Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Баркова Л. П., Волкова Н. Г. Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 61-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7147/ (дата обращения: 21.10.2018).

Родина — это страна, где человек родился и живёт. Земля, моря, реки, поля, леса и озёра — всё это тоже Родина. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме, как общечеловеческой ценности. Дети должны понимать, что иметь свой дом — это большое благо. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребёнка к родному слову, формированию у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны их купать в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения проявляют неустанную заботу о том, чтобы молодое поколение вступало в жизнь всесторонне образованным и духовно-богатым.

В нашем проекте представлен цикл бесед-рассказов, посвящённых событиям, в которых в полной мере проявился героизм и патриотизм русских людей в Великой Отечественной войне.

Этот проект является итогом годовой работы в системе дошкольного образования детского сада.

Проект «Родной свой край люби и знай!"

Этот проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.

Проект долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатели групп.

Актуальность темы.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Поскольку у детей невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а, следовательно, и полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества. Для этого необходима целенаправленная работа взрослых: воспитателей и родителей. Патриотическое воспитание должно находиться в единстве и взаимосвязи с умственным, трудовым, эстетическим воспитанием и осуществляться, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины. Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к «малой» Родине. Чувство патриотизма всегда должно жить в сердцах наших детей. Это не просто сведения, которые получают дошкольники. Это истины, которые должны затрагивать чувства детей. Работа, о которой идёт речь, требует творческих усилий и поисков.

Работу по воспитанию патриотических чувств у детей мы начали со знакомства с родным городом. Организовали экскурсии по улицам города, знакомили ребят с достопримечательностями и памятными местами.

Цель.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Задачи.

1.         Формировать у старших дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.

2.         Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

3.         Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного города.

Темы:

I. По ступеням истории нашего города.

1.         Занятие: «Город чудный — город древний» (символика города, местоположение на карте);

2.         Занятие: «История возникновения родного города» (название, древние постройки, храмы);

3.         Занятие: «Архитектура города Старый Оскол»;

4.         Занятие: «Люди, прославившие оскольский край» (Д. И. Крутиков — писатель, драматург; Василий Ерошенко — писатель, поэт; Ф. И. Наседкин — писатель; Федор Емельяненко — спортсмен);

5.         Занятие: «Памятники родного города» (монумент Советско-болгарской дружбы; памятник «Основателям города Старый Оскол»; памятник «А. С. Пушкину»);

6.         Занятия:

-          «Знакомство с мастерами нашего города»;

-          Экскурсия в комнату «Русская изба — Белогорья» детского сада (знакомство с местным бытом);

-          Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с глиняной Старооскольской игрушкой, посудой, одеждой);

-          Беседа на тему: «Золотые руки — не знают скуки»;

-          Посещение выставки «Оскольская народная игрушка» в центре детско-юношеского творчества № 1;

7.                  Занятия:

-          Лепка на тему: «Оскольская игрушка»;

-          Рисование на тему: «Роспись поделок» (2 занятия).

8.                  Занятие: «Знай и люби родную природу».

II. Славные подвиги защитников родной земли.

1.         Познавательное сообщение «Памятные места родного города»;

2.         Экскурсия к мемориальному комплексу: «Никто не забыт, ничто не забыто»;

3.         Музыкально-тематическое занятие, посвященное 67 годовщине освобождения города Старый Оскол «Мы помним эту дату»; «Недаром помнит вся Россия».

4.         Экскурсия в музей детского сада «Этих дней не смолкнет слава»;

5.         Праздничный утренник «Достойны памяти героев» (к 65-летию со Дня победы). Встреча с ветеранами — «Отчизны верные сыны».

6.         Изготовление модели мемориала ««Боевая слава нашего народа»;

7.         Выставка рисунков «Мой праздничный город» (сотворчество детей и родителей);

8.         Оформление «Книги памяти», содержащей фотографии почетных людей города, участников войны;

9.         Спортивное развлечение «День защитника Отечества»;

10.     Занятие на тему: «Герои — земляки» (П. Е. Рябушкин, В. И. Кукушкин, К. Трофимов) по фотографиям.

Рисование на тему: «Война глазами детей».

Лепка на тему: «Военная техника».

III. Трудовые будни наших земляков.

1.         Беседа на тему: «Природные богатства нашего края: Старый Оскол — кладовая железной руды»;

2.         Занятие: «Знакомство с коллекцией полезных ископаемых»;

3.         Занятие: «Знакомство с ведущими предприятиями города» СГОК, ЛГОК,ОЭМК.

4.         Занятие: «Ярмарка предприятий города Старый Оскол» (знакомство с предприятиями пищевой промышленности и их продукцией):

-          Кондитерская фабрика «Славянка»;

-          Молокозавод «Авида»;

-          Мясокомбинат «Старооскольский»;

5.         Занятие: «Знакомство дошкольников с видами труда, распространенными в нашем крае»;

6.         Литературный вечер (знакомство с произведениями местных поэтов: Л. Пиченевская, В. Шершнев, Ф. Наседкин);

IV.«Город, в котором мы живем».

1.         Беседа: «Как и где мы отдыхаем» (знакомство с Дворцом спорта, домом культуры «Горняк», дворцом культуры «Комсомолец», кинотеатрами «Быль», «Октябрь», театром);

2.         Занятие: «Нам на улице не страшно» (беседа о поведении на дорогах города, встреча с сотрудником ГИБДД);

3.         Занятие: «Из окна наша улица видна»;

4.         Экскурсия к новостройкам города;

5.         Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю свой город»;

6.         Итоговое занятие: «Конкурс знатоков родного города».

Приложение:

По ступеням истории нашего города.

Альбомы: «Флора и фауна Белогорья»; «Всё прекрасное для детей» (храмы, памятники, архитектура); «История нашего города»; «Наша армия»; «Богатыри земли Русской»; «Здесь процветает искусство».

Папки: «История Оскольского края»; «Знакомство с работами Оскольских художников»; «Старинная посуда Старого Оскола».

Иллюстрации. «Русские традиционные костюмы».

Дидактические игры:

«Кому что нужно для работы»; «Картинки»; «Где находится памятник?»; «Угадай профессию»; «Найди отличия»; «Пройдёмся по улицам города»; «Так бывает или нет?»; «Что? Где? Когда?».

Сюжетно-ролевая игра:

«Магазин сувениров»; «Все профессии важны».

Славные подвиги защитников родной земли.

Папка-передвижка «Страницы военного прошлого».

Альбом «Память о героях».

Фото-коллаж «На встречу ко Дню Победы».

Папка с материалами о герое Жукове Г. К.

Наглядно-дидактическое пособие «Защитники Отечества».

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки»; «Лётчики».

Подвижные игры:

«Стрелки»; «Эскадрилья»; «Самолёты»; «Парад».

Трудовые будни наших земляков.

Альбом: «Оскол — город металлургов». (Оскольский электрометаллургический комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Старооскольский завод автотракторного электрооборудования, кондитерская фабрика «Славянка», молокозавод «Авида»).

Город, в котором мы живём.

Фото-коллаж «Нам на улице не страшно».

Папка «Зелёная корона Старого Оскола».

Альбомы: «Культурная жизнь нашего города»; «Художественное слово о Родине».

Дидактические игры:

«Городской лабиринт»; «Вот моя улица, вот мой дом»; «Узнай, где я нахожусь?»; «Знаешь ли ты свой город?».

Сюжетно-ролевые игры:

«Город будущего»; «Я фотограф»; «Водители и инспектор».

Совместная работа с родителями.

1.         Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографии, письма) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых действиях.

2.         Сбор коллекций «Полезные ископаемые нашего края».

3.         Встречи с ветеранами, служившими в Российской армии, сотрудниками ГИБДД.

4.         Спортивное развлечение «Я б в защитники пошёл, пусть меня научат».

5.         Выставки рисунков: «Мой праздничный город»; «Город глазами детей».

6.         Фото-коллаж «Город, в котором я живу».

7.         Анкетирование «Знаете ли вы свой город?».

8.         Консультации: «Воспитывать патриотов с детства», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «О нашем городе ведём мы свой рассказ», «Наш город — часть большой страны».

9.         Папка-передвижка «Достопримечательности города Старый Оскол».

10.     Оформление стенда «Оскол — город металлургов».

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников... родной город, Старый Оскол, родной край, ребенок

Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Ознакомление с родным городом как средство...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...)

Цель: Продолжать знакомить детей со своей малой Родиной — Белгородчиной, её историей, родным городом

А вы, знаете историю своего края? Дети: Немного знаем. 2. Вводная часть. Поисковый этап.

‒ Так появились города — крепости Белгород, Оскол, Валуйки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

правильный ответ, воспитатель, город, конверт, внимание, родной край, Белгородская область, Великая Отечественная война, детский сад, родной город. Методическая разработка организованной образовательной...

МБДОУ детский сад № 66 «Журавушка» г. Старый Оскол

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г. — Румянцева М. В., Толстых О. В., Малышева Н. В.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников... родной город, Старый Оскол, родной край, ребенок

Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Ознакомление с родным городом как средство...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

«Славные страницы истории моей малой Родины» (конспект ООД...)

Цель: Продолжать знакомить детей со своей малой Родиной — Белгородчиной, её историей, родным городом

А вы, знаете историю своего края? Дети: Немного знаем. 2. Вводная часть. Поисковый этап.

‒ Так появились города — крепости Белгород, Оскол, Валуйки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

правильный ответ, воспитатель, город, конверт, внимание, родной край, Белгородская область, Великая Отечественная война, детский сад, родной город. Методическая разработка организованной образовательной...

МБДОУ детский сад № 66 «Журавушка» г. Старый Оскол

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города. Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г. — Румянцева М. В., Толстых О. В., Малышева Н. В.

Задать вопрос