Факторы, влияющие на коммуникации в ИТ-проектах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (413) май 2022 г.

Дата публикации: 04.05.2022

Статья просмотрена: 327 раз

Библиографическое описание:

Тян, Ксения. Факторы, влияющие на коммуникации в ИТ-проектах / Ксения Тян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91054/ (дата обращения: 16.12.2024).



Среди факторов, влияющих на коммуникации в проектах, связанных с информационными технологиями, можно выделить довольно широкий перечень — это и компетенции членов команды проекта, их доверие друг к другу, регулярность обратной связи, стандарты коммуникации и т. д. Весь этот комплекс факторов должен быть направлен на как можно более эффективное взаимодействие каждого из участников проекта, направленное на наиболее оперативное и качественное выполнение поставленных задач. Результатом положительного влияния факторов коммуникации в ИТ-проектах становится бесперебойное функционирование результата ИТ-проекта с удобным интерфейсом для пользователей и базой корректировок для разработчиков.

Ключевые слова: коммуникации, информационные технологии, информатизация, цифровизация, ИТ-проект.

Among the factors influencing communication in information technology-related projects, a fairly wide list can be distinguished — these are the competencies of team members, their trust in each other, the regularity of feedback, communication standards, etc. All this complex of factors should be aimed at the most effective interaction of each of the project participants, aimed at the most prompt and high-quality implementation of the tasks. The result of the positive influence of communication factors in IT projects is the smooth functioning of the result of an IT project with a user-friendly interface and a database of adjustments for developers.

Keywords : communications, information technologies, informatization, digitalization, IT project.

Современные условия функционирования бизнеса требуют оптимизации и цифровизации, особенно актуальна эта задача стала после введения ограничений на экономическую деятельность в связи с пандемией и перехода большого количества сотрудников предприятий на удалённый формат работы.

Нормальное функционирование бизнеса неотъемлемо связано с постоянной коммуникацией как внутри корпорации, так и вне её, причём это не только вопрос взаимодействия поставщика продуктов или услуг и клиента. У предприятия может отсутствовать специалист в определенной сфере, и привлечение на удалённой основе — единственный эффективный вариант.

Ведь даже при наличии необходимых кадров загруженность по отдельным проектам может быть такая, что дополнительные кадровые ресурсы становятся необходимостью и возможностью развития. Особенно это касается вопросов технической поддержки по произведенному изделию, когда географическая отдалённость участников проекта нивелируется за счёт оперативного взаимодействия с этой службой [2].

Таким образом, одним из самых важных факторов успеха или провала ИТ-проекта является коммуникация. Эффективная коммуникация может оказаться непростой задачей, особенно когда в проект вовлечено много специалистов с различным опытом работы, уровнем ответственности и полномочиями. Проблема усугубляется, когда вовлеченные в проект участники принадлежат к разным организациям с разными стилями работы. Эффективная коммуникация имеет место, когда информация доставлена, при неизменном значении содержимого для принимающей стороны, как и для отправляющей, а также инициирует ожидаемое действие [4].

Для IT-проектов с высокой наукоёмкостью предпочтительнее опираться на базовое решение по работе с продуктами, ориентируясь на длительную стадию её распространения и популяризации, что вполне достижимо в рамках применения политики соблюдения последовательности смены этапов инновационных циклов:

— довольно большая составляющая маржинального дохода в масштабах произведенных продуктов [3];

— усиленные характеристики гибкости высокотехнологичных компаний и способности балансировать взаимодействие с внутренней и внешней средами;

— повышенный уровень наблюдения и оценки обстоятельств, характеризующих внешние условия, а также стабильная работа над адаптацией характеристик высокотехнологичного предприятия к ним;

— более высокий уровень капитализации, т. е. стоимости котировок ценных бумаг высокотехнологичного предприятия к прибыли на одну такую бумагу;

— сильная динамика параметров производственного развития;

— высокий уровень обновления имеющихся ресурсов производства;

— непрекращающаяся синергия научных достижений и практики модернизации производственной деятельности;

— одна из ключевых ролей принадлежит качеству применяемых ресурсов;

— значительная роль поддержки со стороны государственных структур по наиболее предпочтительным направлениям разработок инновационного характера, а также новых производственных комплексов;

— усиленный контроль за защитой имеющихся активов в виде интеллектуальной собственности;

— высокая динамика составляющих интеллектуального капитала, который включает в себя интеллектуальную собственность, капитал брендовой составляющей и капитал, выражающийся в кадровом потенциале высокотехнологичного предприятия;

Среди факторов, влияющих на коммуникации в ИТ-проектах, можно выделить следующие:

1. Компетентность участников команды проекта.

Практически каждый представитель проектной команды должен на продвинутом уровне понимать особенности конкретного ИТ-проекта, иначе взаимодействие может существенно осложняться отвлечением участников коммуникации на разъяснение отдельных положений создания проекта. В случае недостаточной информационной компетенции отдельных участников нужно либо заменить этих участников, либо отдельно продумать направления их взаимодействия, чтобы не замедлять коммуникационные процессы.

2. Обратная связь.

Одной из особенностей ИТ-проектов является возникновение множества вариантов решения той или иной проблемы в рамках создания. В принципе такая ситуация характерна для любого проекта, но цифровые особенно подвержены сложностям синхронизации процессов их реализации с технологической точки зрения, а также вовлечённости большого количества профильных специалистов по ИТ.

Грамотная обратная связь — фундамент оперативного решения вопросов в ходе реализации проекта. Специалисты по информационным технологиям являются людьми, для которых важна точность формулировок и технических заданий, что не всегда могут обеспечить прочие участники команды проекта, связанные с управлением и организацией. Готовность одной и второй стороны уточнять вопросы, выделять главное и не главное через общение, а не по своим представлениям, позволяет качественно усилить скорость и качество реализации ИТ-проектов.

3. Доверие.

Уровень доверия в команде проекта может оказать значительное влияние на результативность коммуникации. Дело в том, что отдельные участники команды ИТ-проекта априори будут довольно узкопрофильными специалистами, с которыми руководству необходимо будет выстроить такую работу, как повышение доверия между каждой из сторон. Технологические специалисты не всегда способны понять целесообразность тех или иных решений, требуемых руководителями и менеджерами проекта, и доверие между ними будет способствовать более скорому разрешению спорных ситуаций на указанном поприще.

4. Стандартизация каналов коммуникации.

Все участники проектной команды должны использовать одинаковые технологии для взаимодействия, причём необходимо выбрать как основной канал взаимодействия, так и резервные в случае непредвиденных обстоятельств, чтобы каждый участник команды проекта четко ориентировался на один и тот же интерфейс коммуникации с коллегами по конкретному ИТ-проекту.

5. Фильтрация.

Фактор связан с тем, что все люди неизбежно в сообщениях могут отражать информацию, которая не оказывает существенного влияния на результирующие показатели решения задач, при этом переработка такой информации может существенно затягивать сроки реализации проекта. Тем более взаимодействие на предмет информационных технологий и так может усложняться отсутствием компетенций инженерного характера у части участников проекта.

6. Выборочное восприятие.

В тех случаях, когда взаимодействия между участниками команды проекта требуют переработки больших массивов информации, что неизбежно приводит к необходимости выделения главных и приоритетных аспектов. В этом случае уровень выборочного восприятия каждого участника проекта оказывает повышенное влияние на результативность решения поставленных задач.

Безусловно, это не абсолютный перечень факторов, прямо или косвенно влияющих на эффективность коммуникации в ИТ-проектах, т. к. часть из них может возникать только при определенных условиях или только для отдельных видов проектов, связанных с информационными технологиями.

В целом влияние факторов на эффективность коммуникации в ИТ-проектах усиливается за счёт того, что для реализации такого рода проектов требуется высокий уровень компетенций и дисциплины взаимодействия, в противном случае создать конкурентный результат применения информационных технологий вряд ли будет возможно.

Литература:

  1. Башкирова Л. И. Процессное и проектное управление профессиональной организацией: опыт западнодвинского колледжа [Электронный ресурс] / Научные труды московского гуманитарного университета. 2021. № 5.
  2. Борисов С. А., Плеханова А. Ф. Особенности управления проектами в области информационных систем/С. А. Борисов, А. Ф. Плеханов// Экономические науки 2014.- № 9. С. 227–229.
  3. Грекул В. И., Коровкина Н. Л., Куприянов Ю. В. Методические основы управления ИТ-проектами. — Интернет-университет информационных технологий, 2014. — 392 с.
  4. Клейнер Г. Б. Системная модернизация отечественных предприятий: теоретическое обоснование, мотивы, принципы // Экономика региона. — 2017. — № 1. — c. 13–24.
  5. Юдина Т. Н. Осмысление цифровой экономики / Т. Н. Юдина // Теоретическая экономика. — 2016. — № 3. — С. 12–16.
Основные термины (генерируются автоматически): высокотехнологичное предприятие, взаимодействие, выборочное восприятие, интеллектуальная собственность, коммуникация, обратная связь, проект, проектная команда, специалист, участник команды проекта, участник проекта, эффективная коммуникация, эффективность коммуникации.


Похожие статьи

Эффективность коммуникационной деятельности ОАО «РЖД» в интернет-среде

В статье рассматриваются разнообразные элементы коммуникаций предприятия ОАО «РЖД» в интернет-среде, используемые на фоне меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность предприят...

Совершенствование использования внутренних коммуникаций (на примере ООО «Публичные коммуникации»)

В условиях ужесточенной конкурентной борьбы и радикально сменяющейся ситуации на рынке, предприятия должны фокусировать внимание не только на материальном состоянии дел, но и вырабатывать стратегию обмена информационного обеспечения внутри своей стру...

Особенности коммуникационной деятельности государственных предприятий в интернет-среде

В статье рассматриваются разнообразные элементы коммуникаций в интернет-среде, используемые на фоне меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия.

Особенности интернет-коммуникаций в сфере экологических услуг

В статье рассмотрены особенности коммуникационной деятельности в сети Интернет предприятия, действующего в сфере экологических услуг. Значительное внимание уделено процессу внедрения интернет-коммуникаций в деятельность компании, выбору целевого сегм...

Организация корпоративной системы управления проектами и эффективность ее использования

В статье рассматривается понятие корпоративной системы управления проектами, выделяются ее преимущества. Проведенный анализ позволяет утверждать, что КСУП является эффективным инструментом для современных компаний и позволяет повышать качество проект...

Исследование моделей деятельности организации в условиях внедрения информационной системы

В условиях быстрого развития рыночной экономики для принятия эффективных управленческих решений компании требуется хорошая информационная система, которая бы объективно отражала ту ситуацию, которая сложилась на данный момент существования компании в...

Отличительные особенности проектной деятельности

Для того чтобы быть конкурентоспособным в современных условиях и эффективнее использовать ограниченные ресурсы, необходимо внедрение и применение новых управленческих инструментов. Одним из таких инструментов является проектное управление. Во всем м...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Современные методы идентификации персонала при отборе в организации в условиях цифровой трансформации

Любое дело, занятие, предприятие или, иначе говоря, бизнес подразумевает постоянное совершенствование различных процессов с целью увеличения эффективности работы. Разумеется, важно и нужно учитывать все, но, при этом, команда и командоформирование яв...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Похожие статьи

Эффективность коммуникационной деятельности ОАО «РЖД» в интернет-среде

В статье рассматриваются разнообразные элементы коммуникаций предприятия ОАО «РЖД» в интернет-среде, используемые на фоне меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность предприят...

Совершенствование использования внутренних коммуникаций (на примере ООО «Публичные коммуникации»)

В условиях ужесточенной конкурентной борьбы и радикально сменяющейся ситуации на рынке, предприятия должны фокусировать внимание не только на материальном состоянии дел, но и вырабатывать стратегию обмена информационного обеспечения внутри своей стру...

Особенности коммуникационной деятельности государственных предприятий в интернет-среде

В статье рассматриваются разнообразные элементы коммуникаций в интернет-среде, используемые на фоне меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия.

Особенности интернет-коммуникаций в сфере экологических услуг

В статье рассмотрены особенности коммуникационной деятельности в сети Интернет предприятия, действующего в сфере экологических услуг. Значительное внимание уделено процессу внедрения интернет-коммуникаций в деятельность компании, выбору целевого сегм...

Организация корпоративной системы управления проектами и эффективность ее использования

В статье рассматривается понятие корпоративной системы управления проектами, выделяются ее преимущества. Проведенный анализ позволяет утверждать, что КСУП является эффективным инструментом для современных компаний и позволяет повышать качество проект...

Исследование моделей деятельности организации в условиях внедрения информационной системы

В условиях быстрого развития рыночной экономики для принятия эффективных управленческих решений компании требуется хорошая информационная система, которая бы объективно отражала ту ситуацию, которая сложилась на данный момент существования компании в...

Отличительные особенности проектной деятельности

Для того чтобы быть конкурентоспособным в современных условиях и эффективнее использовать ограниченные ресурсы, необходимо внедрение и применение новых управленческих инструментов. Одним из таких инструментов является проектное управление. Во всем м...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Современные методы идентификации персонала при отборе в организации в условиях цифровой трансформации

Любое дело, занятие, предприятие или, иначе говоря, бизнес подразумевает постоянное совершенствование различных процессов с целью увеличения эффективности работы. Разумеется, важно и нужно учитывать все, но, при этом, команда и командоформирование яв...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Задать вопрос