Основы правового регулирования перемещения подакцизных товаров через таможенную границу ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 18.04.2022

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Бикбулатова, М. О. Основы правового регулирования перемещения подакцизных товаров через таможенную границу ЕАЭС / М. О. Бикбулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90388/ (дата обращения: 27.04.2024).



Неотъемлемым условием эффективной реализации налоговой политики Российской Федерации является работа по обеспечению условий для функционирования рынка подакцизных товаров в рамках ЕАЭС. Подакцизные товары при перемещении через границу ЕАЭС, являются важной частью системы российского налогообложения, элементом формирования цены, средством пополнения государственного бюджета. Подакцизные товары имеют свои особенности как в сборе налогов, как при перемещении через государственную границу Российской Федерации, так и на её территории, где главные затруднения, связаны со спецификой акцизов, из-за которых возникают экономические препятствия для развития экономики всего Союза в целом.

Ключевые слова: налогообложение, таможенные платежи, акциз, Российская Федерация, поступления, товары, импорт, таможенные органы, Евразийский экономический союз.

Между странами — участницами ЕАЭС не существует единого документа, регламентирующего обложение косвенными налогами, в том числе и акцизов, и каждое из государств руководствуется исключительно национальным законодательством, поэтому в настоящее время остро стоят вопросы гармонизации перечня подакцизных товаров в области алкогольной продукции и табачных изделий, а установление на них ставок является первоочередной задачей. Это будет способствовать созданию равных условий для осуществления внешнеторговой деятельности в странах Союза, повысит ее фискальную эффективность, а также позволит проводить единую фискальную политику, и станет признаком действительно единого экономического пространства. Упрощение процедуры уплаты акцизов будет способствовать их эффективному администрированию, и может стать одним из приоритетных направлений взаимодействия таможенных и налоговых органов.

Цель статьи : исследование теоретических основ таможенного регулирования перемещения подакцизных товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Таможенные платежи являются важными показателями внешнеторговой деятельности, которые отражают эффективность осуществляемой таможенно-тарифной политики и применение мер нетарифного регулирования, где акциз — один из видов таможенных платежей, и представляет собой «особую форму косвенного налогообложения, и в отличие от прямого налогообложения, взимается как при реализации товаров на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке при ввозе товаров на таможенную территорию, что позволяет подразделять акцизы на «внутренние» и «внешние» [6].

Возникнув исторически как одна из первых форм налогообложения, акциз в течение долгого времени выполнял исключительно фискальные цели, и, в сущности, не отличался от государственной пошлины, но в процессе рыночной трансформации экономики, стали разрабатываться новые принципы и подходы к налогообложению. В каждом современном государстве политика в области акцизного налогообложения в той или иной мере основывается на разработанной учеными разных стран теоретической базе.

В соответствии со ст. 25 Договора о ЕАЭС в рамках Таможенного союза государств-членов осуществляется единое таможенное регулирование [2], которое проводится в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС [1] и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС. Договором о ЕАЭС установлено: «Государства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая:

1) гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам;

2) дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле [7].

В ЕАЭС осуществляется единый порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС) по международному правилу — принципу страны назначения, предусматривающему налогообложение косвенными налогами при импорте товаров и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров [2].

В соответствии с Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза, подписанным 19 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге, проводится гармонизация ставок акцизов на сигареты в целях обеспечения конкурентных условий для функционирования рынка табачной продукции в ЕАЭС. Проводится также работа над Соглашением о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств-членов Евразийского экономического союза.

Координацию, в пределах предоставленных полномочий, в сфере единого таможенного регулирования осуществляет Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). По результатам работы Коллегии Евразийской экономической комиссии был разработан проект соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств — членов ЕАЭС, в рамках направления и методологического обоснования сближения видов и ставок подакцизных товаров, а также комплекса мер по их реализации, который был подписан Российской Федерацией, однако, не вступил в силу, так как для этого требуется одобрение всех стран, участвующих в рассматриваемом соглашении [8].

Таможенные органы являются главным фактором в обеспечении безопасности и легальности провоза подакцизных товаров, а НК РФ и федеральные законы, регулируют качественность их оборота на территории РФ. Государственное регулирование ввоза алкогольной продукции из других стран, контроль и надзор внешнеторговой деятельности тарифными и нетарифными методами, осуществляется таможенными органами совместно с другими организациями, например, Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральной службой по регулированию алкогольной рынка [6]. Так, Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 N 487-ФЗ), устанавливает «правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации» [3].

Запреты и ограничения на импорт алкогольной продукции юридическим лицом, осуществляется посредством лицензирования. Так, Федеральным законом № 171-ФЗ установлено, что «лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения, спиртосодержащих лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи» [3].

В Российской Федерации разрешительный документ на свободный импорт коньяка оформляется по внешнеторговым контрактам в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Росалкогольрегулирование помимо выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта; проверки акцизных марок на ввозимых товарах осуществляет ведение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ЕГАИС позволяет:

1) обеспечивать полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;

2) производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;

3) затруднить реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде.

Итак, правовым регулированием контроля за применением акцизов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, служит Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Договор о Евразийском экономическом союзе, а также нормативные акты Российской Федерации.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru.
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 28.10.2021) //Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)http://www.pravo.gov.ru.
  3. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 N 487-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — N 48. — Ст. 4553.
  4. Андреева А. Н. Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения /А. Н. Андреева // Налоги. — 2020. — № 6. — С. 42–47.
  5. Львова М. В. Акцизы, их роль в доходах бюджетов / Львова М. В., Зотиков Н. З., Арланова О. И. // Вестник евразийской науки. — 2019. — № 2. — С.8–12.
  6. Тарарышкина Л. И. Налоги как инструмент экономической безопасности на таможенной территории ЕАЭС / Л. И. Тарарышкина // Беларусь в современном мире. — Минск, 2020. — С. 654–660.
  7. О проектах соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств — членов Евразийского экономического союза: Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.11.2018 № 184 //Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)http://www.pravo.gov.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Евразийский экономический союз, налоговая политика, внешнеторговая деятельность, область акцизов, оборот, принцип ведения.


Похожие статьи

Применение акцизов в странах ЕАЭС | Статья в журнале...

Перечень подакцизной алкогольной продукции в Российской Федерации установлен статьей 181 НК РФ. Налоговые ставки акцизов в странах

Так, например, алкогольная продукция в Российской Федерации должна содержать объемную долю этилового спирта свыше 9...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя, здоровый образ жизни, этиловый спирт...

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

- установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; - установление национальных стандартов и утверждение технических регламентов в области производства и оборота этилового спирта...

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация

УК РФ, РФ, спиртосодержащая продукция, судебное заседание, алкогольная продукция

- регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию...

Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале...

литр, акциз, алкогольная продукция, безводный этиловый спирт, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, налог, Российская Федерация, акцизное налогообложение, бюджетная система.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, государственный контроль, область производства, исполнительная власть.

Налоговый аспект — вид риска в организации финансовой...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган

Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале... литр, акциз, алкогольная продукция, безводный этиловый спирт, этиловый...

Акцизный налог как инструмент быстрого реагирования...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область производства, государственный контроль, исполнительная власть. Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале...

Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз) начал функционировать с 1

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский...

Похожие статьи

Применение акцизов в странах ЕАЭС | Статья в журнале...

Перечень подакцизной алкогольной продукции в Российской Федерации установлен статьей 181 НК РФ. Налоговые ставки акцизов в странах

Так, например, алкогольная продукция в Российской Федерации должна содержать объемную долю этилового спирта свыше 9...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя, здоровый образ жизни, этиловый спирт...

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

- установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; - установление национальных стандартов и утверждение технических регламентов в области производства и оборота этилового спирта...

Акцизы на алкогольную продукцию как инструмент...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация

УК РФ, РФ, спиртосодержащая продукция, судебное заседание, алкогольная продукция

- регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию...

Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале...

литр, акциз, алкогольная продукция, безводный этиловый спирт, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, налог, Российская Федерация, акцизное налогообложение, бюджетная система.

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, государственный контроль, область производства, исполнительная власть.

Налоговый аспект — вид риска в организации финансовой...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган

Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале... литр, акциз, алкогольная продукция, безводный этиловый спирт, этиловый...

Акцизный налог как инструмент быстрого реагирования...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область производства, государственный контроль, исполнительная власть. Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале...

Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз) начал функционировать с 1

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский...

Задать вопрос