Некоторые правовые особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Русакова, П. А. Некоторые правовые особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами / П. А. Русакова, М. В. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 240-244. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90805/ (дата обращения: 16.12.2024).



Процедура банкротства кредитных организаций имеет свою специфику. Прежде всего речь идёт о правовом регулировании. Порядок и основные положения признания кредитной организации банкротом законодательно регламентированы в параграфе 4.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) [1], который располагается в главе 9 с названием «Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц». Отношения, связанные с процедурой банкротства кредитных организаций, но не урегулированные нормами вышеуказанного параграфа, регулируются отдельными главами Закона о банкротстве (главой 1, 3, 3.1, 7 и 11), а в определённых случаях и нормативными правовыми актами Банка России.

Более того, в отношении кредитных организаций законодатель закрепил строгие правила признания их банкротом в сравнении с иными особыми категориями должников, также перечисленными в разделе 9: срок неплатежеспособности составляет 14 дней [13]; основания для возбуждения производства по делу о банкротстве, их специфичный перечень [14], находятся в неразрывной связи с процедурой отзыва лицензии у данной кредитной организации на осуществление банковских операций; Банк России принимает активное участие в процессе банкротства.

Интересен и перечень мер по предупреждению банкротства кредитной организации, которые имеют досудебный характер: финансовое оздоровление; назначение временной администрации по управлению; реорганизация; меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, которые осуществляются с участием Банка России или Агентства по страхованию вкладов (далее — Агентство).

Так, например, при громком банкротстве банка «Югра», которое произошло в 2017–2018 годы, финансовое учреждение перестало справляться со своими обязательствами перед клиентами. Вкладчики обращались за депозитами, но получали отказ по различным причинам. На этом фоне была запланирована проверка деятельности работы организации, которая выяснила большое число нарушений. «Сбой в работе» стал только катализатором, а истинных причин банкротства банка «Югра» много — начиная с незначительных нарушений и заканчивая неправильным менеджментом, приведшим организацию к долгам.

Позднее, 28 июля, банк «Югра» был лишен лицензии на ведение деятельности. Регулятор в лице Агентства отметил, что организация полностью потеряла капитал, что делает невозможным дальнейшую работу. Кроме того, в процессе проверки отчетов обнаружены грубые попытки скрыть реальное положение структуры.

По заявлению Банка России финансовое учреждение практически не кредитовало физических лиц. Ситуация сложилась настолько сложная, что восстановление работы организации было признано нецелесообразным. На 22 июля 2017 года отрицательный капитал банка «Югра» достиг отметки в 7 млрд. рублей. Интересно, что в руководстве финансового учреждения не согласны с оценкой и рассматривают подобное действие регулятора, как попытку давления на вкладчиков.

Суд о банкротстве банка был назначен на 27 октября 2017 года. Основанием явилось обращение регулятора 7 августа о признании несостоятельности финансового учреждения. В результате на Агентство легла нагрузка по выплате более 170 млрд. рублей вкладчикам.

Основной составляющей процесса банкротства кредитных организаций, которая отражает специфику всей процедуры, является конкурсное производство.

Закон о банкротстве отдельного легального определения конкурсного производства применительно к кредитным организациям не содержит. В этом случае применяться будет общее определение, которое закреплено в статье 2 Закона о банкротстве. Так, конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство, как и любая другая составляющая процедура банкротства, характеризуется системностью [12]. Иными словами, усматривается ряд этапов конкурсного производства, каждый из которых подчинён определённой последовательности и существует во взаимосвязи с другими. На каждом из этапов конкурсного производства субъекты банкротства кредитной организации выполняют перечень определённых законодателем действий, которые будут рассмотрены далее.

Конкурсное производство является судебной процедурой, то есть немаловажную роль играет такой субъект процедуры банкротства как арбитражный суд [15]. Принятие арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства, то есть, иными словами, на данном этапе признаётся окончательная невозможность восстановления платежеспособности. Вводится данная процедура сроком на год с возможностью продления, но не более чем на 6 месяцев с учётом особой процедуры продления.

Так решением Арбитражного суда г. Москвы от 2 октября 2018 года [9] по итогам судебного разбирательства ПАО «Банк «ЮГРА»» был признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него было открыто конкурсное производство сроком на один год.

Помимо арбитражного суда, активную позицию в конкурсном производстве занимает арбитражный (конкурсный) управляющий. Специфика усматривается не только в правах и обязанностях, которыми он наделён в рамках процедуры банкротства рассматриваемый организаций, но и в его порядке подготовки [6], [7] и назначения, который зависит от наличия у кредитной организации лицензии. Конкурсным управляющим будет утверждено Агентство по страхованию вкладов для кредитной организации, которая имела лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, и для отсутствующих должников. При отсутствии лицензии кандидатуру конкурсного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой он должен быть утвержден, представляет Банк России.

Конкурсный управляющий объявляет об открытии конкурсного производства в отношении кредитной организации посредством публикации в официальных изданиях «Коммерсант» и «Вестник Банка России» объявления о решении суда о признании кредитной организации банкротом. Именно с этого момента кредиторы вправе предъявить требования, поэтому данное действие является значимым. Более того, срок предъявления кредиторами требований не может устанавливаться менее 60 дней. Вместе с этим конкурсный управляющий включает в Единый федеральный реестр сведения о банкротстве.

Рассматривая банкротство банка «Югра», стоит отметить, что в ранее упомянутом решении Арбитражного суда г. Москвы функции конкурсного управляющего ПАО «Банк «ЮГРА»» были возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». В это же время суд обязал прекратить полномочия временной администрации и иных органов управления ПАО «Банк «ЮГРА»» и обязать руководителя временной администрации ПАО «Банк «ЮГРА»» в течение трех дней передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати и штампы, материальные и иные ценности должника. Более того, данное решение содержит в себе указание конкурсному управляющему выполнить требования статей 28, 128, 189.74 Закона о банкротстве (рассмотренные ранее) доказательства публикации представить в суд.

При процедуре конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами, использованию подлежит только один корреспондентский счёт для денежных средств в валюте Российской Федерации и здесь прослеживается определённая специфика. Подобный счёт является основным и открывается соответственно в Банке России. В отношении иностранной валюты допустимо использование иных счетов, открываемых в других кредитных организациях в установленном нормативными правовыми актами Банка России порядке. Их число зависит от количества видов иностранной валюты, которыми оперирует данная организация. Если же полномочия конкурсного управляющего исполняет Агентство, то счета кредитной организации в ходе конкурсного производства открываются в Агентстве.

Иные открытые счета подлежат закрытию по мере их обнаружения, а остатки денежных средств перечисляются на основной счёт кредитной организации или на счета, предназначающиеся для отдельного вида иностранной валюты, указанные ранее. Исключением будут являться счета, открытые в связи с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, и залоговых счетов.

Конкурсный управляющий, помимо взаимодействия со счетами кредитной организации, в ходе конкурсного производства проводит инвентаризацию [4], [8] и оценку имущества с привлечением оценщика [5] с целью его выявления и последующей продажи на открытых торгах. Порядок проведения данных торгов установлен Законом о банкротстве за некоторыми изъятиями [1]. Однако также стоит отметить, что права требования по договорам займа, кредита и факторинга, имущество, переданное кредитной организацией по договорам лизинга с одновременной уступкой прав требований по таким договорам, могут быть представлены единым лотом.

При проведении повторных торгов конкурсный управляющий вправе приобрести по сделке, заключаемой в письменной форме, не проданное имущество кредитной организации по начальной цене, которая установлена для повторных торгов в целях сокращения сроков расчётов с кредиторами.

По результатам проведения торгов формируется конкурсная масса кредитной организации. В конкурсную массу кредитной организации не включается: имущество, составляющее ипотечное покрытие, ценные бумаги и иное имущество клиентов кредитной организации, принятые кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании, а также иное имущество, исключаемое из конкурсной массы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество, являющееся предметом залога, учитывается отдельно и подлежит обязательной оценке.

Интересным моментом в рассматриваемом примере из судебной практики банкротства банка «Югра» является то, что в конкурсную массу поступила рекордная сумма 1,4 млрд руб. Её внесли компании, связанные с бывшим собственником «Югры» Алексеем Хотиным, в счет погашения просроченных кредитов нескольких должников банка. Однако потратить деньги на выплаты вкладчикам Агентство по страхованию вкладов едва ли могло: компании, чьи кредиты были погашены, сами находились в состоянии банкротства, и банк лишь один из кредиторов. Юристы указывают, что использование этих средств Агентством в дальнейшем может быть оспорено.

Центральным этапом процедуры конкурсного производства является исполнение обязательств перед кредиторами в порядке очерёдности, которая установлена законодательно [1]. В Законе о банкротстве регламентированы внеочередные требования кредиторов и требования первой очереди, которые подлежат удовлетворению со стороны кредитной организации, признанной банкротом. Данный перечень очерёдности удовлетворения требований кредиторов является уникальным в силу специфики субъекта-банкрота, а именно ряд требований связаны с Банком России и Агентством по страхованию вкладов. В порядке третьей очереди, согласно Закону о банкротстве, производятся расчёты с другими кредиторами, в том числе удовлетворяются требования по залоговым обязательствам, которые имеют свои особенности. Данные расчёты производятся за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

В дальнейшем конкурсным управляющим при согласовании с Банком России составляется ликвидационный баланс, а в арбитражный суд направляется отчёт о результатах проведения конкурсного производства. Суд по итогам его рассмотрения выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов учредителями (участниками) кредитной организации или третьими лицами — определение о прекращении производства по делу.

Так отмеченным ранее решением Арбитражного суда г. Москвы конкурсный управляющий банка «Югра» был обязан в срок до 24 августа 2019 года представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства с приложением в полном объеме документов, подтверждающих изложенные в отчетах сведения.

Данное судебное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации кредитной организации, чем и завершается трудоёмкая, объемная сложная и продолжительная процедура банкротства кредитных организаций.

Законом о банкротстве предусмотрены также особенности банкротства и конкурсного производства кредитной организации, в отношении которой осуществлялась принудительная ликвидация, а также особенности банкротства отсутствующей кредитной организации. В целом, положения, касающиеся данных субъектов процедуры банкротства, практически идентичны вышеописанному порядку за рядом единичных изъятий.

Конкурсное производство в отношении кредитных организаций, признанных банкротом, имеет свои характерные черты и особенности, как и банкротство кредитных организаций в целом. Подобное несомненно обусловлено особым положением и особой значимостью кредитных организаций. И здесь речь идёт в первую очередь о защите интересов контрагентов, кредиторов, и их денежных средств.

Судебная практика по банкротству банка «Югра» является одним из примеров хода стадии конкурсного производства, да и банкротства кредитной организации в целом, однако весьма нетрадиционным и одним из самых дискуссионных за последние годы.

Во-первых, стоит отметить, что достаточное число вопросов возникает по отношению к совершённым действиям Банка России при банкротстве рассматриваемого банка.

Например, сразу же после отзыва лицензии у кредитной организации представители Центрального Банка заявили, что банк «Югра» манипулировал деньгами населения и злоупотреблял кредитованием компаний, аффилированных с собственниками кредитной организации. Однако, после введения временной администрации эти заявления не нашли подтверждения.

Руководство банка «Югра» также утверждало, что банк не нарушал никаких нормативов, никаких показателей и ликвидности у банка было достаточно, то есть оснований для отзыва лицензии не было.

В ходе же судебного процесса выяснилась ещё одна особенность по данному делу — 7 июля 2017 года, за три дня до ввода временной администрации, что является одной из мер по предупреждению банкротства, комитет банковского надзора Банка России постановил не отзывать лицензию у «Югры», но 28 июля, вопреки приказу, лицензия была отозвана без проведения надлежащей правовой процедуры по отмене приказа комитета банковского надзора. Стоит сказать, что подобных случаев в истории российской юридической практики не было.

Во-вторых, данный банк является одним из немногих, кто пытался оспорить действия мегарегулятора в лице Банка России. Сразу же после отзыва лицензии руководство кредитной организации подало иск в Арбитражный суд г. Москвы с требованием признать решение Банка России об отзыве лицензии незаконным. Однако, суд не согласился с доводами банка и сохранил решение в силе. После этого последовали обращения с апелляционной жалобой в Девятый апелляционный суд и с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, которые не изменили положения банка «Югра». Окончательную же точку поставил Верховный суд.

Таким образом, правовые особенностиконкурсного производства и в целом банкротства кредитных организаций урегулированы действующим законодательством, по нашему мнению, достаточно полно. Однако примеры судебной практики показывают, что проблемные аспекты всё же есть.

Дело о банкротстве банка «Югра» в силу самобытности судебного разбирательства продолжается и в настоящее время, а значит мы можем говорить и о проблемах продолжительного конкурсного производства. Более того, в рассмотренном примере некоторые решения и действия Банка России порождают ряд вопросов и дискуссий среди общественности, аналитиков и правоведов. То есть необходимо обратить внимание на внушительное влияние Банка России на санкционирование дела о банкротстве и его ход.

Обозначенные выше моменты носят характер более исключительного и практического толка, и в связи с этим мы надеемся, что реализация и применение действующего законодательства о банкротстве кредитных организаций станут ещё более совершенными.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78597/#dst100004, (дата обращения: 15.02.2022).
  3. Указание Банка России от 22.04.2009 № 2218-У (ред. от 10.10.2017) «О порядке опубликования в «Вестнике Банка России» объявления о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (о ликвидации кредитной организации)» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87050/, (дата обращения: 15.02.2022).
  4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.
  5. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
  6. Положение Банка России от 22.02.2017 № 578-П «О порядке рассмотрения заявлений об аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, аккредитации, аннулирования аккредитации,... // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217167/, (дата обращения: 15.02.2022).
  7. Указание Банка России от 13.03.2017 № 4313-У «Об утверждении программы обучения арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2017 № 46836) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217518/, (дата обращения: 15.02.2022).
  8. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/, (дата обращения: 15.02.2022).
  9. Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2018 г. по делу № А40–145500/2017 // Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Kad/PdfDocument/9ce99297–46ce-472f-9860-f4b9f12194a7/32436ddc-7c4f-405b-94c1–2757ff4ed0d6/A40–145500–2017_20181002_Reshenija_i_postanovlenija.pdf, (дата обращения: 15.02.2022).
  10. Тарасенко О. А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69). С. 84–95.
  11. Тимофеев С. В. Правовые особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2013. № 3 (104). С. 98–107.
  12. Телюкина М. В. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Комментарий для специалистов // Отв. ред. А. Ю. Кабалкин. М., 1998. С. 162.
  13. Шишмарева Т. П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. М.: Статут, 2015.
  14. Стародубцева Н. С. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2006. № 1. С.14.
  15. Юлова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 26.
  16. Воздвиженская Н. В. Некоторые особенности правового регулирования процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2008. С. 59.
  17. Меркушева О. В. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций // Российская юстиция. 2010. № 9. С. 12–15.
  18. Картотека арбитражных дел // Режим доступа: https://kad.arbitr.ru/Card/9ce99297–46ce-472f-9860-f4b9f12194a7, (дата обращения: 15.02.2022).
  19. Банк «Югра» признан банкротом // Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/fingazeta/bank-iugra-priznan-bankrotom-5bab5aef8ad01000a93263f3, (дата обращения: 15.02.2022).
  20. Банк «Югра» — уникальный случай в юридической практике // Режим доступа: https://pravo.ru/opinion/204240/, (дата обращения: 15.02.2022).
  21. Кругобанкрот платежей // Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4432855, (дата обращения: 15.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, конкурсное производство, Арбитражный суд, банкротство, Банк России, банкротство банка, временная администрация, конкурсная масса, отзыв лицензии, финансовое учреждение.


Похожие статьи

Правовые особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц

Особенности положения залоговых кредиторов в банкротстве, чьи требования обеспечены залогом движимого имущества

Проблемные вопросы оценки финансового состояния предприятия в условиях возникновения риска банкротства

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Вопросы правового регулирования отношений при реализации судебной санации в процедурах банкротства

Проблема пролонгации сроков конкурсного производства при процедуре несостоятельности (банкротства) юридического лица

Категории и виды кредиторов и их правовой статус в деле о банкротстве

Современные проблемы правоприменительной практики при банкротстве коммерческой организации

Особенности реорганизации и ликвидации ООО в процессе банкротства в Российской Федерации и зарубежном праве

Определение круга юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами

Похожие статьи

Правовые особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц

Особенности положения залоговых кредиторов в банкротстве, чьи требования обеспечены залогом движимого имущества

Проблемные вопросы оценки финансового состояния предприятия в условиях возникновения риска банкротства

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Вопросы правового регулирования отношений при реализации судебной санации в процедурах банкротства

Проблема пролонгации сроков конкурсного производства при процедуре несостоятельности (банкротства) юридического лица

Категории и виды кредиторов и их правовой статус в деле о банкротстве

Современные проблемы правоприменительной практики при банкротстве коммерческой организации

Особенности реорганизации и ликвидации ООО в процессе банкротства в Российской Федерации и зарубежном праве

Определение круга юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами

Задать вопрос