Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лысенко, М. В. Федеральные государственные образовательные стандарты разных уровней системы образования ДО и НОО / М. В. Лысенко, И. А. Изотова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9705/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Не в количестве знаний заключается образовании, а в полном понимании всего того, что знаешь.

Г. Гегель

 

Наличие общих задач в Федеральных государственных образовательных стандартах разных уровней системы образования ДО и НОО позволило успешно организовать совместную работу «школа — детский сад» в ГБОУ СОШ № 392 в рамках достижения цели современного образования — полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему. Формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать результат.

С 1 сентября 2013 года мы живём в условиях вступившего в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.

Проведём сравнительный анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с целью выявления общих задач и уточнения различий. [3]

П. 1.6. ФГОС ДО — Стандарт направлен на решение следующих задач:

«…3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)».

ФГОС ДО [1] Пункт 1. 5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

Обеспечение государством «равенства» возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

ФГОС НОО [2] Пункт 6. Стандарт направлен на обеспечение:

Равных возможностей получения качественного начального общего образования;

Следовательно, ФГОС дошкольного образования нужен для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку дошкольного возраста — где бы он ни проживал на территории России (в большом городе или труднодоступной деревне, на западе или востоке, на юге или севере нашей страны), в какой бы семье ни воспитывался:

          одинаково хорошие условия дошкольного образования в детском саду;

          такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребёнку полноценное развитие в специфических видах детской деятельности (прежде всего — в игре) и достижение такого уровня развития, который позволит ребёнку быть успешным для дальнейшего обучения.

Таким образом, как говорит академик А. Г. Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования, дошкольный стандарт — это стандарт вариативности и развития. [5; 4]

Пункт 1. 5. ФГОС ДОО Стандарт направлен на достижение следующих целей:

          Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам освоения

          Сохранение единства образовательного процесса РФ относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС НОО (пункт 6) направлен на обеспечение:

          Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

ФГОС НОО направлен на достижение следующих целей:

          повышение социального статуса дошкольного образования; (пункт 1. 5)

          формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; (пункт 1. 6)

          Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

          Демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно — общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды ОУ;

          Формирование критериальной оценки: личностных, метапредметных, предметных результатов освоения обучающимися ООП НОО, деятельности педагогических работников ОУ, функционирования системы образования в целом;

Таким образом, итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. [7]

Однако утверждение ФГОС дошкольного образования не предполагает подтверждения результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. То есть подтверждение выполнение требований ФГОС должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчётности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований Стандарта в виде целевых ориентиров — личностных и метапредметных. [5; 3]

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 1.1 ФГОС ДО). Все участники образовательных отношений выступают как субъекты, т. е. активные, равноправные участники.

Воспитанники = Родители (законные представители) = педагогические работники = Организации, осуществляющие педагогическую деятельность = федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления = работодатели и их объединения [4; 18]

Школа стремится развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Родители выступают партнёрами и осуществляют психолого-педагогический аспект образования. [6; 6]

Школа стремиться предоставить родителям максимум интересующей информации о школьной жизни, участником которых их ребёнок становится с первых дней учёбы. Для этого создан официальный сайт школы, где размещаются: телефоны, приёмные часы школьной администрации, расписание уроков по четвертям, расписание звонков, информация о работе групп продлённого дня, системе бесплатного питания, отчёты о проведении мероприятий и праздников, сроки каникул, национальных выходных дней [6; 28]

ФГОС ДО Пункт 1. 6. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

ФГОС НОО тоже говорит о преемственности ООП ДО, НОО.

Итак, впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании позиционирует дошкольное образование как уровень общего образования — наравне с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Со вступление в силу нового Закона об образовании дошкольное образование становится полноценным звеном системы непрерывного образования в Российской Федерации. [3]

ФГОС ДО говорит об обеспечении равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей);

ФГОС НОО — Условия для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения (одарённые дети, дети с ОВЗ)

ФГОС ДО Пункт 1. 6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

          Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

          Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

          Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

ФГОС НОО — Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов ОУ;

ФГОС ДО Проявление ребёнка как субъекта деятельности связаны:

          с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств её реализации;

          с процессами эмоционально –положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе.

ФГОС НОО В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ФГОС ДО и ФГОС НОО Цель современного образования: полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему. Формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать результат.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и дошкольного образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Подводя итоги, рассмотрим, как изменилась роль субъектов образования разных ступеней с введение ФГОС для воспитанников ДО и учащихся начальных классов:

 

До введения ФГОС

После введения ФГОС

Ребёнок

Маленький ребенок везет за собой машинку-ClipArtBank.ru-фотобанк,продажа лицензионных фотографий,изображений.Купить фотографию-М

Ребёнок выполнял роль «машинки», которую тянул за собой учитель.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9b36cdbce6c2105d0d857d73f49295e3-14-144&n=21

Ребёнок — активный участник учебного процесса.

Учитель — воспитатель

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=597f1ba215332c1091ca3a906507ba50-25-144&n=21

Обучение строилось по принципу «Делай как я». Учитель был единственный источник информации. Он был главным.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=eb8723207f6e5fea36ce2c79a8c21577-43-144&n=21

Учитель — воспитатель наставник. Ты делай! А если не получится, спроси у меня. Работает над созданием условий для усвоения базовых знаний.

Родители

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=7c15697f848788280f3e9f49225d7472-12-144&n=24

А меня в школе учили так!

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=341af7c3bb35c7c8ed58592a105a805d-123-144&n=21

Пойду в школу! Спрошу, как теперь там учат!

 

Литература:

 

  1.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», пункт 1. 5. и пункт 1.6
  2.    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», пункт 6.
  3.    Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» — нового закона об образовании.
  4.    Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. Ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. А. Н. Атаровой. — СПб.: КАРО, 2014. — 112 с.. с. 18)
  5.    Скоролупова О. А. Введение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. — 172 с.) с. 3
  6.    Социальное партнёрство в образовании Программа профессиональной переподготовки «Управление образованием как инновационным ресурсом общества» Хоменко И. А. стр. 6
  7.    www. fgosnoo
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, общее образование, Пункт, условие реализации, детский сад, полноценное развитие, полноценное формирование, Российская Федерация.

Похожие статьи

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС

Принципы и методы обучения, реализуемые по образовательным программам высшего образования

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля качества образования

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования

Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО

Похожие статьи

Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС

Принципы и методы обучения, реализуемые по образовательным программам высшего образования

Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО

Правовое регулирование осуществления федерального государственного контроля качества образования

Правовая основа документирования процедуры проведения государственной аккредитации общего образования в Российской Федерации

Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО

Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО

Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования

Профессиональное определение обучающихся с инвалидностью в образовательных организациях СПО