«Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 24.08.2024

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Абильдинова, Ж. Б. «Снегурочка» А. Н. Островского: сказка или социальная драма? / Ж. Б. Абильдинова, К. М. Тукушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117307/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проводится всесторонний анализ пьесы А. Н. Островского «Снегурочка», которая является уникальным синтезом народной сказки и социальной драмы. В статье рассматривается, как в пьесе переплетаются мифологические мотивы с реалистическими элементами, что позволяет поднимать острые социальные проблемы XIX века. Особое внимание уделяется конфликту поколений, противоречиям между природными инстинктами и социальными нормами, а также сложным взаимоотношениям между полами и социальному неравенству. Также подчеркивается, что «Снегурочка» остаётся актуальной и в современном контексте, отражая универсальные человеческие ценности и конфликты.

Ключевые слова: пьеса, сказка, мифы, фольклор, ценности, конфликт, социальная драма, сюжет.

Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» представляет собой уникальное сочетание народной сказки и драмы, в которой элементы народных преданий переплетаются с серьезными социальными проблемами. С первой сцены зритель погружается в мир древнерусских легенд, где оживают мифологические образы Снегурочки, Леля и Весны-Красны. Однако за внешним антуражем волшебства и природных метафор скрывается более глубокая драматическая основа, поднимающая важные вопросы, актуальные для русского общества XIX века.

Островский создал пьесу, в которой сказка и реальность неразрывно переплетаются. Вопрос о том, насколько «Снегурочка» является волшебной сказкой и в какой степени — социальной драмой, далеко не однозначен. С одной стороны, в пьесе присутствуют все характерные черты сказочного мира: чудеса, мифические существа, борьба стихийных сил и т. д.

С другой стороны, за этой внешней оболочкой скрываются реальные социальные проблемы и конфликты того времени: разрыв между природой и культурой, между народом и элитой, трагедия человеческой свободы перед лицом строгих социальных норм.

В какой степени «Снегурочка» является сказкой, а в какой — отражением социальных проблем своего времени? Как сказочные мотивы соотносятся с реалистическими элементами пьесы? На первый взгляд, Островский рисует идеалистическую картину гармоничного сосуществования человека и природы, где все действует по законам народного эпоса. Однако по мере развития сюжета становится ясно, что эта гармония иллюзорна. Сказочные мотивы начинают конфликтовать с реалистическими элементами пьесы, что приводит к трагическому финалу, где сталкиваются идеализм и жестокая реальность [1, с. 8].

В своей пьесе Островский затрагивает важные для русской литературы темы. Это и неизбежность гибели идеала в столкновении с реальным миром, и трагедия неспособности человека найти свое место в обществе, и конфликт между естественными желаниями и социальными обязательствами. Таким образом, «Снегурочка» — не просто драма о сказочных персонажах, а сложное произведение, поднимающее острые вопросы русской общественной и культурной жизни.

Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка» часто воспринимается как сказка, так как ее волшебный сюжет основан на народных преданиях. Однако за сказочной оболочкой скрывается сложное и многослойное произведение. В этой пьесе автор мастерски сочетает элементы народного эпоса с реалистическими чертами драматургии. Это сочетание делает «Снегурочку» уникальной пьесой, где мифологические образы переплетаются с серьезными социальными конфликтами и психологически глубокими характерами.

На первый взгляд, «Снегурочка» полностью соответствует канону народной сказки. В пьесе действуют волшебные существа и силы природы — Снегурочка, дочь Мороза и Весны, бог Солнца Ярило и другие образы, заимствованные из языческой мифологии. Природные циклы, смена времен года и символика весны и зимы создают волшебную атмосферу, погружая зрителя в мир мифологических представлений [2, с. 223].

Центральный персонаж, Снегурочка, олицетворяет чистоту, холодность и безэмоциональность, которые контрастируют с миром человеческих страстей и желаний. Не способная любить или испытывать человеческие эмоции, она одновременно чужда и притягательна для окружающих.

Несмотря на обильное использование сказочных мотивов, «Снегурочка» глубоко укоренена в реалистической традиции. Островский использует мифологические образы для отражения реальных социальных и психологических конфликтов. Один из ключевых аспектов пьесы — противоречие между природными инстинктами и социальными нормами. Это противоречие особенно ярко проявляется в отношениях между Снегурочкой и жителями деревни Берендеевка.

Снегурочка попадает в мир людей, где царит строгий социальный порядок и моральные установки, и сталкивается с невозможностью соответствовать этим нормам. Ее холодность и неспособность любить символизируют отчуждение от человеческого общества, что вызывает конфликт и недовольство окружающих. Социальное давление и ожидания приводят к трагическим последствиям. Не выдержав столкновения с миром человеческих страстей и эмоций, Снегурочка погибает.

Несмотря на сказочные имена и происхождение, персонажи пьесы обладают чрезвычайно реалистичными и психологически правдоподобными чертами. Например, подруга Снегурочки Купава — архетипический образ страстной и доверчивой женщины, которая совершает решительные поступки из ревности и отчаяния. Лель — пастушок, очаровывающий девушек своим пением, оказывается скорее символом легкомыслия и свободы от обязательств, чем романтическим героем.

Сложная психологическая трактовка персонажей позволяет Островскому увидеть в них не только носителей мифических архетипов, но и живых людей со страстями, слабостями и внутренними конфликтами. Внутренний мир Снегурочки, ее стремление понять человеческие эмоции и стать частью общества, в котором она оказалась, создают глубокий драматизм, который невозможно объяснить только через призму сказочных мотивов [2, с. 246].

Кроме того, эти образы отражают социальные проблемы того времени, такие как разрыв поколений, конфликт между традиционным образом жизни и новыми тенденциями, а также социальное неравенство. Берендеевцы, стремящиеся сохранить свои устои и обычаи, оказываются в ситуации, когда их привычный мир разрушается под воздействием внешних сил, символизируемых Снегурочкой и природными циклами.

Островский использует древние мифы и фольклорные образы как средство для обсуждения актуальных вопросов своего времени, таких как конфликт поколений, отношения между мужчинами и женщинами и проблемы социального неравенства [3, с. 592].

Конфликт поколений в «Снегурочке» проявляется в столкновении старых и новых взглядов на жизнь, традиционных и современных ценностей. Берендеи, представляющие народ, стремятся сохранить устои своих предков, их жизнь тесно связана с природой и устоявшимися обычаями. В то же время Снегурочка становится символом нового, чуждого и страшного, как сущность, находящаяся за пределами привычного и естественного для них.

Конфликт поколений прослеживается и в отношении к любви и семейным ценностям. Старшие поколения считают брак и семейные узы священными, в то время как молодое поколение, к которому относится Лель, демонстрирует более легкомысленное отношение к любви, предпочитая свободу и независимость. Снегурочка, попадая в мир людей, сталкивается с этими противоречиями, что в конечном итоге приводит к трагическому исходу. Пьеса также исследует сложные взаимоотношения между полами, особенно через призму любви и ревности. Один из центральных конфликтов пьесы разворачивается вокруг отношений между Снегурочкой, Купавой и Мизгирем. Купава влюблена в Мизгиря, но он, увидев Снегурочку, мгновенно влюбляется в неё, оставляя Купаву. Это вызывает сильное эмоциональное потрясение и приводит к трагическим последствиям [4, с. 24].

Любовь в «Снегурочке» часто изображается как разрушительная сила, несущая страдания и смерть. Для Купавы любовь к Мизгирю становится источником боли и отчаяния, а для Снегурочки способность любить оказывается одновременно и благословением, и проклятием. Островский показывает, насколько сложны и непредсказуемы человеческие чувства и как они могут стать источником серьезных конфликтов и трагедий.

Проблема социального неравенства в пьесе выражена в отношениях между различными социальными слоями. Хотя в «Снегурочке» не делается акцент на материальных аспектах, пьеса поднимает вопросы статуса, положения в обществе и власти.

Мизгирь, богатый купец, представляет собой человека, обладающего властью и возможностью влиять на судьбы других. Его положение позволяет ему не считаться с мнением окружающих, что особенно заметно в его отношениях с Купавой и Снегурочкой. Однако в конце пьесы его власть и богатство оказываются бессильными перед силами природы и судьбы, что подчеркивает ограниченность человеческой власти в большом мироздании [4, с. 23].Кроме того, социальное неравенство проявляется в различии подходов к жизни у представителей разных социальных слоев. Пока берендеи живут в гармонии с природой и придерживаются традиций, Мизгирь пытается подчинить силы природы своим желаниям, что в конечном итоге приводит его к гибели.

В «Снегурочке» Островский тонко и многослойно исследует социальные проблемы своего времени, скрывая их за оболочкой мифа и сказки. Конфликт поколений, сложные взаимоотношения между полами, проблемы социального неравенства — всё это делает пьесу не просто фольклорным произведением, но и глубокой социальной драмой. Через судьбы своих героев Островский показывает, как социальные и личные конфликты неизбежно приводят к трагическим последствиям, когда нарушается гармония между человеком, природой и обществом [5, т. 7, с. 592].

Пьеса А. Н. Островского «Снегурочка», несмотря на её мифологическую и сказочную оболочку, поднимает глубокие социальные проблемы, актуальные и в наше время. Конфликт поколений, сложные и разрушительные отношения между мужчинами и женщинами, а также вопросы социального неравенства — все эти темы, исследованные автором в XIX веке, продолжают волновать современное общество.

Островский, мастерски используя фольклорные мотивы, создал произведение, которое отражает не только реалии своего времени, но и затрагивает вечные человеческие ценности и противоречия. «Снегурочка» остаётся значимой и в современном контексте, так как затронутые в ней проблемы существуют и сегодня, будь то конфликт между традициями и новыми веяниями, борьба за любовь и признание или вопросы социального равенства и справедливости. Таким образом, «Снегурочку» можно воспринимать как отражение социальных проблем своего времени, которые, в своей сути, актуальны и сейчас, подчеркивая универсальность и непреходящую ценность этого произведения.

Литература:

  1. Лебедев Ю. В. Об истоках «весенней сказки» А. Н. Островского «Снегурочка» // «Снегурочка» в контексте драматургии А. Н. Островского: материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю. В. Лебедев. — Кострома, 2001. — С. 7–13.
  2. Шах-Азизова Т. К. Реальность и фантазия («Снегурочка» А. Н. Островского и её судьба в русском искусстве последней трети XIX и начале ХХ в.) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века / отв. ред. Г. Ю. Стернин. — М.: Наука, 1982. — С. 219–263.
  3. Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 16 т. -М.: ГИХЛ, 1953. — Т. 15. — 328 с.
  4. Вальц К. Ф. Первая постановка «Снегурочки» (Из воспоминаний) // Островский. 1823–1923: К 100-летию со дня рождения / под ред. А. А. Бахрушина, Н. Л. Бродского, Н. А. Попова. — М.: Изд-во ВТО, 1923. — С. 22–25.
  5. Островский А. Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. -М.: Искусство. — Т. 7. — 606 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное неравенство, конфликт поколений, пьеса, конфликт, проблема, Снегурочка, время, народная сказка, сила природы, социальная драма.


Ключевые слова

конфликт, ценности, пьеса, фольклор, сюжет, сказка, мифы, социальная драма

Похожие статьи

Рецепция пушкинских образов и образа самого писателя в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

В статье рассматриваются пушкинские образы и традиции в произведениях писателей 20 века. Было выяснено, что каким оригинальным и крупным ни было бы то или иное явление в послепушкинской поэзии или прозе, в нем всегда присутствует пушкинское начало, о...

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)

В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результат...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор предлагает обратить внимание на тот факт, что М. А. Булгакова инт...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

Сопоставительный анализ произведений «Последний день приговорённого к смерти» В. Гюго и «Посторонний» А. Камю

В данной работе представлен сопоставительный анализ с одной стороны, очень разных, а с другой — схожих произведений писателей, представителей разных эпох и литературных течений. Актуальность исследования заключается в том, что человечество всегда вол...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Образ России в произведениях Р. М. Рильке

Проблема восприятия одной национальной культурой достижений и ценностей иной культурной традиции всегда является актуальной. Как западная культура стала активным фактором отечественного литературного процесса, так и русская культура на протяжении пос...

Лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода» (на материале якутской литературы и музыкального творчества)

В рамках данного проекта будет впервые проведено лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода», которое хранит в структуре своего содержания этноспецифические особенности, вызванные социокультурными и политическими условиями их актуализации...

Ихтиологические образы в сатире XVIII века

Ихтиологические образы в литературе и искусстве можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей и пронизывают культуру с мифологических времён до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выя...

Похожие статьи

Рецепция пушкинских образов и образа самого писателя в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

В статье рассматриваются пушкинские образы и традиции в произведениях писателей 20 века. Было выяснено, что каким оригинальным и крупным ни было бы то или иное явление в послепушкинской поэзии или прозе, в нем всегда присутствует пушкинское начало, о...

Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)

В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результат...

Изображение процесса становления личности в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора» и автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

В статье рассматривается трансформация жанра автобиографической трилогии Л. Н. Толстого в романе Н. Е. Мординова «Весенняя пора». Сравнительный анализ устанавливает сходство произведений в характере сюжета, изображающего процесс становления личности ...

Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор предлагает обратить внимание на тот факт, что М. А. Булгакова инт...

Дьявольское искушение в русской литературе XIX века

Проводится анализ и сопоставление «Рассказа отца Алексея» И. С. Тургенева и главы из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Эти сюжеты интересны и могут рассматриваться как с религиозной точки зрения, так и с философской. В работе привлекаютс...

Сопоставительный анализ произведений «Последний день приговорённого к смерти» В. Гюго и «Посторонний» А. Камю

В данной работе представлен сопоставительный анализ с одной стороны, очень разных, а с другой — схожих произведений писателей, представителей разных эпох и литературных течений. Актуальность исследования заключается в том, что человечество всегда вол...

Общность мотивов в романах Ш. Бронте «Джейн Эйр» и А. Вербицкой «Ключи счастья» в интертекстуальном аспекте

В статье впервые рассматривается с позиций интертекстуальности роман А. Вербицкой «Ключи счастья» — одно из самых популярных художественных произведений в России начала XX века. В работе говорится о межтекстовых связях, объединяющих данный роман с кн...

Образ России в произведениях Р. М. Рильке

Проблема восприятия одной национальной культурой достижений и ценностей иной культурной традиции всегда является актуальной. Как западная культура стала активным фактором отечественного литературного процесса, так и русская культура на протяжении пос...

Лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода» (на материале якутской литературы и музыкального творчества)

В рамках данного проекта будет впервые проведено лингвокогнитивное исследование концепта «көҥүл/свобода», которое хранит в структуре своего содержания этноспецифические особенности, вызванные социокультурными и политическими условиями их актуализации...

Ихтиологические образы в сатире XVIII века

Ихтиологические образы в литературе и искусстве можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей и пронизывают культуру с мифологических времён до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выя...

Задать вопрос