатарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/522/18667/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье представлен анализ вклада Льва Владимировича Мардахаева, одной из ключевых фигур в развитии социальной педагогики в России, в развитие социально-педагогической компетентности учителей. Исследование включает биографический очерк Мардахаева, его основные научные достижения и вклад в разработку методологических подходов в социальной педагогике.
Особое внимание уделяется анализу ключевых теоретических работ Мардахаева, его взглядам на социально-педагогические процессы и разработке концепций, которые оказали значительное влияние на формирование и развитие социальной педагогики как научной дисциплины. В статье также рассматривается актуальность и применение идей Мардахаева в современной образовательной практике, подчеркивая его неоспоримый вклад в развитие социально-образовательных теорий и методик. Критический обзор и оценка работы Мардахаева представлены через анализ различных научных мнений и подходов, обогащая исследование комплексным пониманием его научного наследия. Статья предназначена для исследователей в области социальной педагогики, преподавателей, студентов педагогических специальностей, а также всех, кто интересуется развитием социально-образовательных наук в России.
Ключевые слова: социальная педагогика, теоретико-методологические основы, образовательные теории, педагогическая методология, социально-педагогической компетентность, социально-образовательные процессы, российская педагогическая наука, инновационные образовательные практики, история педагогики, социально-педагогические исследования.
Лев Владимирович Мардахаев — известный российский ученый в области социальной педагогики, который внес значительный вклад в развитие теоретико-методологических основ социальной педагогики, в том числе компетентностного подхода в образовании. Его работы посвящены различным аспектам социальной работы, педагогики и формирования профессиональных компетенций педагогов и социальных работников.
Социальная педагогика зародилась как ответ на социальные изменения и потребности, возникшие в результате промышленной революции и урбанизации в XIX веке. Это направление развивалось в контексте возрастающей бедности, неравенства и социальных проблем, особенно среди детей и молодежи. Социальная педагогика объединила усилия по воспитанию и образованию с целью социальной интеграции и поддержки уязвимых групп населения. Она включает в себя педагогические стратегии и методы для решения социальных проблем, акцентируя внимание на воспитании и обучении в социальном контексте.
В контексте развития социальных наук в России, особое внимание заслуживает вклад выдающихся ученых, чья работа оказала значительное влияние на формирование и развитие отдельных научных дисциплин. Одним из таких направлений, приобретающих в последние десятилетия все большую актуальность и социальную значимость, является социальная педагогика. В этом контексте имя Льва Владимировича Мардахаева занимает особое место, как одного из основоположников и теоретиков, чья работа оказала заметное влияние на теоретико-методологические основы данной дисциплины [5].
Социальная педагогика как научная дисциплина и практическое направление деятельности в России прошла сложный путь развития. Возникновение и становление этой области знаний тесно связаны с социальными процессами в обществе, изменением социальной структуры, а также с необходимостью ответа на вызовы, возникающие в сфере образования и воспитания в условиях меняющегося социального мира. В этом процессе теоретические разработки Л. В. Мардахаева сыграли ключевую роль, предложив системный подход к пониманию социальной педагогики как междисциплинарной области, на стыке педагогики, социологии, психологии и других социальных наук [1, с.5].
Исследуя и анализируя вклад Л. В. Мардахаева, становится очевидным, что его работы оказались важным этапом в развитии социально-педагогической мысли в России. Мардахаев не только внес ясность в определение ключевых понятий и целей социальной педагогики, но и предложил конкретные методологические подходы для исследования и решения социально-педагогических проблем. Его работы посвящены широкому спектру вопросов: от теории и методологии социальной педагогики до практических аспектов социально-педагогической работы в различных социальных контекстах [2, с.14].
Лев Владимирович Мардахаев, профессор и авторитет в социальной педагогике, написал свыше ста работ в этой области. Он выделяет основные подходы и принципы в обучении, такие как личностно-социальный и социоличностный, которые акцентируют важность взаимодействия индивида и общества, а также воспитания молодежи [3].
Его учебник «Социальная педагогика» подчеркивает необходимость соответствия образовательным стандартам и включает в себя комплексный подход к обучению социальных работников. Это издание охватывает ключевые аспекты социальной педагогики, включая взаимодействие личности с социальной средой и развитие социологических исследований.
Для обеспечения всесторонней подготовки специалистов, учебник Л. В. Мардахаева «Социальная педагогика» разделен на несколько ключевых разделов. Эти разделы охватывают научно-теоретические основы социологии, роль и развитие личности в обществе, проблемы в воспитании детей и подростков, а также влияние окружающей среды на личность. Курс предлагает глубокий анализ важнейших вопросов социальной педагогики, что способствует лучшему пониманию профессиональных аспектов работы с клиентами и развитию навыков специалиста. Мардахаев включил в свою книгу результаты исследований, проведенных его коллегами, такими как П. Ф. Каптерева, чтобы обогатить содержание и обеспечить комплексный подход к изучению социальной педагогики. Этот учебник стал значимым ресурсом для образования и профессионального развития в области социальной работы, уделяя внимание как теоретическим аспектам, так и практическому применению знаний [4].
Основные аспекты вклада Мардахаева в формирование социально-педагогической компетентности учителей:
- Развитие компетентностного подхода: Мардахаев активно развивал концепцию компетентностного подхода, которая включает не только знание и умения, но и навыки решения практических задач, эмоциональную и социальную зрелость педагога, а также способность адаптироваться к изменениям в обществе.
- Социальная педагогика как наука: Он обосновал значимость социальной педагогики как науки, которая изучает влияние социальных факторов на образование и воспитание. Он предложил методологические основы, позволяющие педагогам эффективнее взаимодействовать с детьми в сложных социальных условиях.
- Профессиональные компетенции педагога: В своих исследованиях Мардахаев рассматривал профессиональные компетенции учителей как ключевую основу для их работы, в частности способность адаптироваться к социальным изменениям, умение работать с разными социальными группами, понимание социально-психологических особенностей учащихся.
- Методологический вклад: Мардахаев выделил методы, направленные на интеграцию социальной педагогики в образовательный процесс, включая междисциплинарные подходы и практическую ориентацию педагогической деятельности. Это позволило учителям более эффективно строить свою работу на основе не только образовательных, но и социальных факторов.
Таким образом, Л. В. Мардахаев создал основу для понимания того, что педагог должен быть не только специалистом в своей предметной области, но и обладать широким спектром социально-педагогических компетенций для работы в условиях сложных социальных реалий.
Мардахаев в своем учебнике по социальной педагогике подчеркивает целостность и неизменную значимость дисциплины, разделяя ее на внутренние и внешние аспекты. Он акцентирует внимание на ключевых процессах социальной работы, облегчая студентам понимание сути профессии. Вторая глава книги посвящена формированию личности в социально-педагогическом контексте, включая психоэмоциональное развитие и адаптацию в сложных жизненных условиях. Третий раздел касается изучения социальных отклонений, их предотвращения и преодоления, особенно в контексте детской субкультуры и социальной работы с несовершеннолетними.
Завершающий раздел «Социальной педагогики» Л. В. Мардахаева помогает получить представление о реальной среде социального формирования человека. Здесь автор приводит лишь несколько фундаментальных элементов из тех, которые влияют на развитие личности самым существенным образом. К таковым относят семью и внутрисемейные отношения, общение со сверстниками, внешнее информационное поле, взаимодействие с государственными институтами здравоохранения, образования, культуры, спорта и т. д. Мардахаев оценивает семью как социокультурную среду, почву для взращивания личности и духовного развития каждого человека. Именно в семье происходят процессы, которые создают благоприятные условия для адаптации человека к обществу. Если соцработник сможет учесть роль этих явлений, ему удастся лучше понимать суть процессов, происходящих внутри семьи, вовремя определять ошибки в воспитании детей и неспособность взрослых самостоятельно заполнять пробелы, возникающие в отношениях между родителями и детьми [5].
После изучения основных разделов, можно сделать следующие выводы о вкладе Л. В. Мардахаева в развитие социальной педагогики:
- Теоретический вклад. Мардахаев активно работал над формулированием и развитием теоретических основ социальной педагогики. Его исследования и публикации вносили значительный вклад в понимание и определение предмета и задач социальной педагогики.
- Методологические основы. Мардахаев уделял особое внимание методологии социальной педагогики, разрабатывая подходы и принципы, которые способствовали более эффективному изучению и практическому применению социально-педагогических знаний.
- Образовательная практика. Влияние Мардахаева не ограничивается только теорией; его работы оказали значительное влияние на образовательную практику в области социальной педагогики. Его идеи и подходы были внедрены в учебные программы и педагогическую практику.
- Воспитание и социализация. Особое внимание в работах Мардахаева уделялось вопросам воспитания и социализации, особенно в контексте изменяющегося социального окружения.
- Влияние на последующие исследования. Мардахаев оставил значительное наследие, которое продолжает влиять на современные исследования и практики в социальной педагогике. Его работы служат основой для новых теоретических разработок и практических методик в этой области.
Данные выводы подчеркивают значительный и многоаспектный вклад Л. В. Мардахаева в развитие теоретико-методологических основ социальной педагогике. Его подходы и разработки легли в основу современного понимания этой области, обеспечивая методологический и практический фундамент для дальнейшего развития дисциплины.
Следовательно, изучение вклада Л. В. Мардахаева в развитие теоретико-методологических основ социальной педагогики представляет собой важный шаг в понимании эволюции и текущего состояния данной научной дисциплины в России. Его работы, охватывающие широкий спектр тем, от методологических основ до конкретных прикладных исследований, значительно обогатили теоретический и практический ландшафт социальной педагогики [6].
Таким образом, Мардахаев, будучи одним из пионеров в области социальной педагогики, оставил заметный след в академическом сообществе. Его идеи и подходы продолжают влиять на развитие образовательных стратегий и практик. Он смог гармонично соединить теоретическую основу с практическими аспектами социальной педагогики, делая его работы актуальными и применимыми в современном образовательном контексте.
Критический анализ его работ показывает, что, несмотря на определенные дискуссии в академических кругах, вклад Мардахаева в развитие социальной педагогики остается неоспоримым. Его научное наследие продолжает вдохновлять новые поколения исследователей и практиков, стремящихся к развитию и улучшению социально-образовательной среды [7].
В заключение, можно утверждать, что Л. В. Мардахаев оставил значительный след в истории и развитии социальной педагогики. Его труды и исследования продолжают служить фундаментом для дальнейших изысканий и практических разработок в этой области, подчеркивая его неоспоримое значение как ученого и педагога.
Литература:
- Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
- Грехнев B. C. Культура педагогического общения. М., 1990.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
- Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии. М, 1994.
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюн. М., 1989.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.
Ключевые слова
социальная педагогика, история педагогики, теоретико-методологические основы, образовательные теории, педагогическая методология, социально-педагогической компетентность, социально-образовательные процессы, российская педагогическая наука, инновационные образовательные практики, социально-педагогические исследованияПохожие статьи
Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова
Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...
Использование качественного метода в изучении традиций социализации
В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...
Применение антропологического подхода в практике современного образования
В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...
Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков
В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...
Исторические корни педагогической науки
В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...
Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма
Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....
Концепция бережливого производства: сущность и нормативно-правовые основы
В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся исторического аспекта формирования концепции бережливого производства, различные взгляды на понимание указанной концепции современных ученых. Рассмотрены основные ценности и инструменты концепции. Пред...
Исследование способностей в психологии и педагогике
В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...
Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева
В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...
Похожие статьи
Три основополагающих принципа педагогической деятельности Ахмета Байтурсынова
Основой педагогической деятельности является гармоничное сочетание многих факторов. Важно учитывать как современные педагогические технологии, так и исторически сложившиеся теории. В статье представлены принципы педагогики Ахмета Байтурсынова, которы...
Использование качественного метода в изучении традиций социализации
В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...
Применение антропологического подхода в практике современного образования
В статье выявлена роль и значение антропологического подхода в педагогике. Указывается на то, что антропологический подход является одним из ключевых направлений в современной педагогике, который основывается на изучении человека в его целостности и ...
Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков
В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...
Исторические корни педагогической науки
В статье анализируются различные этапы в истории человечества, связанные с изменением отношения к образованию и педагогике как особой области научных знаний. Автором выделены наиболее значимые личности, которые внесли существенный вклад в развитие пе...
Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма
Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....
Концепция бережливого производства: сущность и нормативно-правовые основы
В статье автор рассматривает вопросы, касающиеся исторического аспекта формирования концепции бережливого производства, различные взгляды на понимание указанной концепции современных ученых. Рассмотрены основные ценности и инструменты концепции. Пред...
Исследование способностей в психологии и педагогике
В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...
Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева
В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...