Вот уже более 20 лет я работаю учителем начальных классов. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю предметам филологического цикла, поскольку считаю, что именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться навык грамотной, правильной, выразительной, образной речи.
В последние годы в стране, к сожалению, наметились тенденции к снижению культуры поведения и общения, культуре речи, к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употреблению вульгаризмов, нецензурных выражений. Все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения, общения и речи детей является важнейшей педагогической задачей. Это, в свою очередь, побуждает учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. В своей работе немало внимания стараюсь уделять развитию речи учащихся, овладению ими лексическим богатством родного языка. Особый упор делаю на такой ценнейший пласт словаря русского языка, как пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы. К. Д. Ушинский писал о необходимости работы с этим материалом, обосновывал важность его использования тем, чтобы “… ребенок взглянул на предметы … зорким взглядом народа и выразился его метким словом”. И еще мудрая мысль великого педагога: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета”.
Несколько лет назад на уроке литературного чтения по теме «Устное народное творчество» я столкнулась с ситуацией, когда дети не могли отгадать знакомые нам всем с детства загадки: “Цветное коромысло над рекой повисло”, ”Золотое решето черных зернышек полно”, “Полон хлевец белых овец”.
Оказалось, не все дети понимают значение слов «коромысло», «решето», «хлевец». Ушли из нашего обихода эти предметы, стерлись из активного словаря детей и слова, обозначавшие их.
Получив задание: найти старинные скороговорки, мои ученики с интересом взялись за дело. «Избороздили» просторы Интернета, пересмотрели множество сборников и томов. Вот что нашли мои «старатели»:
Вывернулась лычка из-под кочедычка.
На улице с лаптем, с девятериком — нам не до лаптей, не до девятериков.
Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
Нашего пономаря не перепономаривать стать.
— Замечательно! Только вот не совсем понятно, что это за «лычка» и откуда она вывернулась. Да и возникает вопрос: что это за «девятерик» и кто такая «букара»?
Ребята молчали.… Тогда-то и пришла в голову мысль: “А почему бы не проводить уроки литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства с привлечением ресурсов школьного музея «Истоки» и районного краеведческого музея?”
Уже во время первых посещений экспозиций музеев, посвященных быту, традициям крестьян конца XVIII — начала XIX вв. дети познакомились с такими предметами старины, как ухват, рубель, ступа. Очень интересно было наблюдать за их реакцией:
— Смотри, смотри! На такую лопату, наверное, Баба-Яга Иванушку сажала!?
— Теперь понятно, что попав в просак, сразу и не выпутаешься из него…
А скептик Кирилл, увидев прялку и веретено, как всегда засомневался:
— Ну и как же таким веретеном спящая красавица могла уколоться?
Мы стали частыми посетителями школьного музея. Многие ребята с гордостью говорят: “А вот этот экспонат я принес на выставку! Пусть и другие посмотрят!” И на уроках, встретившись с непонятным словом, мои ученики сначала смотрят значение этого слова в словаре, а потом бегут в музей, чтобы своими глазами увидеть, точно ли говорится в пословице, что «каждое лыко в строку», интересуются, а есть ли в экспозиции квашня или голбчик у русской печки. А еще загадывают друг другу такие загадки:
Бежит свинья из Питера, вся истыкана (наперсток).
Бык бурчит, старик стучит; бык побежит, пена повалит (жернова).
Зайду я в топотушку, загляну в работушку, стоит пузырь с побрякушкой (кузня).
На ямке, ямке сто ямок со приямком (наперсток).
Пять братов по дороге бегут, да сухи; пять братов под одоньем стоят, да мокры (пальцы обеих рук во время пряжи).
Недавно, теперь уже на уроке математики, мои дети заинтересованно спросили, а были ли какие-нибудь вычислительные приспособления до изобретения калькуляторов и компьютеров? Я с хитрой улыбкой положила на стол старые потертые деревянные счеты. Значит, впереди новый поход в музей, знакомство с новыми, техническими, экспонатами. Но это уже другая история…