Информационные технологии в настоящее время используются для автоматизации информационно-технологических бизнес-проектов, ускорения обмена информацией, использования различных веб сервисов и программ в бизнесе, при этом информационные технологии применяются в различных сферах, таких как энергетика, медицина, нефтегазовые технологии, образование, торговля, финансовый сектор, страхование. Повседневную жизнь невозможно представить без интернета, смартфона, различных сайтов и приложений. С каждым годом ИТ-технологии открывают широкие горизонты как для бизнеса, так и для обычных людей.
Отрасль ИТ является одной из наиболее быстрорастущих и развивающихся отраслей как в России, так и за рубежом. Средний темп роста российского рынка за последние несколько лет превосходит общемировой, при этом отрасль ИТ в России имеет тенденцию к быстрому росту в ближайшие 710 лет. Развитие ИТ-отрасли связано со следующими факторами [1]:
– автоматизация бизнес-процессов и повышение производительности труда в различных отраслях путем использования различных программных продуктов, веб сервисов и приложений;
– популярность и рост ИТ-образования в России, появление новых факультетов, связанных с ИТ деятельностью в любых сферах, различного рода курсы, а также бум онлайн курсов и программ;
– рост востребованных специалистов в ИТ-отрасли, многие компании не могут найти опытных специалистов, поэтому часто предлагают различные курсы, стажировки для студентов.
ИТ-отрасль представлена наличием и развитием следующих направлений:
– разработка ПО и веб сервисов;
– ИТ-услуги;
– ИТ-консалтинг;
– разработка аппаратно-программных комплексов.
Российский ИТ-рынок в 2020 году вырос на 14 %, до 1,833 трлн рублей, рост российского ИТ-рынка оказался даже выше, чем в 2019 году: тогда он составил 8,8 % [2].
В последнее десятилетие до начала пандемии сектор ИКТ демонстрировал стабильный рост (за исключением кризисного 2016 г.), опережающий динамику ВВП на 2–4 процентных пункта.
По оценкам агентства Gartner, мировой рынок ИКТ по итогам 2020 г. должен был упасть на 8 % и вернуться на уровень 2015–2016 гг. [3]. Применительно к России пессимистические прогнозы не оправдались. Более высокого значения удалось достичь лишь финансовому сектору, производителям лекарственных средств, мебели, химических продуктов. Положительную динамику сектора обеспечили отрасль ИТ — рост на 12,7 % (в постоянных ценах), производители ИКТ-оборудования (+4,1 %) и оптовая торговля ИКТ-товарами (+30,9 %). ВДС сферы телекоммуникаций сократилась в постоянных ценах на 1,6 %.
По оценкам экспертов ВШЭ развитие и перспектива ИТ-отрасли зависит от пакета мер секторов экономики со стороны государства. При этом экспертам удалось выявить возможности и угрозы для дальнейшего развития ИТ-отрасли на ближайшие 5–7 лет. Информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Возможности и угрозы развития ИТ-отрасли в ближайшие годы
Возможности |
Угрозы |
Распространение отечественного ПО |
Углубление цифрового неравенства компаний |
Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса |
Рост безработицы как следствие процесса автоматизации |
Расширение международного сотрудничества на ИТ-рынке |
Повышение концентрации ИТ-рынка |
Проникновение технологий во все сферы жизни |
Рост уязвимости в сфере кибербезопасности |
Как видим из таблицы существует ряд факторов, которые окажут дальнейшей рост и развитие отрасли, но есть факторы, которые могут и затормозить данное развитие [4]. Для уменьшения угрожающих факторов необходимо: осуществлять поддержку малого и среднего бизнеса; помогать различным стартапам; проводить исследования и разработки в сфере информационной безопасности; проводить переобучение и переквалификацию сотрудников на различных предприятиях.
ИТ-отрасль характеризуется различными направлениями, при этом в данных направлениях постоянно появляются, разрабатываются и совершенствуются различные проекты, программы, направления по развитию.
Управлять ИТ-проектами достаточно сложно в связи с тем, что они постоянно изменяются, требуют быстрой реакции со стороны заказчика, а также сплоченности действий команды [5].
В управлении информационно-технологическими бизнес-проектами в ИТ-сфере важное значение имеет используемая компанией методология. Аналитическая компания Ambysoft в течение 10 лет проводила исследования успешности ИТ-проектов в крупных компаниях [6].
В таблице 2 представлены данные по ИТ-проектам, реализованным по разным методологиям.
Таблица 2
Рейтинг успешности ИТ-проектов за 2020 год
№ п-п |
Методология |
Процент успешных проектов |
Процент проектов, по которым достигнута часть задач |
Процент неудачных проектов |
1 |
PMBOOK |
30 % |
35 % |
35 % |
2 |
Waterfall |
50 % |
35 % |
15 % |
3 |
Agile |
65 % |
25 % |
10 % |
Как видим из таблицы, наибольший процент показывают информационно-технологические бизнес-проекты, которые были реализованы с помощью Agile методологии, при этом они же имеют наименьший процент провала по проектам; процент успешных проектов, реализованных по методологии PMBOOK составил 30 %, при этом процент неудачных проектов составил 35 %. В случае использования методологии Waterfall при реализации
информационно-технологических бизнес-проектов, процент успешных проектов составил 50 %, при этом провальных проектов оказалось 15 %. Таким образом, выбранный тип методологии оказывает влияние на успех проектов в будущем, при этом лучше использовать гибкие методологии.
Отдельные крупные ИТ-компании, которые занимаются разработкой ПО разрабатывают свои методологии по проектному управлению. К примеру, корпорация Microsoft разработала методологию Microsoft Solution Framework (MSF). Таким образом, методология MSF приближена к гибким, может быть использована для малых, средних и крупных компаний, является демократичной, предполагает обмен информацией и накопление опыта, предполагает стремление участников команды к знаниям, обмену опытом и повышения квалификации.
В целом управление проектами в ИТ-сфере имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать в момент зарождения идеи или выработки концепции. Открытость информации позволяет многим компаниям использовать международный опыт других крупных ИТ-компаний и адаптировать их под свою деятельность. При этом большинство российских ИТ-компаний не берут во внимание такие факторы, как планирование, оценка рисков, обмен информацией между стейкхолдерами проекта, квалификацию команды. Дальнейшее развитие отрасли, рост конкурентов в ИТ-сфере будут способствовать улучшению продуктов на этом рынке, при этом будет совершенствоваться гибкие методологию на основе полученного опыта в других компаниях. Кроме методологии, на успех ИТ-проектов оказывают влияние все составляющие информационно-технологического бизнес-проекта. Журнал «БИТ» проводил опрос среди руководителей крупных ИТ-компании в России. Руководителям проектов был задан ряд вопросов, который связан с используемой в компании методологией, с информационными ресурсами, процессом коммуникаций, с мотивацией и обучением проектным команд.
Таким образом, для реализации информационно-технологических бизнес-проектов в ИТ-компаниях необходимо использовать различные методологии и лучшие практики, модернизировать и совершенствовать систему по управлению информационно-технологическими бизнес-проектами.
Таким образом, при реализации информационно-технологических бизнес-проектов необходимо учитывать специфику отрасли, иметь в компании действующую и работающую систему по управлению информационно технологическими бизнес-проектами с наличием всех элементов, учитывать проблемы, которые могут возникнуть и вовремя их устранять.
Исходя из вышесказанного, все элементы системы должны присутствовать и, кроме того, должно происходить постоянное развитие данных элементов системы. При реализации информационно-технологических бизнес-проектов в различных отраслях могут присутствовать лишь некоторые элементы проектной системы, в частности это может быть методология, информационная система управления информационно-технологическими бизнес-проектами, либо методология и система мотивации персонала. Данный факт зависит от отрасли компании, специфики деятельности, размера и масштаба деятельности. На сегодняшний день особое развитие получили проекты в различных отраслях промышленности, таких как электроэнергетика, нефтехимия, нефтепереработка, строительство дорожной сети. Кроме того, особое значение придается проектам в социальной сфере, таким как здравоохранение, культура, туризм.
Таким образом, если разграничивать систему управления информационно-технологическими бизнес-проектами по отраслям, то в каждой из них присутствуют все элементы проектной системы по управлению информационно-технологическими бизнес-проектами, но есть определенные различия как плюсы, так и минусы. При этом система постоянно должна совершенствоваться и развиваться вместе с компанией и наличием разнообразных проектов в различных сферах. При написании второй главы исследования были сделаны следующие выводы:
– проведенный анализ системы по управлению информационно технологическими бизнес-проектами показал, что в компании присутствуют все элементы системы, при этом компания при реализации информационно технологических бизнес-проектов сталкивается с такими проблемами как создание единого информационного поля для обмена информацией, недооценка рисков и планирования, квалификация кадрового состава, завышение стоимости проекта;
– ИТ-отрасль в России представлена различными направлениями, ИТ-сфера постоянно совершенствуется и развивается, при этом на развитие отрасли оказывает влияние и государственной составляющей в виде различных мер поддержки;
– для реализации информационно-технологических бизнес-проектов в ИТ-компаниях необходимо использовать различные методологии и лучшие практики, модернизировать и совершенствовать систему по управлению информационно-технологическими бизнес-проектами.
Литература:
- Официальный сайт журнала Система по управлению бизнес-процессами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journal.itmane.ru, свободный
- Официальный сайт Tadviser — портал выбора технологий и поставщиков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru, свободный
- Официальный сайт Издания о высоких технологиях-Cnews [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.cnews.ru, свободный
- Шайдурова А. Гибкие методологии в управлении ИТ-проектами [Электронный ресурс] // Научный электронный архив. — Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/11792, свободный
- Официальный сайт Издательства Открытые системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.osp.ru, свободный
- Stellman A., Greene J Learning Agile Understanding Scrum, XP, Lean, and Kanban [Text]. — O, Reilly.: Sebastopol, California, 2015. — 446 p.