Особой педагогической проблемой является правильная адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Одной из вариативных форм такой адаптации, является семейная группа детского сада для детей от 2 месяцев. Сам термин «семейная группа детского сада» для педагогики новый и являет собой пример терминологической неустойчивости, порой этим термином называют семейный детский сад, зачастую, если обычную группу посещает несколько детей из одной семьи, ее тоже называют семейной.
Ключевые слова: адаптация детей, дошкольная образовательная организация, семейный детский сад.
A special pedagogical problem is the correct adaptation of young children to the conditions of a preschool educational institution. One of the variable forms of such adaptation is a family kindergarten group for children from 2 months. The term «kindergarten family group» itself is new for pedagogy and is an example of terminological instability, sometimes this term is called a family kindergarten, often if several children from the same family attend an ordinary group, it is also called a family group.
Keywords: adaptation of children, preschool educational organization, family kindergarten.
Воспитателем может стать тот, кто имеет высшее или среднее профессиональное образование по направлению «образование и педагогические науки» или получивший дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности (воспитатель), а помощником воспитателя — имеющий не ниже среднего (полного) общего образования и прошедший профессиональную подготовку в области образования и педагогики.
Мы выявили и охарактеризовали следующие типичные формы обучения и воспитания дошкольников «на дому»: [4, с. 37].
- гувернеры: индивидуальная трудовая педагогическая деятельность (ИП) по проведению разовых занятий без реализации образовательной программы для детей до школы, приходящимися друг другу родственниками, требования к уровню образования гувернера, не являющегося детям родственником, регламентируется ст. 32 закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- семейная группа детского сада (СГ) : входит в структуру групп государственного (или муниципального) детского сада или дошкольного отделения школы (юридическое лицо); создается для реализации функций присмотра и ухода за детьми, их образования до школы силами многодетного воспитателя (помощника воспитателя), являющейся мамой для всех или большинства детей данной группы. Группа устраивается в квартире или доме мамы-воспитателя. Количество детей в группе определяется действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам, но не менее 3-х человек. Возраст детей регламентируется Уставом образовательной организации. Требования к образованию многодетной мамы и ее функциям регламентируются: в должности помощника воспитателя — Приказом Министерство здравоохранения и социального развития РФ; в должности воспитателя — Профессиональным стандартом. В случаях, когда многодетная мама работает в должности помощника воспитателя, образовательная деятельность в группе не осуществляется; [5, с. 32].
- семейный детский сад : индивидуальная трудовая педагогическая деятельность (ИП) по присмотру, уходу, осуществлению с детьми до школы разовых занятий различной направленности, которые осуществляет мама одного или не-скольких воспитанников этого детского сада в своей квартире (доме), требования к ее образованию соотносятся со ст.32 закона «Об образовании в Российской Федерации». Для получения дохода воспитывающая детей мама (организатор ИП), занимается также с дошкольниками из других семей, получая за это денежное вознаграждение от их родителей; [1, с. 526].
- детский сад семейного (домашнего) типа , домашний детский сад : является некоммерческой (АНО, НДОУ и др.) или коммерческой (ООО, ЗАО, ИП) организацией (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) под собственным брендом или франшизой. Количество воспитанников в группе соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам, их возраст регламентируется Уставом организации. Присмотр, уход за детьми может осуществлять нанимаемая няня, отвечающая требованиям Профессионального стандарта, или помощник воспитателя. При наличии у организации соответствующей лицензии может реализовываться услуга по дошкольному образованию детей. Занятия с детьми по различным видам деятельности может проводить нанимаемый воспитатель. Нанимаемые работники (воспитатели, помощники воспитателей, няни), как правило, не имеют родственных с детьми связей.
Анализ нормативно-правовой документации и педагогической литературы позволил выявить следующие особенности СГ, которые отличают их от других форм дошкольного образования, в том числе от «традиционных» массовых групп детских садов: [6, с. 38].
- Особый состав детей
– СГ — малокомплектная (чаще всего ее посещают 3–4 ребенка);
– возрастной состав группы — дети разного возраста, при этом многие (или все) дети приходятся друг другу братьями и сестрами; это оправдывает название «семейная группа детского сада»;
– группу может посещать приходящий в нее ребенок (дети), для которого воспитатель не является мамой, но при этом он воспитывается одновременно с детьми, имеющими близкую родственную связь друг с другом и воспитателем.
- Двуединый статус воспитателя
– воспитателем группы является многодетная мама всех или нескольких воспитанников (чаще всего 1 или 2) данной группы;
– многодетная мама может работать в СГ воспитателем или помощником воспитателя в зависимости от ее образования, но фактически выполняет при этом одинаковые трудовые функции.
Таким образом, мы установили, что семейная группа детского сада — малокомплектная разновозрастная группа детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 8 лет), в которой оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми с реализацией или без реализации образовательной программы дошкольного образования; группа организуется только, если воспитывающим взрослым в ней является многодетная мама, занимающая должность воспитателя или помощника воспитателя детского сада (дошкольного отделения школы) и осуществляющая профессиональную деятельность в отношении собственных детей дошкольного возраста, а также детей, приходящих в группу из других семей. [3, с. 495].
Таблица 1
Значимые факторы (внешние и внутренние) развития СГ
возможности (внешние факторы) угрозы (внешние факторы) |
|
– качество дошкольного образования в СГ обеспечивается за счет реализации ФГОС ДО (посредством реализации образовательной программы детского сада), важной задачей которого является развитие ПС каждого ребенка; – возможность для мам-воспитателей овладеть новой специальностью и совершенствовать свои профессиональные компетенции в развитии ПС детей. |
– одновременное выполнение мамами-воспитателями СГ нескольких социальных ролей: мамы, воспитателя; хозяйки дома, супруги, дочери (при совместном проживании с родителями), ее занятость бытовыми делами; – СГ могут находиться далеко от детского сада, подразделением которого они являются. |
сильные стороны семейных групп детских садов (внутренние факторы) |
слабые стороны семейных групп детских садов (внутренние факторы) |
– мамы-воспитатели хорошо знают индивидуальные особенности воспитанников СГ, поскольку все или некоторые из них являются ее собственными детьми, а с родителями приходящих к ней дошкольников устанавливается дружеское взаимодействие; – образование дошкольников «вплетается» в жизнедеятельность членов многодетных семей, проживающих в квартирах, где расположены СГ, поэтому возможно проблематизировать жизненные ситуации для детей, используя для создания проблемных ситуаций события повседневной деятельности членов многодетных семей, семейные традиции и предметы быта многодетных семей |
– воспитателями СГ является мама всех или некоторых воспитанников данных групп, которые, как правило, не имеют специального педагогического образования; – приобретение оборудования, предметов и материалов для развития ПС воспитанников СГ осуществляется, в основном, за счет средств многодетных семей. |
Комбинация полей «сильные стороны» и «возможности» показывает, какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей. Приведем пример: ФГОС ДО ставит задачу развивать ПС детей в детских садах, значит, и в СГ данная задача должна быть решена — это возможность. Поскольку мамы-воспитатели хорошо знают индивидуальные особенности воспитанников СГ, то можно сформулировать следующую стратегию развития: осуществление мамой-воспитателем педагогической поддержки развития ПС дошкольников с учетом особого состава детей в группе. (табл. 1).
Комбинация полей «слабые стороны» и «возможности» показывает, за счет каких возможностей внешней среды СГ смогут преодолеть имеющиеся слабости. Так, воспитатели СГ, которые не имеют педагогического образования (слабая сторона), могут реализовать возможность — овладеть новой специальностью, и все мамы-воспитатели могут систематически совершенствовать свои профессиональные компетенции в развитии ПС детей, например, в системе дополнительного профессионального образования. Выявленная комбинация образует стратегию для внутренних преобразований: подготовка мам-воспитателей к использованию педагогической поддержки для осуществления развития ПС дошкольников в СГ. [7, с. 72].
Комбинация полей «угрозы» и «сильные стороны» показывает, какие силы необходимо использовать для устранения угроз. Так, например, угроза, связанная с «одновременным выполнением мамами-воспитателями СГ нескольких социальных ролей и ее занятость» может быть устранена за счет обеспечения межпоколенного взаимодействия дошкольников и старших членов семьи. Поскольку образовательный процесс СГ «вплетается» в жизнь многодетной семьи, то познавательные затруднения, с которыми дети сталкиваются в семье, могут стать для них реальной жизненной проблемной ситуацией (сильная сторона). Именно проблемные ситуации являются средством развития ПС, поэтому объединение угроз и сильных сторон позволяется нам сформулировать такую стратегию развития: включение дошкольников в особую организацию познавательной деятельности, построенную на решении жизненных (реальных) познавательных проблемных ситуаций.
Комбинация полей «угрозы» и «слабые стороны» рассматривается как ограничение стратегического развития. Так, комбинация слабой стороны «приобретение оборудования, предметов и материалов для развития ПС воспитанников СГ осуществляется, в основном, за счет средств многодетных семей» и угрозы «СГ могут находиться далеко от детского сада, подразделением которого они являются» показывает, от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить нависшую угрозу. Стратегическим решением данной комбинации может стать создание РППС СГ за счет осуществления поиска и реализации новых возможностей предметов, уже имеющихся в квартирах многодетных семей.
Для развития ПС детей необходимо создать следующие педагогические условия в СГ: [2, с. 129].
– создание пространства реализации педагогической поддержки для развития ПС детей в предметно-пространственной среде СГ, расположенной в квартире/доме многодетной мамы-воспитателя;
– включение дошкольников в особую организацию познавательной деятельности, построенную на решении проблемных ситуаций, в ходе которой воспитатель добивается все большей автономности ребенка, применяя разные приемы педагогической поддержки;
– осуществление последовательной смены ситуаций педагогического взаимодействия на основе педагогической поддержки в процессе самостоятельной познавательной деятельности детей разного возраста;
– подготовка многодетных мам-воспитателей к использованию педагогической поддержки для развития ПС дошкольников в образовательном процессе СГ;
– основным педагогическим условием и системообразующим конструктом образовательного процесса, который задает вектор создания и изменения всех педагогических условий СГ, является педагогическая поддержка развития ПС воспитанников.
Литература:
- Андрюхина, Т. Н. Принципы организации семейного детского сада / Т. Н. Андрюхина // Научный аспект. — 2021. — Т.5. — № 2. — С. 525–528.
- Вершинина, Н. А. Педагогическая поддержка как основное условие развития познавательной самостоятельности дошкольников / Н. А. Вершинина, Ю. В. Лагутина // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2020. — № 1. — С. 125–136.
- Горина, Л. В. Педагогическая поддержка познавательной активности детей дошкольного возраста / Л. В. Горина // Педагогический журнал. — 2019. — Т.9. — № 5–1. — С. 492–499.
- Деркунская, В. А. Воспитание и развитие дошкольника как субъекта деятельности и поведения в детском саду / В. А. Деркунская // Современное дошкольное образование. — 2019. — № 1 (91). — С. 34–45.
- Зотова, И. В. Педагогическая поддержка дошкольника в процессе формирования познавательной самостоятельности в конструктивной деятельности / И. В. Зотова// Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 6 (79). — С. 31–33.
- Кондрашова, Н. В. Вариативные модели семейных детских садов / Н. В. Кондрашова // Детский сад от А до Я. — 2019. — № 1 (97). — С. 35–41.
- Орликова, Е. К. Наблюдаем, делаем, познаем: наблюдения и экспериментирование с природными объектами в детском саду / Е. К. Орликова. — Санкт-Петербург: Изд-во ЗАО «Крисмас+», 2019. — С. 67–78.