Актуальность проекта:
Одной из важнейших сторон в воспитании является воспитание бережливости.
С ранних лет ребенку покупают все, что бы он ни попросил. Особенно это касается игрушек. Игрушек покупается так много, что в какой-то момент они уже становятся неинтересны ребенку, их убирают в коробки. А те, что поломались, выбрасывают. Это касается не только игрушек, но и книг, вещей.
Ценить свои вещи, игрушки нужно приучать ребенка с раннего возраста. Ребенок должен понимать, что все вещи, что нас окружают, созданы руками человека. Бережному отношению нужно приучать детей и к расходованию водных и энергоресурсов, бережному отношению к природе.
И только тогда он станет ответственным, организованным.
Цели проекта:
Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление о бережливости.
- Воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам.
Основные методы работы создания бережливых технологий
Метод |
Ответственный |
Сроки |
Визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии |
Воспитатель |
Сентябрь — ноябрь |
Алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения |
Воспитатель |
Сентябрь — ноябрь |
Красочная картинка, находящаяся в зоне видимости ребёнка |
Воспитатель |
Сентябрь — ноябрь |
Порядок действия в той или иной ситуации |
Воспитатель |
Сентябрь — ноябрь |
Игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ |
Воспитатель Родители |
Сентябрь — ноябрь |
Организация и рационализация рабочего места |
Воспитатель Родители |
Сентябрь — ноябрь |
«Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних |
Воспитатель Родители |
Сентябрь — ноябрь |
«Соблюдение порядка» — организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать |
Воспитатель Родители |
Сентябрь — ноябрь |
«Содержание в чистоте» — содержание рабочего места в чистоте и опрятности |
Воспитатель Родители |
Сентябрь — ноябрь |
План реализации проекта
Подготовительный:
Метод |
Ответственный |
Сроки |
Формулирование темы проекта, его актуальности, целей, задач |
Воспитатель |
Сентябрь |
Подбор литературы по воспитанию бережливости старших дошкольников. Изучение познавательной художественной литературы по данной теме |
Воспитатель |
Сентябрь |
Консультации для родителей: «Внедрение бережливых технологий в ДОУ», «Бережливый детский сад», «Ребёнок и электричество» |
Воспитатель |
Октябрь — апрель |
Составление дидактических игр: «Живое — неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо», «Где живёт лампочка?», «Сортировка мусора» |
Воспитатель |
Октябрь — апрель |
Создание картотеки проблемных ситуаций: «Как беречь энергию в детском саду детям и взрослым», «Как сберечь электрическую энергию», «Что будет, если исчезнет пресная вода?», «Как сберечь тепло в доме?» |
Воспитатель |
Октябрь — апрель |
Серия наблюдений: «Кто из взрослых следит за электроэнергией в ДОУ?», «Как мы бережем тепло в ДОУ?», «Как мы используем воду в ДОУ?» |
Воспитатель |
Октябрь — апрель |
«Уроки бережливости» — беседа об аккуратном отношении к игрушкам и книгам |
Воспитатель |
Октябрь — апрель |
Перечень проблем:
- Ребёнок не получает достаточной информации от взрослых о бережливом сохранении тепло- и электроэнергии в ДОУ;
- Недостаточно экономное потребление воды в ДОУ и дома;
- Отсутствие бережливого отношения детей к игрушкам и книгам;
- Недостаточно чётко определены опасные места (двери, лестница, окна);
- Мало информированы о своей безопасности и безопасности окружающих.
Способ решения проблем:
- Детский сад должен стать первоисточником знаний и умений ребёнка в этом процессе;
- Внедрение бережливых технологий в процессе обучения;
- Чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
- Сделать окружающую среду безопасной, понятной и доступной;
- Дать представление о роли солнечного света, электричестве в жизни человека;
- Дать элементарные знания о способах экономии тепла и воды;
- Учить соизмерять свои потребности и возможности семейного бюджета;
- Развязать инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- Овладеть элементарными знаниями о способах экономии воды, тепло- и электроэнергии каждого члена семьи;
- Овладеть знаниями о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи;
- Развивать инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
- Сформировать предпосылки к учебной деятельности.
Достигнутый результат:
- Поддержание порядка в личных шкафчиках;
- Создание творческой мастерской по изготовлению игрушек из бросового материала. Создание ремонтной мастерской книг.
Литература:
- Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие/ А. В. Шарина, Л. В. Сибирякова, А. Н. Новоселова — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019.
- Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов») НИРО.