Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО
Авторы: Лысенко Мария Владимировна, Изотова Ирина Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 10.02.2016
Статья просмотрена: 2898 раз
Библиографическое описание:
Лысенко, М. В. Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО / М. В. Лысенко, И. А. Изотова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9705/ (дата обращения: 22.12.2024).
Не в количестве знаний заключается образовании, а в полном понимании всего того, что знаешь.
Г. Гегель
Наличие общих задач в Федеральных государственных образовательных стандартах разных уровней системы образования ДО и НОО позволило успешно организовать совместную работу «школа — детский сад» в ГБОУ СОШ № 392 в рамках достижения цели современного образования — полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему. Формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать результат.
С 1 сентября 2013 года мы живём в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.
Проведём сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с целью выявления общих задач и уточнения различий. [3]
П. 1.6. ФГОС ДО — Стандарт направлен на решение следующих задач:
«…3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)».
ФГОС ДО [1] Пункт 1. 5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
Обеспечение государством «равенства» возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
ФГОС НОО [2] Пункт 6. Стандарт направлен на обеспечение:
Равных возможностей получения качественного начального общего образования;
Следовательно, ФГОС дошкольного образования нужен для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку дошкольного возраста — где бы он ни проживал на территории России (в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или севере нашей страны), в какой бы семье ни воспитывался:
одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;
такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребёнку полноценное развитие в специфических видах детской деятельности (прежде всего — в игре) и достижение такого уровня развития, который позволит ребёнку быть успешным для дальнейшего обучения.
Таким образом, как говорит академик А. Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, дошкольный стандарт — это стандарт вариативности и развития. [5; 4]
Пункт 1. 5. ФГОС ДОО Стандарт направлен на достижение следующих целей:
Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения
Сохранение единства образовательного процесса РФ относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС НОО (пункт 6) направлен на обеспечение:
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
ФГОС НОО направлен на достижение следующих целей:
повышение социального статуса дошкольного образования; (пункт 1. 5)
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; (пункт 1. 6)
Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно — общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды ОУ;
Формирование критериальной оценки: личностных, метапредметных, предметных результатов освоения обучающимися ООП НОО, деятельности педагогических работников ОУ, функционирования системы образования в целом;
Таким образом, итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. [7]
Однако утверждение ФГОС дошкольного образования не предполагает подтверждения результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. То есть подтверждение выполнение требований ФГОС должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчётности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований Стандарта в виде целевых ориентиров — личностных и метапредметных. [5; 3]
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 1.1 ФГОС ДО). Все участники образовательных отношений выступают как субъекты, т. е. активные, равноправные участники.
Воспитанники = Родители (законные представители) = педагогические работники = Организации, осуществляющие педагогическую деятельность = федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления = работодатели и их объединения [4; 18]
Школа стремится развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Родители выступают партнёрами и осуществляют психолого-педагогический аспект образования. [6; 6]
Школа стремиться предоставить родителям максимум интересующей информации о школьной жизни, участником которых их ребёнок становится с первых дней учёбы. Для этого создан официальный сайт школы, где размещаются: телефоны, приёмные часы школьной администрации, расписание уроков по четвертям, расписание звонков, информация о работе групп продлённого дня, системе бесплатного питания, отчёты о проведении мероприятий и праздников, сроки каникул, национальных выходных дней [6; 28]
ФГОС ДО Пункт 1. 6. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
ФГОС НОО тоже говорит о преемственности ООП ДО, НОО.
Итак, впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего образования — наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Со вступление в силу нового Закона об образовании дошкольное образование становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации. [3]
ФГОС ДО говорит об обеспечении равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей);
ФГОС НОО — Условия для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения (одарённые дети, дети с ОВЗ)
ФГОС ДО Пункт 1. 6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
ФГОС НОО — Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
Единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов ОУ;
ФГОС ДО Проявление ребёнка как субъекта деятельности связаны:
с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств её реализации;
с процессами эмоционально –положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе.
ФГОС НОО В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ФГОС ДО и ФГОС НОО Цель современного образования: полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему. Формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать результат.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и дошкольного образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Подводя итоги, рассмотрим, как изменилась роль субъектов образования разных ступеней с введение ФГОС для воспитанников ДО и учащихся начальных классов:
|
До введения ФГОС |
После введения ФГОС |
||
Ребёнок |
|
Ребёнок выполнял роль «машинки», которую тянул за собой учитель. |
|
Ребёнок — активный участник учебного процесса. |
Учитель — воспитатель |
|
Обучение строилось по принципу «Делай как я». Учитель был единственный источник информации. Он был главным. |
|
Учитель — воспитатель наставник. Ты делай! А если не получится, спроси у меня. Работает над созданием условий для усвоения базовых знаний. |
Родители |
|
А меня в школе учили так! |
|
Пойду в школу! Спрошу, как теперь там учат! |
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», пункт 1. 5. и пункт 1.6
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», пункт 6.
- Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. Ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. А. Н. Атаровой. — СПб.: КАРО, 2014. — 112 с.. с. 18)
- Скоролупова О. А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. — 172 с.) с. 3
- Социальное партнёрство в образовании Программа профессиональной переподготовки «Управление образованием как инновационным ресурсом общества» Хоменко И. А. стр. 6
- www. fgosnoo