Формирование информационной культуры — один из факторов подготовки инженеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Лим, Д. В. Формирование информационной культуры — один из факторов подготовки инженеров / Д. В. Лим, М. П. Бирюков, Р. Д. Сулейменова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 369-371. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90829/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной работе исследуются принципы подготовки инженеров технических вузов и влияние информационной культуры на подготовку к будущей профессии. Какие основные навыки должен иметь будущий специалист инженерного направления, и как он должен ими правильно пользоваться не только в своей профессии, но и в обычной жизни.

Ключевые слова : информационная культура, подготовка инженеров, принципы подготовки инженеров.

This paper examines the principles of training engineers of technical universities and how information culture affects the preparation for a future profession. What are the basic skills a future engineering specialist should have, and how he should use them correctly not only in his profession but also in everyday life.

Keywords: information culture, training of engineers, principles of training of engineers.

По нашему мнению, каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных в университете знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в море информации. Поэтому во время обучения нужно не только давать необходимый объем знаний, но и сподвигать к улучшению творческой активности студентов, их стремлению к самообучению и переосмыслению полученных знаний в течении всей жизни. Мы считаем, это невозможно без усвоения навыков ориентации в той информационной среде, которая выходит далеко за пределы узкопрофильных интересов и определяет неординарность деятельности, готовность к принятию самостоятельных и обоснованных решений по широкому кругу вопросов, т. е. без формирования и развития информационной культуры.

Понятие « информационная культура» можно трактовать по-разному. В нашем понимании, информационная культура — одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является одним из факторов успешной профессиональной подготовки инженеров, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационную культуру нужно понимать как важнейший аспект культурной деятельности человека.

Принципы подготовки инженеров

1) Подготовка и образование современного инженера, несомненно, должны учитывать контекст новой промышленной революции и современные практические задачи, которые стоят в различных областях деятельности.

Таблица 1

Этапы промышленной революции

годы

этапы

1550–1700

конструирование

1700–1850

проектирование

1850–2000

исследование

2000-по н/в

программирование

2) Мы считаем, что во время учебного процесса нужно имитировать расширенную систему разделения труда. Под расширенной следует понимать то, что она включает в себя не только инженерные позиции, но и позиции технологических предпринимателей, менеджеров, исследователей и т.д.

3) Не абстрактные схемы коллектива приходится учитывать при программировании, а конкретный коммуникативный профиль участников, и способ организации практического действия. Это сквозные компетенции, они должны быть у всех. При этом у некоторых будут уникальные личные способности.

4) Для этого, чтобы было возможно реализовать первые три принципа, абитуриенты должны прийти в вуз грамотными. В нашем понимании, грамотность — это, прежде всего, освоение языков и компьютерной грамотности.

5) Содержанием подготовки современного инженера должно быть освоение основных технологий инженерного мышления:

— конструирования;

— проектирования;

— исследования;

— «программирования».

Каждая следующая технология мышления «охватывает» предыдущие — они не исключают друг друга

6) Содержанием образования является освоение картины мира. Сегодня, с нашей точки зрения, такой минимальной картиной мира является «деятельностно-природная», а не чисто природная «научная» картина мира.

7) Необходима смена организационных форм. Проектные методы обучения, тренажеры, игровые формы организации должны занимать в структуре учебой программы не 5–10 %, как сегодня, а 60–70 %. Это полностью поменяет всю архитектуру учебного процесса

Таким образом, по нашему мнению, сформированная информационная культура помогает в подготовке инженеров не только в процессе обучения, но и в течении всей жизни человека.

Будущий специалист с сформированной информационной культурой характеризуется как личность, обладающий комплексом знаний и умений:

Во-первых, это владеть разными терминами, такие как информационный ресурсам, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение, информационная безопасность и др.;

Во-вторых, уметь грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;

В-третьих, иметь способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных поисковых систем;

В-четвертых, уметь рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;

В-пятых, знать нормы и правила «информационной этики» и уметь вести информационно-коммуникационный диалог.

Так же для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:

  1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.
  2. Внедрение новых информационных технологий в среднее профессиональное образование.
  3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.
  4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.
  5. Наличие современной материально-технической (компьютерной) базы и программного обеспечения.

Поскольку информационный компонент является основным в любом виде человеческой деятельности, и основу ее методологии составляет оперирование информацией, то необходимо научить студентов четко представлять свои профессиональные возможности и ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки решений различных задач.

Таким образом, следование этой методике предполагает приобретение современным специалистом своего рода мета-квалификации, то есть способности компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения, самостоятельно совершенствовать свою квалификацию, в чем и помогает информационная культура.

Литература:

  1. А. Н. Дулатова Информационная культура личности: учебное пособие; -М.: Либериябибинформ,2007. -171 с.
  2. Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебное пособие, Часть I.-Кемерово: Кемеровская государственная академия, 2004. -143с.
  3. Сулейменова Р. Д. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры / Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Махачкала, 2021. С.113–116.
  4. Сулейменова Р. Д. Применение информационных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками, 2021. С. 130–131.
  5. Павлидис В. Д., Сулейменова Р. Д., Чкалова М. В., Федоров Ю. И. Некоторые критерии и уровневые показатели формирования информационной культуры будущих инженеров, 2021. № 5–2. С. 36–41.
  6. Унайсарова Р. Д. Формирование информационной культуры будущих инженеров в процессе профессиональной подготовки в вузе, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, принцип подготовки инженеров, будущий специалист, информационная среда, информационное мировоззрение, подготовка инженеров, промышленная революция, современный инженер, сформированная информационная культура, учебный процесс.


Ключевые слова

информационная культура, подготовка инженеров, принципы подготовки инженеров

Похожие статьи

Роль информационно-коммуникационных и компьютерных...

Абдукадыров, А. А. Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего

Обеспечение их возможно на основе реализации соответствующих им принципов

информационно-технологическая компетентность, будущий специалист...

Современные информационно-коммуникационные технологии...

В работе содержится анализ применения современных информационных технологий при обучении студентов инженерного профиля.

Библиографическое описание: Елисеева, М. А. Современные информационно-коммуникационные технологии в инженерном образовании...

Особенности подготовки специалистов в области...

Подготовка специалистов в области информационных технологий должна обеспечивать

Процесс обучения студентов информационным технологиям обладает следующей

Подготовка специалистов должна осуществляется с применением самых современных...

Роль образования в формировании информационной культуры...

Вот почему информационная подготовка личности традиционно является прерогативой образовательных учреждений.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство.

Информационные системы при подготовке специалистов по...

В статье рассматривается роль информационных систем при подготовке специалистов в высших учебных заведениях России по направлению «Техносферная безопасность», приведены некоторые компьютерные и информационные технологии для решения повышения...

Информационная культура и информационная компетентность...

В социокультурном смысле информационная культура выступает как составной и системообразующий компонент общей современной культуры человечества в виде системы принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное национальных культур...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

информационная культура, знание, информационная культура личности, школьная библиотека, информационная подготовка учащихся, информационное образование, учреждение, формирование...

Современные информационные технологии в процессе...

Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов / Урал Махмудов, М. К. Узаков.

В этой связи важное значение имеет внедрение современных информационных технологий в процесс подготовки и переподготовки кадров...

Информационная готовность будущих специалистов как...

Информационный - способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования...

Похожие статьи

Роль информационно-коммуникационных и компьютерных...

Абдукадыров, А. А. Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего

Обеспечение их возможно на основе реализации соответствующих им принципов

информационно-технологическая компетентность, будущий специалист...

Современные информационно-коммуникационные технологии...

В работе содержится анализ применения современных информационных технологий при обучении студентов инженерного профиля.

Библиографическое описание: Елисеева, М. А. Современные информационно-коммуникационные технологии в инженерном образовании...

Особенности подготовки специалистов в области...

Подготовка специалистов в области информационных технологий должна обеспечивать

Процесс обучения студентов информационным технологиям обладает следующей

Подготовка специалистов должна осуществляется с применением самых современных...

Роль образования в формировании информационной культуры...

Вот почему информационная подготовка личности традиционно является прерогативой образовательных учреждений.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство.

Информационные системы при подготовке специалистов по...

В статье рассматривается роль информационных систем при подготовке специалистов в высших учебных заведениях России по направлению «Техносферная безопасность», приведены некоторые компьютерные и информационные технологии для решения повышения...

Информационная культура и информационная компетентность...

В социокультурном смысле информационная культура выступает как составной и системообразующий компонент общей современной культуры человечества в виде системы принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное национальных культур...

Информационная подготовка подрастающего поколения...

информационная культура, знание, информационная культура личности, школьная библиотека, информационная подготовка учащихся, информационное образование, учреждение, формирование...

Современные информационные технологии в процессе...

Современные информационные технологии в процессе подготовки и переподготовки специалистов / Урал Махмудов, М. К. Узаков.

В этой связи важное значение имеет внедрение современных информационных технологий в процесс подготовки и переподготовки кадров...

Информационная готовность будущих специалистов как...

Информационный - способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования...

Задать вопрос