Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Использование дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе / К. А. Михалева, А. Е. Понеделко, Е. А. Крикун [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90048/ (дата обращения: 16.12.2024).



Перед нами часто возникают следующие вопросы: «Как добиться эффективного обучения в младших классах? С помощью каких средств, приемов и методов поддерживать интерес к обучению?».

Всем известно, что игровая деятельность является ведущей у младших школьников, особенно в 1-м классе. Игровые методы необходимы для активизации познавательной деятельности учащихся. Наибольший интерес вызывает у детей урок — спектакль, урок — экскурсия, урок — путешествие и урок-сказка. Они способствуют доступности обучения, помогают активизировать познавательный интерес и активность у детей.

В нашей статье мы подробно рассмотрим использования дидактических сказок на уроках окружающего мира в начальной школе. Сказки на уроках окружающего мира позволяют преподавать урок интереснее, познавательнее, ярче, запоминающиеся.

Сухомлинский В. А. писал: «Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу [1].

В современном мире существует огромное количество литературы познания мира. Сюда можно отнести любую детскую книгу, которая занимательно описывает жизнь животных и растений. Хорошим учителем в этом плане выступает сказка. Она развлекает, ненавязчиво воспитывает, дает возможность познакомиться ребенку с окружающим миром.

Цель дидактической сказки на уроках окружающего мира не только воспитывать нравственные качества ученика, но и давать точную научно-достоверную информацию о каком-либо живом организме или явлениях природы. Если в таких сказках не будет научной информации, то в таком случае они будут носить только развлекательный характер.

На уроках окружающего мира сказки, как правило, очень точно передают особенности жизни многих растений и животных (их признаки, поведение), природных явлений, ландшафтов. А также описывают культурные традиции. Сказки такого плана оказывают огромную помощь педагогу начального образования. Именно они закладывают основы экологического воспитания.

Приведем пример дидактических сказок, которые могут использовать учителя начальных классов на уроках окружающего мира.

Белкина пропажа

Дидактическая цель сказки : обеспечить обучающихся новыми знаниями о жизни белок, барсуков, их внешнем виде; заинтересовать изучаемым материалом; воспитывать любовь и интерес к животным.

Текст сказки:

Давным-давно в густом, зеленом лесу жила-была белочка. Лесные друзья прозвали ее Стрелочкой, так как она была очень шустрым и резвым зверьком. Мордочка у озорной попрыгуньи острая, голова маленькая, туловище стройное и очень гибкое. Шерсть у белочки рыжевато-золотистая, а ушки украшены кисточками. Глаза у мастерицы зоркие, похожие на угольки, а роскошный, пушистый хост так и притягивает к себе внимание.

Любила хозяюшка прыгать по деревьям, гулять с подружками — белочками, грызть орешки. Но больше всего рыжая красавица любила сушенные грибочки. Каждый год белочка готовила себе запасы на зиму. Домик её был в старом дупле. Он был устелен самым мягким пухом и перышками, которые ей приносили её подружки-птички. Каждый день белочка приносила орешки, семена, грибы и ягоды к себе в домик.

Но однажды, когда белочка очередной раз отправилась за припасами в ее дом проник лесной воришка. Вернувшись, трудолюбивая белочка обнаружила, что все ее запасы пропали. Спустя некоторое время к белочке прилетела синичка. Желтогрудая певица рассказала белочке, как видела, что у нее из дупла ворует орешки барсук. Но и еще синичка рассказала, что барсук украл запасы и у её друзей.

Недолго думая, Стрелочка отправилась к жилищу барсука. Несмотря на то, что она была смелая, хозяюшка все равно боялась, потому что барсук был старше и крупнее. Жил лесной воришка возле большого дуба. Туловище у него крепкое, массивное, голова черно-белая, морда, вытянутая с продольными полосами. Зубы мощные, глаза пронзительные, а шерсть напоминает щетину. Любит барсук перекусить ягодами, орехами

Долго шла белочка и все-таки пришла к жилищу лесного воришки. Стрелочка была культурной белочкой, поэтому она постучала в дверь домика. Как только рыжая красавица не просила вернуть ей и ее друзьям запасы, барсук сопротивлялся. Тогда, белочка решила выяснить у барсука, зачем он украл их запасы?? И поведал барсук о том, что он один заботится о своих барсучатах. Их у него 8 маленьких проказников, и запастись едой он не успевает.

И тогда белочка ответила:

— Дорогой барсук! Если ты не успеваешь запастись едой, то почему ты не попросишь нас тебе помочь?!

— Я думал, что вы откажитесь!

—Но тебе не кажется, что добывать еду таким путем не хорошо?

— Я знаю! Знаю!

И тогда барсук раскаялся и вернул всю еду владельцам. А белочка и её друзья помогли запастись пищей барсуку и его детишкам. С тех пор в лесу все друг другу помогают. И живут дружно!

Задания и вопросы для учащихся:

Где жила лесная красавица?

Как автор описывает белку?

Чем питается рыжая хозяюшка?

Из чего сделала домик белка?

Где хранит запасы белка?

Что произошло с запасами?

Найдите в тексте описание барсука.

Чем питается лесной воришка?

Почему барсук украл припасы белки и ее друзей?

Как решили проблему лесные жители?

Что нового вы узнали из этой сказки?

Какой поступок описывается в данной сказке?

Чему учит нас эта сказка?

Для того, чтобы необычно рассказать о круговороте воды в природе, увлечь детей, можно использовать сказку «Путешествие капельки».

Дидактическая цель сказки: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом воды в природе.

Давным-давно высоко в небе жили дружной семьей Гроза, Молния, Туча, дедушка Гром и его внучки капельки. Дедушка Гром был очень сердитый, любил покой и тишину. Капельки же были такие шалуньи, что приводили его в гнев. Он сердился и громко гремел. На шум выходили бабушка Молния и мама Туча. И получалась страшная неразбериха. Но однажды случилась беда. Одна сестричка Капелька сорвалась и упала вниз, на землю. Забеспокоились все: дедушка Гром стал греметь, Молния засверкала, Туча нахмурилась и потемнела. Отправились сестренки капельки выручать сестричку.

— Где же ее искать? Давайте, куда упадем, там и спросим.

Упали они на землю и тут же спросили у матушки Земли, не видала ли она их сестрицу?

— Отчего же, не видала. Она проскользнула мимо меня и побежала к реке.

— Спасибо.

И побежали искать дальше. Добрались до речки и решили спросить у нее: не видела ли она их сестричку?

— Она была у меня в гостях, да сегодня солнце уж больно ярко светит, так жарко печет, что капелька испарилась, превратилась в пар, а ветер ее куда-то унес.

— Как же нам теперь найти сестричку? — огорчились капельки.

Ho тут Солнышко так пригрело, что они превратились в пар и поднялись над речкой. Тут их подхватил ветерок и понес все выше и выше, и донес до самого дома. Здесь они вновь встретились со своей сестричкой. Вот уж обрадовались и дедушка Гром, и бабушка Молния, и тетушка Гроза. Только с тех пор Капельки часто отправляются навестить матушку Землю, Речку и Ветерок [3].

Вопросы:

С кем в семье жили Капельки?

Что случилось с одной Капелькой?

Как в её семье переживали потерю?

У кого Капельки искали сестричку?

Нашлась ли Капелька? Как сестрички встретились?

Во что превращалась капелька?

Таким образом, в дидактической сказке должны присутствовать понятия о взаимосвязях живой и неживой природы. Учащиеся должны узнавать интересные и познавательные факты из жизни животных, тогда сказка станет источником формирования знаний о природе.

С. Л. Рубинштейн говорил: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять». На уроках окружающего мира учащиеся получают знания о жизни млекопитающих, об их среде обитания, взаимосвязи, учатся анализировать и применять в жизни полученные знания [2].

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. https://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl72.shtm
  3. Экологические сказки. Пособие для учителей 1–6 классов. Сост. Фадеева Г. — Волгоград: Учитель, 2003. — 57 с.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, сказка, барсук, белочка, лесной воришка, капелька, урок, дидактическая сказка, жизнь животных, рыжая красавица.


Похожие статьи

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Применение дидактических игр на уроках математики

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Похожие статьи

Применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Применение дидактических игр на уроках математики

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Использование схематической модели числа при формировании вычислительных навыков у младших школьников

Использование приемов арт-терапии в обучении иностранному языку младших школьников

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Задать вопрос