Определение круга юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 19.06.2019

Статья просмотрена: 4301 раз

Библиографическое описание:

Кочарян, В. Ю. Определение круга юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами / В. Ю. Кочарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 305-306. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60827/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает перечень юридических лиц, которые могут и не могут быть признаны банкротами. Так согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана банкротом. [1]

Как мы видим из п. 1 ст. 65 ГК РФ, существует достаточно большой перечень юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами. Наличие указанных обстоятельств подвергается большой критике в юридической литературе. Попробуем разобраться, из каких соображений законодатель сделал столько исключений из общего правила на примере казенных предприятий и учреждений, а также религиозных организаций политических партий.

Не вызывает вопросов невозможность признания банкротами казенных предприятий и учреждений, так как согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. 3 ст. 123.21 ГК РФ в случае недостаточности имущества, денежных средств по их долгам субсидиарную ответственность несут их учредители. [2]

Относительно политических партий и религиозных организаций профессором Попондопуло В. Ф. со ссылкой на ст. 13–14 Конституции Российской Федерации была высказана позиция о том, имеющийся в законодательстве запрет на банкротство данных видов юридических лиц объясняется особой ролью указанных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением им гарантий идеологического и религиозного многообразия. [3, с. 44–52]

Однако имеется и противоположная точка зрения. Так Третьяков И. А. в своем научном труде обращает внимание на то, что изъятие из перечня политических партий и религиозных организаций выглядит необоснованным, особенно с учетом того, что указанные организации могут заниматься приносящими доход видами деятельности. По мнению автора, также представляется, что свобода вероисповедания, политические права и свободы граждан вряд ли могут быть нарушены вследствие неисполнения политической партией или религиозной организацией своих хозяйственных обязательств. [4, с. 293–297]

Позиция И. А. Третьякова в отношении политических партий и религиозных организаций представляется актуальной и достаточно обоснованной в силу следующих обстоятельств.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» денежные средства политической партии формируются, в частности, за счет: средств федерального бюджета; поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; поступлений от гражданско-правовых сделок. [5]

Таким образом, мы видим, что политические партии имеют множество каналов для законного извлечения прибыли, в том числе, политическая партия может быть участником сделок, приносящих доход, более того, она может иметь доходы от предпринимательской деятельности, в связи с чем не понятна позиция законодателя относительно запрета на банкротство данного юридического лица.

Представляется возможным выдвинуть позицию, в соответствии с которой запрет на банкротство политических партий, прежде всего, обусловлен защитой государством бюджетных денежных средств.

Так информационное агентство «РБК» 15.06.2018 выложило на своем электронном ресурсе информацию о том, что 04.06.2018 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации опубликовала сводные финансовые отчеты партий за 2017 год. Проведенный РБК анализ партийных отчетов начиная с 2005 года (более старые отчеты на сайте ЦИК РФ недоступны) показал, что парламентские партии в 2017 году впервые оказались зависимы от бюджета не менее чем на 75 %. [6]

Согласно сведениям ЦИК РФ, на 2017 год в политической партии «Единая Россия» бюджетные деньги составляют 80 % дохода, в политической партии КПРФ — также 80 %, в политической партии ЛДПР — 97 %, в политической партии «Справедливая Россия» — 75 %. [7]

Из вышеизложенного следует, что если бы банкротство политических партий было разрешено, то фактически бюджетные средства поступали бы в частную собственность граждан и (или) юридических лиц, что, безусловно, не выгодно с точки зрения защиты государственных интересов.

Из вышеизложенного следует, что законодатель устанавливает разные стандарты в отношении частных юридических лиц и юридических лиц, которые владеют на праве собственности имуществом, которое было передано им Российской Федерацией. Указанный подход законодателя справедливо критикуется в юридическом сообществе и обозначается как политика «двойных стандартов».

Представляется необходимым совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве) в области уточнения круга юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) ввиду того, что действующее законодательство сформулировано таким образом, что нарушается важнейший принцип гражданского законодательства — принцип равенства участников экономических отношений.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, Ст. 3301; 2017. № 31 (Часть I), Ст. 4766.
  2. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федер. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 48. Ст. 4746; 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5115 (ред. от 28.11.2018).
  3. Попондопуло В. Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 1. С. 44–52.
  4. Третьяков, И. А. Правовое положение должника в деле о банкротстве юридических лиц // Молодежь и XXI век — 2018: материалы VIII Международной молодежной научной конференции. Юго-Западный государственный университет. 2018. С. 293–297.
  5. О политических партиях: федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 29, Ст. 2950; 2018. № 28. Ст. 4142 (ред. от 03.07.2018).
  6. Линделл, Д. Оппозиция его величества: за чей счет живут парламентские партии. [Электронный ресурс] Официальный сайт информационного агентства «РБК» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». URL: https://www.rbc.ru/politics/15/06/2018/5b210d9b9a794781c899600b (дата обращения 16.06.2018).
  7. Сводные финансовые отчеты политических партий за 2017 год. [Электронный ресурс] Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». URL: http://www.cikrf.ru/politparty/finance/svodn_otchet_17.php (дата обращения 16.06.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): политическая партия, Российская Федерация, банкрот, ГК РФ, банкротство политических партий, лицо, предпринимательская деятельность, религиозная организация, юридическое лицо.


Похожие статьи

Некоторые правовые особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами

Особенности положения залоговых кредиторов в банкротстве, чьи требования обеспечены залогом движимого имущества

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Вопросы, связанные с совершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Особенности и правовые последствия признания сделок недействительными

Особенности организации бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства — юридических лицах, выбравших специальные налоговые режимы

Гарантии защиты интересов потребителя в правоотношениях с иностранным элементом

Возможные законодательные изменения, направленные на усовершенствование конкурсного оспаривания сделок

Похожие статьи

Некоторые правовые особенности конкурсного производства в отношении кредитных организаций, признанных банкротами

Особенности положения залоговых кредиторов в банкротстве, чьи требования обеспечены залогом движимого имущества

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг

Вопросы, связанные с совершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Особенности и правовые последствия признания сделок недействительными

Особенности организации бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства — юридических лицах, выбравших специальные налоговые режимы

Гарантии защиты интересов потребителя в правоотношениях с иностранным элементом

Возможные законодательные изменения, направленные на усовершенствование конкурсного оспаривания сделок

Задать вопрос