Определяя термин «судебной санации», следует обратиться к Федеральному закону Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» [1] (далее — Закон о банкротстве), статься 2 которого указывает, что «санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве». Таким образом, Закон о банкротстве указывает, что санация — это меры, принимаемые для достижения основной цели — восстановления платежеспособности должника.
В науке есть разные подходы к определению термина «санация». Термин «санация», согласно данным Толкового словаря Ожегова означает «оздоровление» [2]. По мнению Bинoгрaдoвой З. И., «санация представляет собой систему технико-технологических, социально-психологических, финансовых и экологических мероприятий по оздоровлению предприятия, учреждения или организации, направленных на предотвращение банкротства и ликвидации» [3]. Арбитражный управляющий Климова С. Е. указывает, что «санация — это комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства предприятия, улучшение его финансового положения, а также повышение конкурентоспособности. В рамках санирования предприятия должнику выделяются финансовые средства, благодаря которым возможно погасить его денежные обязательства, платежи, восстановить платежеспособность» [4]. На наш взгляд, это определение является наиболее полным и удачным.
От понятия определения санации перейдем к ее содержанию. Закон о банкротстве в статье 31 «Санация» указывает, что учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
Ориентируясь на цель санации — восстановление платежеспособности должника, можно выделить процедуры банкротства которые осуществляются с этой же целью, раскрыв их понятия: финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности; реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.
Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.
График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия. С даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки. В график могут быть внесены изменения.
Если должник не исполняет график погашения задолженности, административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств. В случае удовлетворения данными лицами требований кредиторов их требования погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Указанные требования подлежат включению в реестр как требования конкурсных кредиторов. Подводя итог, следует сказать, что мы считаем, восстановление платежеспособности на стадии финансового оздоровления более предпочтительным вариантом для должника, так как руководство организации не уходит под контроль арбитражного управляющего как в случае с внешним управлением.
Следующей процедурой, применяемой для восстановления платежеспособности является внешнее управление. Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, который разрабатывается им не позднее одного месяца с даты его назначения и утверждается собранием кредиторов. План внешнего управления должен обязательно предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок их реализации, расходы должника. Например такими мерами могут быть: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами, продажа предприятия-должника, а также новые — размещение дополнительных обыкновенных акций должника, замещение активов должника и т. д.
Достаточно распространенной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является продажа предприятия-должника. Эта мера вызывает для нас наибольший интерес. Предприятие, согласно ст.132 ГК РФ [5] — это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Оно является одним из ключевых объектов для предпринимательской деятельности должника, однако в законе отсутствует указание на то, что средств, вырученных от продажи предприятия, должно быть достаточно для расчетов с конкурсными кредиторами и бюджетом.
На наш взгляд, представляется целесообразным внести в закон о банкротстве положения, определяющие возможность применения такой меры по восстановлению платежеспособности должника, как продажа предприятия только при условии наличия данных финансового анализа, очевидно свидетельствующих, что средств, вырученных от продажи предприятия, будет достаточно для расчетов с кредиторами должника.
Судебная практика уже идет по пути максимально эффективной реализации имущества, такие выводы можно сделать исходя из Обобщения судебной практики Арбитражного суда Вологодской области [6]. В данном обобщении указано, что при рассмотрении дела № А44–6825/2012, обжаловались действия арбитражного управляющего, который пытался реализовать имущество сельскохозяйственной организации по частям, среди прочих аргументов, суд указал, что реализация имущества, в первую очередь, единым лотом необходима для соблюдения требований ст.179 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но и способствует получению максимально возможной цены, что соответствует интересам и должника и кредиторов. Однако, в других случаях на практике встречаются случаи, когда продажа имущества по частям является более предпочтительной перед продажей единым лотом. Такие ситуации возникают, когда речь идет о потребительски востребованных объектах, таких как стояночные места в многоуровневых парковках.
На наш взгляд, несмотря на некоторые успехи в области оптимизации реализации имущества должника с целью восстановления его платежеспособности, мы все же считаем эти меры недостаточными, и считаем, что данный вопрос в законодательстве раскрыт недостаточно.
При продаже предприятия внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания или комитета кредиторов привлекает специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника.
Еще одной распространенной мерой по восстановлению платежеспособности является размещение дополнительных обыкновенных акций должника.
На внешнего управляющего Законом о банкротстве возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; о продлении установленного срока внешнего управления; о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром. Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом.
Еще одной из процедур по восстановлению платежеспособности, но уже гражданина является реструктуризация долгов гражданина. Необходимым элементом в данной процедуре является план реструктуризации долгов гражданина. План может быть представлен в отношении задолженности гражданина, который должен соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 213.13 Закона о банкротстве: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.
Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений: об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
С даты утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина наступают следующие последствия: требования кредиторов, включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным планом; требования кредиторов, не включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину в порядке, установленном Законом о банкротстве; кредиторы не вправе предъявлять требования о возмещении убытков, понесенных ими в связи с утверждением указанного плана; прекращение денежных обязательств гражданина путем зачета встречного однородного требования не допускается, за исключением случаев, если это предусмотрено указанным планом; ранее принятые судом, арбитражным судом меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина отменяются; аресты на имущество гражданина и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим гражданину имуществом могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина; неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в указанный план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются, за исключением текущих платежей; гражданин обязан уведомить в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченный орган о существенном изменении своего имущественного положения в течение пятнадцати дней с даты наступления такого изменения в порядке, установленном планом реструктуризации долгов гражданина.
По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов: определение о завершении реструктуризации долгов гражданина в случае, если задолженность, предусмотренная указанным планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение об отмене указанного плана и решение о признании гражданина банкротом в случае, если имеются основания для отмены указанного плана.
Подводя итог, следует сказать, что несмотря на, казалось бы, широкие возможности по восстановлению платежеспособности должника, их явно недостаточно. Менее 1 % должников проходят процедуру финансового оздоровления, среди них процент предприятий погасивших задолженность на стадии финансового оздоровления менее 6 %, предприятий проходящий стадию внешнего управления около 3 %, из них восстановивших платежеспособность в этой стадии около 2 %, об этом свидетельствуют данные статистики [7]. Таким образом мы можем сделать вывод, что существующие меры не эффективны, данная тема требует более широкой теоретической разработки, а законодательное регулирование требует значительных изменений.
Литература:
- О несостоятельности (банкростсве): федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ // СЗ РФ. СЗ РФ. 28 октября 2002. N 43. ст. 4190.
- Санация // Академик. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/213234 (дата обращения: 20.12.2016).
- Санация: подготовка и практические этапы управления // Элитариум. URL: http://www.elitarium.ru/sanacija_jetapy_upravlenija/ (дата обращения: 22.12.2016).
- Что такое санация предприятия // Арбитражный управляющий Климова Светлана Евгеньевна. URL: http://www.paritet-net.ru/bankrotstvo/chto_takoe_sanatsia.php (дата обращения: 24.12.2016).
- Гражданский кодекс РФ Часть 1 от 30 ноября 1994г. // СЗ РФ. 05 декабря 1994. N 32. ст. 3301.
- Справка по результатам обобщения судебной практики по спорам, связанным с реализацией имущества должника в процедурах конкурсного производства // Арбитражный суд Вологодской области. URL: http://vologda.arbitr.ru/welcome/show/633200027/830 (дата обращения: 21.12.2016).
- Статистика банкротств в Российской Федерации // Банкрот Информ. URL: http://www.bankrot-inform.ru/statistika_bankrotstv (дата обращения: 22.12.2016).