В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессуальной природой, понятием, назначением и формами предварительного расследования. Автор поднимает наиболее дискуссионные моменты исследуемых вопросов и делает собственные выводы, в частности, относительно процессуальной природы предварительного расследования обосновывается позиция о том, что по своей природе оно выступает стадией уголовного процесса, а не процессуальной деятельностью управомоченных субъектов (следователей и др.).
Ключевые слова: предварительное расследование, форма предварительного расследования, предварительное следствие, дознание, дознание в сокращенной форме.
В уголовно-процессуальном законодательстве не приводится понятие предварительного расследования.
В науке же отсутствует единство относительно самой природы предварительного расследования — является ли оно «процессуальной деятельностью», которая осуществляется на в рамках досудебного уголовного производства, или же само по себе выступает стадией уголовного процесса, иными словами, исходит ли сущность предварительного расследования от субъектов, т. е. лиц, его осуществляющих, или же от определенного процессуального периода — от возбуждения уголовного дела до направления его в суд.
Так, одни исследователи полагают, что под предварительным расследованием необходимо понимать исключительно деятельность управомоченных должностных лиц.
Например, Н. А. Жукова и О. В. Диденко полагают, что предварительное расследование — это специфический вид деятельности органов предварительного следствия и дознания по доказыванию обстоятельств, которые имеют значение для быстрого раскрытия преступления и изобличения виновного в его совершении лица для его привлечения в качестве обвиняемого, а также для принятия мер с целью возмещения причиненного преступлением ущерба и установления причин и условий его совершения [6, с. 58].
Другие исследователи полагают, что предварительное расследование — это именно стадия уголовного судопроизводства.
Так, как вторую стадию досудебного уголовного производства предварительное расследование понимает В. И. Безрядин, который пишет, что суть данной стадии заключается в подготовке уголовного дела к судебному разбирательству либо в принятии по уголовному делу окончательного решения в виде его прекращения [3, с. 10].
Верной представляется точка зрения, согласно которой предварительное расследование выступает именно стадией уголовного производства, а не процессуальной деятельностью.
Так, например, руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания вправе изымать уголовное дело у одного следователя (дознавателя) и передавать другому.
Соответственно, с момента изъятия уголовного дело у одного следователя (дознавателя) и до принятия его к производству другим следователем (дознавателем) отсутствует субъект, который осуществляет по делу предварительное расследование.
Более удачный пример — если в ходе расследования уголовного дела, например, следователем органа внутренних дел, выявляются признаки преступления с иной подследственностью (например, установлено, что тяжкое преступление совершено несовершеннолетним — такие дела расследуются следственным комитетом), уголовное дело направляет, соответственно, в иной орган предварительного расследования, например, в Следственный комитет.
В данный период (т. е. с момента направления дела до его получения) уголовное дело формально вообще не находится в производстве какого-либо органа расследования — первый «отказался» от расследования в силу иной подследственности, второй же следственный орган не получил дело.
Если придерживаться мнения о том, что предварительное расследование — это «процессуальная деятельность», указанный период вообще не должен входить в срок предварительного расследования (в данном случае — следствия).
Однако ст. 162 УПК РФ не предусматривает такого основания для прерывания срока предварительного следствия, из чего можно сделать вывод, что предварительное расследование — это четко определенный процессуальный период (т. е. стадия уголовного процесса), а не сама по себе процессуальная деятельность следователя (дознавателя).
Говоря о назначении предварительного расследования необходимо обратить внимание, что в науке встречается его достаточно узкое понимание, так, И. С. Дикарев пишет, что «предварительное расследование в современном уголовном процессе является досудебной подготовкой стороны обвинения к судебному разбирательству. Его назначение заключается в том, чтобы снабдить государственного обвинителя доказательственным материалом, на основании которого он будет иметь возможность в ходе судебного разбирательства добиваться привлечения виновного к уголовной ответственности» [5, с. 79].
Во-первых, данное определение не учитывает множество частных случаев — например, когда уголовное дело направляется в суд для применения принудительных мер медицинского характера — очевидно, что в отношение невменяемого гражданина нельзя использовать формулировку «привлечение к уголовной ответственности», или же если следователь обращается в суд с ходатайством о прекращении уголовного преследования в с назначением штрафа, применением в отношение несовершеннолетнего принудительны мер воспитательного воздействия, или же если следователь самостоятельно прекращает уголовное дело в связи с примирением сторон и др.
Кроме того, несмотря на то, что следователь (дознаватель) отнесены к стороне обвинения, они должны действовать с соблюдением требований ст. 6 УПК РФ о назначении уголовного судопроизводства.
Соответственно, следователь должен собирать по делу и анализировать все возможные доказательства, например, если обвиняемый заявляет о своем алиби, следователь должен допросить лиц, которые это алиби подтверждают, и приобщить их к материалам уголовного дела.
Таким образом, назначение предварительного расследования необходимо понимать более широко — это установление органами предварительного расследования в пределах своих полномочий истины по уголовному делу и принятие соответствующего процессуального решения.
Форма предварительного расследования — это предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок организации деятельности уполномоченных лиц по предварительному (досудебному) исследованию обстоятельств совершенного преступления в рамках возбужденного уголовного дела, состоящий из ряда последовательных процессуальных и организационно-правовых действий, направленных на доказывание события преступления, установление лиц, его совершивших, и установленный в целях принятия итогового решения о дальнейшем движении уголовного дела в суд или о его прекращении [9, с. 12].
Форма предварительного расследования, как и любой правовой порядок, представляет собой совокупность признаков и свойств, образующих устойчивую взаимную связь и обеспечивающих законность и рациональность предварительного следствия и дознания, оптимальное соотношение единства и дифференциации видов процессуальной деятельности в зависимости от конкретной следственной ситуации (в широком смысле).
Следовательно, форма предварительного расследования должна соответствовать единым демократическим принципам уголовного судопроизводства, быть целесообразной и эффективной, отвечать требованиям процессуальной экономии, т. е. обеспечивать быстроту судопроизводства, соответствовать правовому положению личности в государстве и нравственным началам общества.
В настоящее время в российском уголовном процессе предусмотрены две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
Интересно, что в ст. 5 УПК РФ, содержащей терминологический аппарат, приведено только понятие дознания: форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Понятие предварительного следствия не проводится.
Если обратиться к науке, то здесь под предварительным следствием понимается самостоятельная форма предварительного расследования, осуществляемая следователем или следственной группой по возбужденному уголовному делу, включающая в себя особую систему процессуальных действий и процессуальных решений, которые обеспечивают максимальные гарантии установления истины по уголовному делу и реализации прав участников процесса, заканчивающаяся направлением уголовного дела прокурору или прекращением его по основаниям, предусмотренным УПК РФ [7, с. 80].
В данном определении, по сути, использовано значительное количество «целевых» установок, присущих и дознанию, соответственно, предварительное следствие необходимо понимать более лаконично, как форму предварительного расследования, осуществляемого следователем или следственной группой по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия является обязательным.
Предварительное следствие, в свою очередь, не разделяется на «подформы», оно осуществляется единообразно.
Определенной спецификой характеризуется предварительное следствие в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (ст. 317.4 УПК РФ), однако сущность и содержание особенностей производства предварительного следствия в таких случаях не столь весомы, чтобы можно было говорить о «подформе» предварительного следствия.
Дознание, в свою очередь, осуществляется посредством дознания в общем порядке и дознания в сокращенной форме.
При этом легальное понятие «дознание в сокращенной форме» в нормах УПК отсутствует.
Данный институт, появился в законодательстве в 2013-м году.
Следует отметить, что в прошлом российская уголовно-процессуальная юстиция уже имела опыт реализации подобной упрощенной формы расследования на примере протокольной формы досудебной подготовки материалов уголовного дела.
Дознание в сокращенной форме было введено для того, чтобы облегчить труд работников органов дознания при проведении расследования по уголовным делам, при наличии закрепленных в законе условий.
Основным атрибутом понятия «дознание в сокращенной форме» является то, что речь идет о форме предварительного расследования, так же возможно использование термина «подформа», поскольку в соответствии со ст. 150 УПК РФ непосредственно формами предварительного расследования обозначены:
— предварительное следствие;
— дознание.
В свою очередь, в соответствии с ч. 1.1 ст. 150 УПК РФ, дознание производится в общем порядке или в сокращенной форме. Соответственно, можно говорить и о том, что дознание в сокращенном порядке — это «форма» предварительного расследования, и о том, что общий и сокращенный порядок дознания — это «подформа» единой формы предварительного расследования — дознания.
Важным является и то, что применение такой формы возможно исключительно в случае явно выраженного согласия подозреваемого.
Иное, т. е. «урезание» объема следственных действий и сужение круга доказательств, которые необходимо собрать при производстве сокращенного дознания, явно бы посягало на основополагающие права лиц, подвергающихся уголовному преследованию.
Кроме того, в обязательном порядке подозреваемый должен признавать вину в совершении преступления, иначе говоря, производство дознания в сокращенной форме возможно исключительно в бесспорной ситуации предварительного расследования.
Основанием для проведения дознания в сокращенной форме, согласно ч. 2 ст. 226.1 УПК, является ходатайство подозреваемого, но только в случае одновременного наличия таких условий:
1) возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица;
2) квалификация его действий по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ (побои, умышленное причинение вреда здоровью — легкого или средней тяжести, угроза убийством, хищения — кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, совершенные без квалифицирующих признаков, и другие);
3) полное и последовательное признание подозреваемым своей вины, осознание им характера и размера причиненного вреда, согласие с правовой оценкой своих действий, представленной в постановлении о возбуждении уголовного дела;
4) отсутствие обстоятельств, перечисленных в ст. 226.2 УПК РФ (к примеру, дознание в сокращенной форме не может производиться в отношении несовершеннолетних, лиц, которые не владеют русским языком, при наличии возражений потерпевшего по поводу дознания в данной форме, а также по некоторым другим причинам) [4, с. 27].
Доказательства по уголовному делу собирают в объеме, позволяющем установить события преступления, характер и размер причиненного вреда, виновность лица в совершении преступления.
Причем дознаватель обязан произвести только те следственные и другие процессуальные действия, неосуществление которых способно привести к невосполнимой утрате следов преступления или иных доказательств.
Как только дознаватель признает, что необходимые следственные действия проведены и собран достаточный объем доказательств для обоснования вывода о совершении подозреваемым преступления, он составляет обвинительное постановление. После ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и обвинительным постановлением, дознаватель вместе с делом направляет его прокурору для утверждения.
Таким образом, дознание в сокращенной форме — это форма предварительного расследования по уголовному делу, производимая исключительно на основании ходатайства подозреваемого, полностью признающего вину в совершении преступления, процессуальный порядок проведения которой в сравнении с общей формой дознания упрощен, в том числе посредством снижения объема собирания по уголовному делу доказательств [2, с. 109].
В целом правовые отличия между формами предварительного расследования основываются на формальных признаках, которые не затрагивают существа следствия и дознания. Главным отличием дознания как формы предварительного расследования является ускоренная, упрощенная процедура и применение к менее тяжким составам преступлений. Однако на практике бюрократизм и постоянное увеличение сроков приводят к тому, что дознание из ускоренной формы превращается в «замедленную» [8, с. 114].
Подытоживая, можно отметить следующее.
Предварительное расследования — это стадия уголовного судопроизводства, в рамках которой реализуется процессуальная деятельность органов предварительного расследования, направленная на установление истины по делу и принятие законного и обоснованного процессуального решения в пределах компетенции таких органов. Форма предварительного расследования — это предусмотренный уголовно-процессуальным законом порядок организации деятельности уполномоченных лиц по предварительному (досудебному) исследованию обстоятельств совершенного преступления в рамках возбужденного уголовного дела, состоящий из ряда последовательных процессуальных и организационно-правовых действий, направленных на доказывание события преступления, установление лиц, его совершивших, и установленный в целях принятия итогового решения о дальнейшем движении уголовного дела в суд или о его прекращении.
В соответствии с нормами УПК РФ, формами предварительного расследования выступают предварительно следствие и дознание. Предварительное следствие проводится по единым правилам, особенности проведение предварительного следствия в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, не образуют отдельной подформы. При этом дознание осуществляется в общем порядке и в сокращенной форме. Помимо прочего, особенностями последней выступает диспозитивный характер ее выбора — если, например, вопрос о том, в какой форме будет осуществляться предварительное расследование — предварительное следствие или дознание — зависит только от уголовно-процессуального закона и обусловленного этим законом решения правоприменителя, то дознание в сокращенной форме осуществляется только при наличии согласия подозреваемого и отсутствии возражений потерпевшего, т. е., фактически, подозреваемый и потерпевший в случаях, предусмотренных законом, вправе выбирать форму дознания.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 249.
- Агакшиева Б. А. Формы предварительного расследования / Государственная служба и кадры. — 2020. — № 5. — С. 107–112.
- Безрядин В. И. Проблемы доказывания в ходе предварительного расследования // XVII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф. СПб., 2018. Т. IV. С. 9–12.
- Григорьев Д. А. Ускоренная форма досудебного производства по уголовному делу и права человека // Мировой судья. — 2019. — № 6. — С. 25–29.
- Дикарев И. С. Назначение предварительного расследования в уголовном процессе // Правовое государство: теория и практика. — 2022. — № 3. — С. 78–83.
- Жукова Н. А., Диденко О. В. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2015. — № 1. — С. 56–61.
- Носова Е. Н. К вопросу о понятии форм предварительного расследования // Пермский юридический альманах. — 2019. — № 5. — С. 78–83.
- Химичева Г. П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности. — М.: Юрайт, 2019. — 392 с.
- Якубина Ю. П. Актуальные вопросы совершенствования форм предварительного расследования: автореферат дисс..канд.юрид.наук. — М, 2016. — 31 с.