Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 28.05.2022

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Малашкина, А. А. Проблема бессмертия в современной отечественной антиутопии / А. А. Малашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 240-241. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92281/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор анализирует проблематику рассказов-антиутопий XXI века, в частности, проблему бессмертия.

Ключевые слова: антиутопия, оцифровка сознания, виртуальность, бессмертие.

В XXI веке антиутопия, как отмечает В. В. Костенкова, переживает «трансформацию признаков жанрового содержания» [8, 5], вследствие чего происходит изменение тематики, когда «сюжетообразующими элементами становятся страхи современности:

  1. проблема глобализации, потеря религиозной и национальной самобытности при оккупации страны агрессивно настроенными захватчиками («Мечеть Парижской Богоматери» Е. П. Чудиновой, «Маскавская Мекка» А. Г. Волоса, «Приговоренный» А. А. Кабакова);
  2. угроза экологической катастрофы, глобального перенаселения планеты («Будущее» Д. А. Глуховского);
  3. комплекс морально-этических проблем, связанных с перспективами человечества достичь бессмертия («Будущее» Д. А. Глуховского, «Живущий» и «Злачные пажити» А. А. Старобинец, «Нульгород» Л. А. Каганова);
  4. возможные последствия скачкообразного развития информационных технологий и массового ухода людей в «иллюзорные миры» компьютерной реальности («Живущий» А. А. Старобинец, «Нульгород» Л. А. Каганова)» [2, 7–8].

В представленном ниже анализе антиутопических рассказов «Злачные пажити» А. А. Старобинец и «Нульгород» Л. А. Каганова рассматривается проблема последствий достижения человечеством бессмертия и стремительного развития технологий, которые необходимы для этого.

В рассказе-антиутопии «Злачные пажити» А. А. Старобинец представлено трансгуманистическое общество, сумевшее достичь бессмертия, через призму восприятия рядового его члена — безымянного главного героя. Повествование представляет собой размышления и воспоминания главного героя накануне смертной казни, из которых читатель узнаёт, по какой причине ему был вынесен смертный приговор и знакомится с новым — трансгуманистическим — обществом, которое оказывается не столь утопичным, как ожидалось.

Под трансгуманизмом в настоящее время понимают «философскую концепцию, а также международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными, — страданий, болезней, старения и смерти, — а также изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования, рассматривая в том числе идею конвергенции биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий» [4]. Таким образом, трансгуманистическое общество направлено на борьбу с болезнью и смертью — на достижение бессмертия.

В рассказе «Злачные пажити» бессмертие стало доступно благодаря созданию технологии «оцифровки сознания» и переселения в новое тело после смерти старого. Данную процедуру осуществляет за определённую цену компания «Хьюман-Плюс», предположительно, единственный владелец упомянутой технологии. Одновременно с созданием технологии «оцифровки сознания» происходит обесценивание такого понятия как душа: оно полностью выпадает из мировоззрения трансгуманистов и его понимание возможно только путём сопоставления с понятием «оцифрованное сознание» («Раньше верили, что душа — это что-то вроде ОС ( п.а. — оцифрованное сознание ), только без оцифровки. Что она после смерти может отделиться от тела и улететь — не в другое тело, а в небо») [3]. Наибольшее значение в трансгуманистическом обществе играет тело, как сосуд сознания, именно на его сохранение направлены новые законы (например, «Пребывание на неогороженном возвышении — риск для тела и его целостности» [3]).

Ещё одно последствие изобретения процедуры «оцифровки» — проблема дефицита тел, вследствие неожиданно развившегося у женщин бесплодия. Из-за этого настоящее бессмертие становится доступным строго определённой группе людей — представителям власти или элитного класса, поскольку оплаты требует не только сама процедура «оцифровки сознания», но и подбор нового тела, часто путём сфабрикованного дела и последующего смертного приговора — стирания сознания — для первоначального владельца, к тому же заказчик, если позволяют средства, может стать владельцем нескольких тел одновременно, что никак не запрещается и не регулируется. Очередной жертвой в уже налаженной схеме и становится главный герой и его жена, Алиса: после консультации в «Хьюман-плюс» о возможности оцифровки их сознаний по программе для молодых они были замечены за нарушением закона (решили встретить рассвет на крыше высотного здания), вследствие чего их вызвали в суд и по итогу судебного заседания вынесли смертный приговор, хотя, с нашей точки зрения, нарушение кажется незначительным.

Рассказ «Нульгород» Л. А. Каганова также представляет собой размышления, даже саморефлексию, главного героя по имени Константин, который является сотрудником Университета, где расположены терминалы, обеспечивающие стабильное и беспрерывное существование Нульгорода — виртуальной реальности, куда безвозвратно переселилась большая часть человечества.

В рассказе пространство представлено двумя плоскостями: реальность, Город, и виртуальность/виртуальная реальность (сокращённо — вирт), Нульгород, — а переход между ними осуществляется через подключение к терминалу. Вирт предстаёт утопией, где всё возможно и где не существует смерти («А смерть человека бывает только в вашем мире. Страшная, и навсегда. Здесь смерти нет» [1]), но для окончательного переселения в Нульгород, человек должен умереть, будучи подключённым к вирту, т. е. в данном случае возвращение в реальность оказывается невозможным. Но стоит учитывать, что переселение в виртуальность в некоторых случаях было необходимостью и благом, например, «эмиграция» пожилых или смертельно больных людей («Спешили. Сын болел. Рак легких. Надо было быстрее…» [1]).

В то же время виртуальная реальность находится в опасной зависимости от оставшихся в реальном мире людей: они осуществляют обслуживание терминалов и вычислителей Нульгорода, фактически отвечая за жизни всех эмигрировавших в вирт людей, отныне существующих в виде данных («Кто в смену выйдет? А ведь сегментация завалится — ищи потом свою жену и сына…»; «Хочешь, вообще прекратим дежурства? Хочешь? А если полетит целый сегмент вычислителя, а с ним полетит твоя жена и ребенок — то и ладно, да?» [1]).

В финале рассказа Константин принимает решение «эмигрировать» в Нульгород, отказываясь от реальности. Однако уже в вирте, наблюдая, как двое соседских мальчика разрушают виртуальный замок, он невольно проводит ассоциацию с возможным будущим Нульгорода: какой-то человек в реальности уничтожает Университет, подобно мальчишкам, не зная его назначения, что там находятся терминалы и вычислители, поддерживающие функционирование вирта и жизни людей.

Таким образом, в современной отечественной антиутопии проблема достижения человечеством бессмертия тесно связана со стремительным развитием технологий и последствиями данного процесса: обесцениванием понятия души, безнаказанным убийством (стиранием сознания) людей, не имеющих какого-либо статуса или капитала, и безвозвратным уходом людей в виртуальную реальность.

Однако достижение бесспорного бессмертия авторам не представляется возможным: в рассказе «Злачные пажити» после окончательной гибели всех тел останутся лишь оцифрованные сознания, а в «Нульгороде» — после смерти оставшихся в реальности людей виртуальность прекратит существование из-за естественного процесса обветшания вычислителей, которые лишаться какого-либо ухода и обслуживания.

Литература:

  1. Каганов Л. А. Нульгород [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=593170&p=1
  2. Костенкова В. В. Антиутопия начала XXI века в динамике жанровых трансформаций: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ф.н. — Краснодар, 2019. — 27 с.
  3. Старобинец А. А. Злачные пажити [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://literratura.org/prose/325-anna-starobinec-zlachnye-pazhiti.html
  4. Трансгуманизм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трансгуманизм
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, главный герой, трансгуманистическое общество, бессмертие, пажить, смертный приговор, создание технологии, стирание сознания, стремительное развитие технологий, человечество бессмертия.


Ключевые слова

антиутопия, виртуальность, оцифровка сознания, бессмертие

Похожие статьи

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

К проблеме философского осмысления феномена будущего

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века

В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.

Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины

В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе

В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

Проблема подросткового суицида как объект междисциплинарных исследований

В статье рассматривается проблема суицида подростков с точки зрения философии, психологии, социологии и медицины. Предложены междисциплинарные рекомендации по предупреждению заявленной в названии статьи проблемы.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Похожие статьи

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

К проблеме философского осмысления феномена будущего

Вопрос создания образа будущего в художественной литературе

В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века

В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.

Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины

В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Экзистенциальная поэтика рассказа «Ночь» В. М. Гаршина

В статье автор анализирует рассказ В. М. Гаршина «Ночь» с точки зрения актуализации экзистенциального сознания.

Диалог ребенка с Богом в современной детской литературе

В статье автор рассматривает проблему обращения ребенка к религии, Богу на примере произведения Ю. Вознесенской.

Проблема подросткового суицида как объект междисциплинарных исследований

В статье рассматривается проблема суицида подростков с точки зрения философии, психологии, социологии и медицины. Предложены междисциплинарные рекомендации по предупреждению заявленной в названии статьи проблемы.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Задать вопрос