Классификация персонажей в пьесе Л. Улицкой «Семеро святых из деревни Брюхо» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 20.05.2022

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Кацейко, А. Е. Классификация персонажей в пьесе Л. Улицкой «Семеро святых из деревни Брюхо» / А. Е. Кацейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91709/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению классификации персонажей в пьесе Л. Улицкой; выявлены группы героев по роли в действии: главные, второстепенные и эпизодические, а также по характерологическому типу: святые и обыватели, праведники и их противники, антагонисты. Однозначное противопоставление героев свидетельствует о дидактической интенции автора.

Ключевые слова: Л. Улицкая, персонаж, система персонажей, классификация, драма.

Современное литературоведческое и критическое изучение творчества Людмилы Улицкой обращается преимущественно к наиболее популярным прозаическим произведениям писательницы, например, к романам «Медея и её дети», «Казус Кукоцкого», повестям «Сонечка» и «Сквозная линия». Наша статья обращена к мало исследованному произведению — пьесе «Семеро святых из деревни Брюхо» (2001) [2]. Жанр драмы не является доминирующим в творчестве писателя, однако представлен не менее яркими, чем в прозе, персонажами.

В самом начале пьесы, как того требует жанр драматического произведения, представлен список действующих лиц, который выглядит следующим образом:

ДУСЯ, средних лет, блаженная

МАНЯ ГОРЕЛАЯ, средних лет, юродивая

АНТОНИНА, без возраста, хожалка Дуси

НАСТЯ, молодая, хожалка Дуси

МАРЬЯ, без возраста, хожалка Дуси

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ, старый священник

ТИМОША РОГОВ, совсем молодой

АРСЕНИЙ РОГОВ, около тридцати

ГОЛОВАНОВ, средних лет

НАДЯ, молодая

СУЧКОВА, старуха

ВЕРА, совсем молодая

ДЕВЧОНКА

ХУДАЯ ЖЕНЩИНА с ребенком

СЕМЕНОВ, СИДОРЕНКО, ХВАЛЫНСКИЙ, МУХАМЕДЖИН, красноармейцы, они же омоновцы

ЛЮБА

Типология героев по значительности, по участию в действии драмы: главные, второстепенные, эпизодические. Типы определялись нами по следующим критериям:

— количество сцен (эпизодов), в которых участвует персонаж,

— объем речей героя: реплики в диалогах, монологах,

— количество и значительность событий, в которых герой действует или принимает пассивное соучастие.

Таблица 1

Типология героев по участию в действиях

Главные герои

Второстепенные герои

Эпизодические герои

— Дуся,

— Маня Горелая,

— Арсений Рогов,

— Тимоша Рогов

— Антонина,

— Марья,

— Настя,

— отец Василий,

— Голованов,

— Вера,

— Надя,

— Сучкова,

— Семенов,

— Сидоренко,

— Хвалынский

— Люба,

— омоновцы,

— худая женщина с ребенком,

— девчонка

К главным героям нами отнесены: Дуся, Маня Горелая, Арсений Рогов, Тимоша Рогов, которые находятся непосредственно в центре сюжета и напрямую связаны со всеми картинами пьесы.

Второстепенных персонажей выявлено гораздо больше, к ним мы отнесли Антонину, Марью, Настю, отца Василия, Голованова, Веру, Надю, Сучкову, Семенова, Сидоренко, Хвалынского. Данная группа персонажей тоже достаточно активно участвует в сюжетном плане. Однако их главная функция — помощь в раскрытии образов главных героев.

Эпизодические персонажи тоже присутствуют в произведении: это Люба, омоновцы, худая женщина с ребенком, девчонка. Они выполняют функцию разъяснения определенных моментов, которые тоже важны для понимания смысла и некоторых ситуаций читателем.

Чтобы рассмотреть персонажей как систему, героев можно разделить на несколько групп по характерологическому, ролевому принципу:

— верующие праведники,

— обыватели — жители села,

— красноармейцы во главе со старшим Роговым, которые преследуют и казнят верующих, т. е. выступают как противники и антагонисты главных героев,

— эпизодические герои.

Типология по нравственным, социальным, характерологическим и ролевым признакам: святые, противники (грешники), обыватели.

Таблица 2

Типология по нравственным и социальным признакам

Святые

Обыватели

Антагонисты

— Дуся,

— Маня Горелая,

— Антонина,

— Настя,

— Марья,

— Отец Василий,

— Худая женщина с ребенком

— Надя,

— Тимоша Рогов,

— Голованов,

— Люба,

— Вера,

— Девчонка

— Сучкова

— Арсений Рогов,

— Красноармейцы (омоновцы),

— Семенов, Сидоренко, Хвалынский

Данная типология по нравственным и социальным признакам указывает на эксплицитный конфликт святых и антагонистов, который является центральным в произведении. Такое распределение героев относительно сторон внешнего (эксплицитного) конфликта совершенно очевидно: два общественных мировоззренческих взгляда, цель которых непосредственное верховенство одного строя над другим [1].

Группа «святых» представляют собой духовно цельных героев, силу верующих персонажей, тесно связанных между собой. Герои данной категории стремятся сохранить свои воззрения, продолжить их (те же хожалки Дуси сохраняют верность религиозным традициям; Дуся учит их этому как мать, духовный учитель). Персонажи данной структуры решительно, мужественно настроены и до конца верны своим взглядам.

Другая же группа героев — антагонистов — стремится к уничтожению веры и верующих, считая религию чем‑то вредным, пережитком прошлого. Атеистическое мировоззрение богоборцев в годы установления новой власти толкает их на искоренение веры в любом виде.

Стоит сказать, что хоть и в названии пьесы указаны семеро святых, главных действующих лиц гораздо меньше: это Дуся и Арсений как главные участники конфликтных отношений, противопоставленные друг другу и возглавляющие разные «группы».

Таким образом, Л. Улицкая тщательно продумала систему персонажей пьесы. Особенно остро мы видим это при выявлении конфликтов по типологии А. Н. Семенова в произведении [1]. Ведущий конфликт в пьесе развивается в нескольких планах: мировоззренческом, идеологическом, психологическом и социально-историческом. Подобное жесткое противопоставление героев-антагонистов и второстепенных персонажей, изображаемых в ситуации выбора, как нам кажется, указывает на дидактическую, морализаторскую позицию автора, стремящегося современным зрителям, читателям напомнить о вековых утраченных религиозных ценностях русского народа. На эту интенцию писателя указывает и финал, который изображает новый, только что построенный храм в деревне Брюхо.

Литература:

  1. Семенов А. Н. К проблеме конфликта художественного текста // Вестник Югорского государственного университета 2011 г. Выпуск 1 (20). С. 101–106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-konflikta-hudozhestvennogo-teksta (дата обращения: 29.04.22).
  2. Улицкая Л. Е. Семеро святых из деревни Брюхо. — М.: «АСТ», 50 с. — URL: https://www.litres.ru/ludmila-ulickaya/semero-svyatyh-iz-derevni-bruho/ (дата обращения: 01.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Семенов, Арсения Рогов, Худая женщина, герой, Отец Василий, персонаж, главное, группа героев, ребенок, типология героев.


Похожие статьи

Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского...

Герои произведений оказываются в тяжелом материальном и духовном положении

Главным героем является маленький мальчик: «Еще очень маленький, лет шести или даже

Среди униженных и оскорбленных героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций...

Практически все герои двух романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» попарно сравниваются друг с другом, обнаруживая внутреннее родство или различие. Абсолютными противоположностями являются главные персонажи двух романов — Родион...

Изображение процесса становления личности в романе...

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, автобиографическая

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими

В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются...

Символическое значение образа главной героини в романе...

Женские персонажи А. Платонова редко выступали в качестве центральных действующих лиц

Традиционно героиня Андрея Платонова позволяет наиболее полно раскрываться герою Андрея

В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не просто «аранжирует» собой...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Главный герой данного произведения (обязательно ребенок) возвращается домой к бабушке после игры со своими друзьями, так как

Главным героем в творчестве Крапивина является ребенок — носитель авторского идеала, идеала чистоты, самоотверженности и чуткости.

Собирательный образ «маленького человека»...

Главный герой рассказа «Коза» – советский служащий государственного аппарата Забежкин. Читая рассказ, невольно в памяти всплывает образ Башмачкина из повести Н.В. Гоголя. Каждый из героев сосредоточил свою жизнь на каком-то материальном предмете.

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя...

В характере главного героя есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и... Способы языковой оценки в произведениях детских

Рассмотрим некоторые описания одежды персонажей, представленные в художественных произведениях, разделив эти описания на...

Современная западная психологическая литература для детей...

Главным героем является Юаким, напряженный, скрытный, слегка робкий мальчишка

Вторым страхом является женщина, проживающая на втором этаже, Фру Андерсен.

На протяжении всего произведения главный герой учится бороться со своими страхами, анализируя их изнутри.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

 составление характеристик главных героев изучаемых произведений

Первая группа занималась сбором и систематизацией сведений из теории литературы о типологии героев и герое «лишнем человеке», а так же сбором сведений о выбранных произведениях и анализом...

Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему...

Сопоставляя образы героев созданных двумя писателями в основе всего вышесказанного можно сделать нижеследующие выводы

Обобщая всё, можно сказать, что на примере героев в обоих произведениях созданы яркие, правдивые образы детей военного времени.

Похожие статьи

Традиции святочного рассказа в произведении Ф. М. Достоевского...

Герои произведений оказываются в тяжелом материальном и духовном положении

Главным героем является маленький мальчик: «Еще очень маленький, лет шести или даже

Среди униженных и оскорбленных героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без...

Сравнительная характеристика выражения негативных эмоций...

Практически все герои двух романов Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот» попарно сравниваются друг с другом, обнаруживая внутреннее родство или различие. Абсолютными противоположностями являются главные персонажи двух романов — Родион...

Изображение процесса становления личности в романе...

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, автобиографическая

Новый год и праздник Рождества являются самыми главными событиями, самыми большими

В раннем детстве ребенок проходит гигантский путь развития. В этот период закладываются...

Символическое значение образа главной героини в романе...

Женские персонажи А. Платонова редко выступали в качестве центральных действующих лиц

Традиционно героиня Андрея Платонова позволяет наиболее полно раскрываться герою Андрея

В данном романе главная героиня, Москва Честнова, не просто «аранжирует» собой...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Главный герой данного произведения (обязательно ребенок) возвращается домой к бабушке после игры со своими друзьями, так как

Главным героем в творчестве Крапивина является ребенок — носитель авторского идеала, идеала чистоты, самоотверженности и чуткости.

Собирательный образ «маленького человека»...

Главный герой рассказа «Коза» – советский служащий государственного аппарата Забежкин. Читая рассказ, невольно в памяти всплывает образ Башмачкина из повести Н.В. Гоголя. Каждый из героев сосредоточил свою жизнь на каком-то материальном предмете.

Способы создания образов персонажей в поэме Н. В. Гоголя...

В характере главного героя есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и... Способы языковой оценки в произведениях детских

Рассмотрим некоторые описания одежды персонажей, представленные в художественных произведениях, разделив эти описания на...

Современная западная психологическая литература для детей...

Главным героем является Юаким, напряженный, скрытный, слегка робкий мальчишка

Вторым страхом является женщина, проживающая на втором этаже, Фру Андерсен.

На протяжении всего произведения главный герой учится бороться со своими страхами, анализируя их изнутри.

Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе

 составление характеристик главных героев изучаемых произведений

Первая группа занималась сбором и систематизацией сведений из теории литературы о типологии героев и герое «лишнем человеке», а так же сбором сведений о выбранных произведениях и анализом...

Дети войны. Образ ребёнка в произведениях, написанных на тему...

Сопоставляя образы героев созданных двумя писателями в основе всего вышесказанного можно сделать нижеследующие выводы

Обобщая всё, можно сказать, что на примере героев в обоих произведениях созданы яркие, правдивые образы детей военного времени.

Задать вопрос