Взрослеющий и архетипический образ героя. Метод индивидуализированного преподавания иностранного (английского) языка младшим школьникам, представленный практикой прочтения японских комиксов манга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 26.05.2022

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Могила, А. В. Взрослеющий и архетипический образ героя. Метод индивидуализированного преподавания иностранного (английского) языка младшим школьникам, представленный практикой прочтения японских комиксов манга / А. В. Могила. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92136/ (дата обращения: 17.12.2024).



Излагается методический подход к исследованию проблематики содержания контекстного наполнения образовательной и социокультурной среды, в которой находится современный «взрослеющий» (человек, в возрасте от 7 до 18 лет, находящийся в переходном этапе от детства в юношество) на примере прочтения японских комиксов манга.

Ключевые слова: взрослеющий, инициация, индивидуализация, путь героя, английский язык, манга, архетипические практики.

Исследование раскрывает необходимость внимательного обращения к содержанию интересов подрастающего поколения, которые выражается в обращении к героям зарубежных литератур и массовых культур на примере популярных комиксов манга (Япония).

Теоретической основой методической разработки стало обращение к понятию «мономиф» мифолога и антрополога Дж.Кэмпбелла (monomyth, Joseph Campbell, «The Hero with a Thousand Faces» (1949) в ее применении к переводческому контенту текстов сказок, мифов и легенд, которая раскрывает значимость и необходимость принципа открытости образования в феномене трансляции истории архетипов через современные формы массовой культуры.

Теория Дж. Кэмбелла «путь героя» (Hero’s Journey) объясняет важность глубинной проработки выбранного взрослеющим персонажа, которая способна обеспечить его бережное психологическое воспитание.

В комбинации внимание к содержанию интересов подрастающего поколения, обращенных к плеяде героических персонажей, подвиги которых транслируются через зарубежную массовую культуру: кинематограф, мультипликацию, литературу (в данном случае через комиксы), и антропологические заключения Дж. Кэмбелла становятся основой для «реализации индивидуальной образовательной программы ученика» с возможностью выхода «на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры» [3, стр. 8–9].

Данный поиск подтверждает необходимость присутствия в образовательной и воспитательной практике современности фигуры наставника, способного обеспечивать плавный переход (инициацию) взрослеющего в моменте выбора героического образа для подражания, определения идеалов, становления личности.

В представленном методе индивидуализированного преподавания иностранного языка интерес и впечатления обучающегося берутся за основу, чтобы максимально охватить педагогическим воздействием те ценности, которые заключены в важном периоде взросления.

Применение принципа индивидуализации образования, когда « предоставленный учащемуся выбор образа » [3, стр. 10] падает на архетипический образ героя, следует подвергать структуре разработанного метода, состоящего из 4-х этапов и 8-ми шагов.

Этап I, шаг 1 Кто герой? (поиск истории образа, корни персонажа в мифах, легендах, сказках, определение личной истории героя, выявление качеств героя) (беседа на английском языке, лексика по теме внешность, умения, качества).

Этап I, шаг 2 Выбор контента (определиться с материалом для работы: аудио / видео / визуальный контент — в зависимости от способности взрослеющего воспринимать информацию (от лучшего к худшему), задачей и целей занятия и доступности контента (работа с языковым материалом, перевод, обсуждение).

Этап I, шаг 3 Работа с контентом в проекции аналогии личностных качеств взрослеющего с качествами героя (попытка понимания взрослеющим собственного «пути героя», эвристическая беседа, закрепление лексики по темам качества, умения, грамматическая конструкция сравнения).

Этап II, шаг 4 Поиск аналогий с другими мифологическими / сказочными персонажами (беседа, лексика по теме внешность, умения, качества, грамматическая конструкция сравнения).

Этап II, шаг 5 Определение интересных взрослеющему «архетипических практик» и проведение практических занятий (продуктивные виды деятельности, разговор во время выполнения: техника, части тела, цвета, размеры, описание)

Этап II, шаг 6 Тандем-метод (tandemmethod). Занятие методом тандема (пара учеников, носителей разных языков, выбравших одного героя в качестве «любимого», встречается для обсуждения личности персонажа и представления своих работ-изображений (беседа-модерация).

Этап III, шаг 7 «Вторая задача». Дж. Кэмпбелл видит героя не только в прохождении пути, но и в обязательном возвращении, преображении и научении других тому, что он узнал об обновленной жизни.

Суть этапа заключается в создании итогового продукта — изображении или описании героя, к которому можно возвращаться на протяжении всей линии индивидуализированного образовательного пути (я взрослеющий на разных этапах), а также в возможности презентации знания о герое (себе самом) родителям, друзьям, одноклассникам. Целью является постоянное утверждение и положительное убеждение в правильно выбранных ориентирах и верном пути.

Этап VI, шаг 8 Культурный контекст . На основе интереса к персонажам разных культурных традиций (японская мифология и фэнтези (аниме, манга), британская сказочно-легендарной традиции (Толкин, Роулинг), плеяда супергероев американской культуры (Марвел, Х-Men) и т. п.) следует развивать интерес к истории и культуре страны их происхождения.

В языковой практике применение этого метода может быть выражено в следующих блоках:

  1. страноведение;
  2. культурно-ориентированное изучение языка.

Представленный способ языковой работы с иностранной «героической» литературой (в данном случае с переведенными на английский язык текстами комиксов манга, японских сказок и легенд), предназначенной для детского чтения, раскрывает новые возможности для применения методов глубинной психологии в практике обучения языкам, а также приближает взрослеющего к осознанному пониманию собственной личности, к самопознанию.

Разработанный метод предполагает применение архетипических практик, содержащих в себе действия мыслительного характера (перевод, эвристическая беседа, соотнесение, сравнение, проведение аналогий, частично-поисковый и поисковый методы) и деятельного характера (рисование, лепка, шитьё, конструирование, телесные практики).

Понятие архетипические практики в этом способе работы перекликается с понятием анимационные техники (оживление архетипического образа из сновидения в виде рисунка, лепной фигурки, куклы, движения), описанные психологом С.Айзенстатом в теории дримтендинга (Dream Tending).

Представленная деятельность, заключенная в рамки метода, предполагает развитие навыка самостоятельного использования предложенного сопровождающим способа прочтения и перевода текстов, содержащих архетипические образы героев, для определения и использования взрослеющим собственных особенностей и возможностей.

Изготовление образа героического персонажа с применением одной из перечисленных архетипических практик, является итогом работы цикла.

Литература:

  1. Випулис И. В. Упанаяна как инициация в культуре Индии. https://cyberleninka.ru/article/n/upanayana-kak-initsiatsiya-v-kulture-indii/viewer
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, Педология подростка, 1982.
  3. Ковалёва Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. — М.: // Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996.
  5. КэмпбеллДж. Тысячеликийгерой Joseph Campbell / The Hero with a Thousand Faces, «Питер», 2018.
  6. Мангалекторий — это проект, посвящённый практике, теории, истории и анализу японских комиксов манга http://mangalectory.ru/about .
  7. Цендровский О. Ю. Письма к самому себе»;
  8. # 29. То, что нас убивает, может сделать нас сильнее? https://podcasts.apple.com/ru/podcast/ %D0 %BF %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %8C %D0 %BC %D0 %B0- %D0 %BA- %D1 %81 %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %BE %D0 %BC %D1 %83- %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %B1 %D0 %B5/id1504541331?i=1000469496520
  9. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 2008.
  10. Эльконин Б. Д. Психология развития: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008.
  11. Aizenstat S. Dream Tending: Awakening to the Healing Power of Dreams. USA: SpringJournal, 2011
  12. Eisner Will Comics and Sequential Art. USA: «Poorhousepress», 1985.
  13. International Companion Encyclopedia of Children’s Literature / Peter Hunt / Katia Pizzi / Emer O’Sullivan. USA-UK: «Taylor & Francis e-Library, Routledge», 2004.
  14. Rosembaum R. Manga and the Representation of Japanese History. UK: Routledge, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): этап, английский язык, шаг, III, герой, грамматическая конструкция сравнения, подрастающее поколение, разработанный метод, содержание интересов, эвристическая беседа.


Ключевые слова

английский язык, инициация, индивидуализация, манга, взрослеющий, путь героя, архетипические практики

Похожие статьи

Роль наблюдения в приобретении экологического опыта в субкультуре детства (на материале произведений русской литературы XIX — XX вв.)

В статье рассматривается такой элемент обыденного уровня субкультуры детства как экологический опыт, который может быть как положительным, так и отрицательным. Он не носит имитационный характер. Одним из основных способов его приобретения является на...

Роль имиджа преподавателя английского языка в образовании и воспитании молодого представителя современного общества

В данной статье рассмотрено понятие имиджа современного преподавателя английского языка. Описываются составляющие его имиджа, принципы оформления кабинета иностранного языка. Представлены приёмы, методы и образовательные технологии, применяемые на эт...

Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента

В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Образ молодого человека в современной телевизионной рекламе

В статье описывается роль и функции таких персонажей телевизионной рекламы, как молодые люди. Любой герой телевизионной рекламы внедряется в сюжет для информирования, убеждения или развлечения потребителя, для привлечения внимания к товару, формирова...

Восприятие креолизованного поэтического текста в аспекте теории концептуальной интеграции

Статья посвящена восприятию креолизованного поэтического текста. В статье рассматривается понятие «креолизованный текст», исследуются основные положения теории концептуальной интеграции, описано взаимодействие смыслов, сформированных в процессе воспр...

Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку

В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка. В статье автор даёт обобщённую характеристику понятия социокультурной компетенции и субкомпетенций, входящих в её состав, р...

Похожие статьи

Роль наблюдения в приобретении экологического опыта в субкультуре детства (на материале произведений русской литературы XIX — XX вв.)

В статье рассматривается такой элемент обыденного уровня субкультуры детства как экологический опыт, который может быть как положительным, так и отрицательным. Он не носит имитационный характер. Одним из основных способов его приобретения является на...

Роль имиджа преподавателя английского языка в образовании и воспитании молодого представителя современного общества

В данной статье рассмотрено понятие имиджа современного преподавателя английского языка. Описываются составляющие его имиджа, принципы оформления кабинета иностранного языка. Представлены приёмы, методы и образовательные технологии, применяемые на эт...

Специфика организации процесса проблемного начального языкового образования в современных условиях и исследование педагогического эксперимента

В статье представлены основные аспекты организации процесса начального языкового образования, в котором отражено использование метода проблемного обучения. Рассмотрены особенности поликультурной среды в русской школе на примере учителей словесников, ...

Сетевое обучение: «за» и «против»

Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем ...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Образ молодого человека в современной телевизионной рекламе

В статье описывается роль и функции таких персонажей телевизионной рекламы, как молодые люди. Любой герой телевизионной рекламы внедряется в сюжет для информирования, убеждения или развлечения потребителя, для привлечения внимания к товару, формирова...

Восприятие креолизованного поэтического текста в аспекте теории концептуальной интеграции

Статья посвящена восприятию креолизованного поэтического текста. В статье рассматривается понятие «креолизованный текст», исследуются основные положения теории концептуальной интеграции, описано взаимодействие смыслов, сформированных в процессе воспр...

Домашнее чтение как эффективный способ обучения иностранному языку

В статье рассматривается потенциал дисциплины «Иностранный язык» для развития творческого мышления через такой аспект предмета как домашнее чтение, а также система упражнений, направленная на развитие коммуникативной компетенции на примере рассказа Д...

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка. В статье автор даёт обобщённую характеристику понятия социокультурной компетенции и субкомпетенций, входящих в её состав, р...

Задать вопрос