Реализация проекта «Мой город Саратов» в практике дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 06.04.2022

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Хачатрян, Л. С. Реализация проекта «Мой город Саратов» в практике дошкольного образования / Л. С. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 337-340. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90104/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье раскрыто значение патриотического воспитания будущего поколения. Представлен проект, проведенный в старшей группе.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Саратов, памятники, улицы, достопримечательности.

Патриотическое воспитание дошкольников сейчас одна из главных целей в системе образования. Сила страны в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Патриотизм — любовь к своему Отечеству. Это общественный и нравственный принцип отношения человека к своей стране. Благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и ВУЗе возможно формирование правильного уважительного гражданского отношения к своей Родине [5, с. 21].

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со всей страной. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком те, которые ему наиболее доступны: дом, детский сад, родной край, люди, живущие в этом краю, традиции, общественные события. Именно поэтому, работа по патриотическому воспитанию в детском основывается на следующих принципах:

– Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром.

– Принцип приоритетности регионального культурного наследия.

– Принцип опоры на эмоционально-чувствительную сферу ребёнка.

Паспорт проекта:

Тема проекта: мой город «Саратов»

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители

Срок реализации: 22.11–22.12.21

По доминирующему методу: познавательный, творческий

По характеру содержания: включают ребенка, его семью и культурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик и исполнитель

По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы

По количеству участников: фронтальный

По продолжительности: краткосрочный

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Практическая значимость:

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе.

Цель проекта:

Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; воспитание любви к Отечеству, к городу, в котором живем, гордости за её культуру.

Задачи проекта:

– закрепить знания названия своего города, адреса проживания

– ознакомить детей с понятием «Родина» через ознакомление с родным городом, пробудить у детей чувство любви к своей малой родине, научить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц, предметах быта);

– пробудить интерес к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям и своеобразию родного края.

Материалы для проведения проекта: фотографии достопримечательностей города Саратов, мультимедийное устройство.

Формы работы с детьми:

– беседы;

– интегрированные НОД;

– посещение памятных мест, экскурсии (родителями).

Условия реализации:

1 этап — подготовительный

Подготовка материала, обсуждение с педагогом.

Формулирование проблемы проекта, создание игровой ситуации, формулировка цели, задач, побуждение интереса детей.

2 этап — Основной этап

Проведение беседы:

– «Флаг, герб города».

– «Чем славен наш город».

– «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).

Чтение стихов и небольших рассказов о Родине и родном городе.

НОД о достопримечательностях нашего города (использование икт) https://www.youtube.com/watch?v=xM1IwojALVg

3-й этап — заключительный:

фотовыставка в виде плаката «Улицы моего города».

Воспитатель должен: содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей познавательной деятельности.

Создать условия для реализации проекта.

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.

Провести беседы и непрерывную образовательную деятельность (НОД)по теме проекта.

Дети: проявлять интерес и желание узнавать больше о своем городе.

Родители: способствовать формированию интереса детей к истории и достопримечательностям города.

Материальные затраты: плакат, печать фотографий детей с различных достопримечательностей нашего города.

Описание форм работ с детьми:

Результат:

Работа была начата со знакомства с символикой города Саратова, с историей возникновения, с улицами, главными событиями.

Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводим в определённой последовательности, с постепенным усложнением:

– символика города, история символики

– история возникновения города;

– история названия улиц города;

– здания города;

– знакомство с людьми, прославившими наш город;

– места отдыха жителей город.

Рассказ всегда сопровождался наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками. В процессе рассказа воспитатели обращались к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому. Например, в рассказе «Наш новый Саратов» дети пытались найти ответы на следующие вопросы — «Если бы я был архитектором, то какой бы город я строил?», «В каком городе будут жить мои друзья?». В процессе рассказывания дети использовали в своей речи такие выражения как: «Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы», или «Это было очень — очень — очень — давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете». Диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, достаточно широк: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они воздвигнуты. Вместе с родителями воспитанников мы проводили экскурсии по городу такие как: «Главные улицы нашего города», «Современная архитектура Саратова», «Самый красивый парк».

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объяснялись такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».

В процессе знакомства с памятниками нашего района и города решаются задачи познавательного характера, и эстетического воспитания. При изучении местных памятников монументального искусства мы соблюдаем следующую последовательность: 1. Знакомство с авторами монумента (скульптором и архитектором); 2. История создания памятника, его выполнения и установки; 3. Поиск прототипов — реальных исторических лиц, исследование исторических условий и событий, увековеченных в памятнике Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер, содержащийся в них информации, также неодинаков, и зависит от вида памятника. Поэтому детей воспитатели знакомят и с монументами, и с обелисками, и с плитами с рельефами и надписями, и с мемориальными досками.

В ходе исследовательской работы мы с детьми «посетили» достопримечательности нашего города. Провели беседу о местах, где они уже были и тех, которые им больше понравились. Выяснили сколько детей знают адрес своего проживания. Благодаря данному проекту у детей появился интерес к городу, они просили своих родителей отвезти их куда-либо, где они делали фотографии, а потом рассказывали всем о впечатлениях. В результате, мы собрали фотографии ребят и сделали общий плакат, чем пополнили патриотический уголок.

В процессе ознакомления с традициями и обычаями эмоциональный опыт детей обогащается новыми впечатлениями, расширяется круг их знаний об окружающей среде, в том числе о близких людях и своей Родине. В работе с детьми необходимо опираться на деятельностный подход. Совместная деятельность детей и взрослых, реализация совместно выработанных целей и задач составляет содержание воспитательного процесса, в ходе которого педагог не дает готовые образцы духовной и нравственной культуры, а вырабатывает и создает их вместе с детьми. Именно в процессе патриотической деятельности и происходит совместный поиск законов и норм жизни, что является неотъемлемым воспитательным элементом в формировании и становлении личности [4, с. 101].

Литература:

  1. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. — С. 161–376.
  2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. — 2012. — № 10. –С. 11–24.
  3. Мима Н. А. Взаимодействие семьи и школы по патриотическому воспитанию школьников как историко-педагогическая проблема. — URL: http://academy.ks.ua/wp-content/uploads/2014/05/36.pdf (дата обращения: 01.04.2022)
  4. Сабодаш, О. А. Патриотическое воспитание дошкольников / О. А. Садоаш. — Текст: непосредственный // Наука об образовании. — С. 94–101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 01.04.2022).
  5. Терехова, И. В. Патриотическое воспитание дошкольников / И. В. Терехова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 21–24. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5057/ (дата обращения: 01.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): город, ребенок, детский сад, патриотическое воспитание, родной край, Саратов, малая родина, мой город, родной город, старшая группа.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке — это корни связывающие его с...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

Основные термины (генерируются автоматически): малая Родина, ребенок, детский сад, город, родной город, семья, бережное отношение, вид деятельности

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание...

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, города в котором живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...»

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Основной формой воспитания любви к родному городу у старших дошкольников является: Реализация проектной деятельности на

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

На границе Великой Державы расцветает мой город родной. Город улочек тихих и скверов

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение...

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, задание

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего...

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке — это корни связывающие его с...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

Основные термины (генерируются автоматически): малая Родина, ребенок, детский сад, город, родной город, семья, бережное отношение, вид деятельности

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание...

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, города в котором живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...»

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

Основной формой воспитания любви к родному городу у старших дошкольников является: Реализация проектной деятельности на

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «Я Родину свою...»

На границе Великой Державы расцветает мой город родной. Город улочек тихих и скверов

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение...

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, задание

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

Задать вопрос