Одна из основных задач государства — своевременное и полное раскрытие преступлений, которое заключается в поиске преступника, выявлении следов совершённого преступления, а также превенция совершения преступлений. Для реализации данных целей в уголовном процессе предусмотрено осуществление предварительного расследования. Однако при рассмотрении такого института возникают вопросы, связанные с отличием предварительного следствия и дознания, чему и посвящена данная статья.
Ключевые слова: предварительное расследование, предварительное следствие, дознание, обвиняемый, следствие, преступление.
Исходя из норм действующего законодательства следует, что предварительное расследование, в соответствии со статьей 150 УПК, осуществляется в форме предварительного следствия и дознания. Учитывая цели и задачи, поставленные перед предварительным расследованием, мы можем охарактеризовать его как самостоятельную часть уголовного судопроизводства, в рамках которой специальные органы осуществляют действия, направленные на собирание, оценку и проверку доказательств, которые могут иметь значение для раскрытия уголовного дела, а также привлечение лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности.
Анализ соотношения двух форм предварительного расследования стоит начать с общих черт, присущих как следствию, так и дознанию.
Во-первых, обе формы направлены на охрану прав и законных интересов лиц, участвующих в судопроизводстве. Это отображается как в комплексном и своевременном раскрытии преступления, так и в недопущении привлечения к ответственности невиновного лица.
Во-вторых, основой производства предварительного следствия и дознания является уголовно-процессуальное законодательство РФ.
В-третьих, материалы, полученные в результате производства предварительного следствия и дознания, служат основанием при рассмотрении дел в суде.
Для повышения эффективности предварительного расследования, законодатель установил дифференциацию предварительного расследования на две формы [1, с. 55].
Ввиду того, что на практике могут возникать проблемы, связанные со сложностью законодательного распределения на две самостоятельные формы предварительного расследования, необходимо проговорить ряд критериев, когда мы можем их определить путём сравнительного анализа.
- Под дознанием понимается форма предварительного расследования, в котором производство предварительного следствия необязательно. Как правило, дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести.
Предварительное следствие — это наиболее полная форма расследования преступления, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса [3, с. 35].
Исходя из такого критерия, первое различие этих двух форм предварительного расследования заключается в полноте действий. Предварительное следствие обеспечивает максимальный объем работы, направленный на установление истины, а также на защиту законных прав сторон в процессе, в отличие, например, от формы дознания в сокращённой форме.
- Субъекты, осуществляющие предварительное расследование, также отличаются. Дознание, исходя из ст. 151 УПК, проводится органами дознания. К органам дознания мы можем отнести органы внутренних дел РФ, органы принудительного исполнения, органы военной полиции ВС РФ, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и т. д.
Субъектный состав предварительного следствия зависит от совершенных преступлений.
Следственный Комитет Российской Федерации занимается такими преступлениями, как, например, убийства, изнасилования.
Следователи ОВД занимаются делами, например, связанными с бандитизмом, причинением вреда здоровью, незаконным оборотом наркотических средств, а также преступлениями против имущества.
ФСБ занимается расследованием дел, связанных с государственной безопасностью, к ним относятся, например, терроризм, государственная измена, шпионаж и др.
- По срокам производства также имеются существенные различия. Дознание проводится в срок, не превышающий 30 суток. Максимальный срок составляет 12 месяцев, но такие случаи исключительны. Дознание в сокращенной форме проводится в срок, не превышающий 15 суток, с возможностью продления до 20 с разрешения прокурора. Срок предварительного следствия, в свою очередь, составляет 2 месяца с аналогичной возможностью продления — 12 месяцев, однако данный запрос реализуется руководителем следственного органа субъекта. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти.
- Отличаются и итоговые решения предварительного расследования. Результатом дознания является обвинительный акт, а предварительного следствия — обвинительное заключение. При дознании в сокращённой форме составляется обвинительное постановление. Отличие обвинительного акта (обвинительного постановления) от обвинительного заключения в том, что с момента составления данного документа лицо признается обвиняемым и тем самым обвинительное заключение приравнивается к решению о привлечении лица в качестве обвиняемого, составленному следователем [2, с. 105]. Общим является то, что оба этих документа содержат в себе решение о наличии достаточной доказательной базы для передачи дела в суд.
Таким образом, предварительное следствие и дознание представляют собой виды одной и той же стадии процесса (предварительное расследование), но для них характерны определенные отличия:
- Предварительное следствие проводится следователем, то есть специальным должностным лицом, обладающим особой компетенцией. Дознание может производиться законодательно устанавливаемыми органами, включая их должностных лиц. Для них производство дознания является одной из возложенных обязанностей, наряду с иными процессуальными полномочиями.
- Категории дел, которые затрагиваются. Как мы могли выяснить ранее — в дознание «идут» менее тяжкие дела, в отличие от следствия.
- Ещё одно различие заключается в органах, являющихся частью соответствующих ведомственных систем. Что касается количества органов дознания, то их гораздо больше, чем органов предварительного следствия.
Из общих черт, прежде всего:
1) Это единство цели — раскрытие преступления. Органы предварительного следствия и дознания имеют равные обязанности при осуществлении уголовного преследования.
2) И следователь, и дознаватель наделены процессуальными полномочиями, которые имеют властный характер. Они имеют процессуальную самостоятельность, а также независимы в принятии своего решения.
3) Общее регулирование правилами, закрепленными УПК РФ.
Литература:
- Жукова Н. А., Диденко О. В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 1. С.54–58.
- Маллеев С. С. Особенности, отличающие дознание от предварительного следствия // Закон и право. 2019. № 10. С.104–105.
- Якубина Ю. П. Соотношение форм предварительного расследования // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3(27). С.34–36.