Физкультминутка как инструмент овладения письменной речью младшими школьниками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 23.03.2022

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Тюрина, А. П. Физкультминутка как инструмент овладения письменной речью младшими школьниками / А. П. Тюрина, А. В. Катасонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 273-276. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89670/ (дата обращения: 23.12.2024).



В статье представлен комплекс нейропсихологических упражнений, который можно использовать на физкультминутках в начальной школе. Данный инструмент помогает эффективно решить проблему овладения письменной речью младшими школьниками. Он будет способствовать овладению письменной речью детьми 2–4 класса.

Ключевые слова: физкультминутка, письменная речь, упражнения, младшие школьники.

The article presents a set of neuropsychological exercises that can be used in physical education classes in elementary school. This thing helps to effectively solve the problem of mastering written speech by primary school students. It will also contribute to the correction of writing disorders and help to master the violations of the written language of children in grades 2–4.

Keywords: physical education, written speech, exercises, primary school students.

На сегодняшний день учителя общеобразовательных школ используют ФГОС НОО как руководящий документ. Согласно ему приоритетной задачей является формирование умения «...осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах…» [5]. Однако в практике существует проблема развития письменной речи учащихся. Это проявляется в недостаточной сформированности письменной речи, а именно: затруднения при изложении своих чувств и мыслей, отсутствие смысловой целостности при составлении текста, ошибки в ходе написания слов, медленный темп письма. Данный факт негативно влияет на развитие ВПФ и как следствие, на уровень усвоения учебного материала.

Письменная речь является не только важной составляющей процесса обучения, но и жизни человека в целом. Благодаря ей возможна историческая преемственность, связь между поколениями людей, обмен информацией, а так же реализуются различные виды коммуникации. В связи с этим необходимо искать пути решения проблемы освоения письменной речи, чему и будет посвящена данная статья.

Как известно, каждая школа выбирает свой вариант образовательной программы, что усложняет разработку средства, которое могло бы повысить уровень сформированности письменной речи у детей младшего школьного возраста. Возвращаясь к руководящим документам, можно увидеть, что есть определенные требования к проведению уроков в начальных классах школы. Для каждой образовательной организации они будут одинаковыми в пункте 10.17 СанПиН: «С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз» [6].

Многие ученые указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Например, А. Р. Лурия отмечал, что ВПФ возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Исследования А. В. Запорожца, Л. А. Венгер, Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой показали, что движения играют важную роль в психическом развитии ребенка, т. к. на основе движений и действий формируются процессы восприятия. Благодаря этому создается основа для развития более сложных видов движений и деятельности, которые, в свою очередь, способствуют становлению более сложных форм восприятия и формированию понятий. Чем разнообразнее будут движения ребенка, тем больше информации получит мозг, что поспособствует более интенсивному психическому развитию ребенка. По этой причине сенсомоторное развитие считается основой психического и речевого развития ребенка. Что доказывает важность использования физкультминуток и их влияние на формирование письменной речи.

На 2022 год накоплено достаточно научных разработок, раскрывающих закономерности развития речи и психики ребенка. Как результат деятельности исследователей существует современная нейропсихологическая теория. Ее психологической основой являются положения о системном строении ВПФ.

Согласно работам А. Р. Лурия, все отделы головного мозга условно делятся на три блока: блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок), блок приема, хранения и переработки информации (когнитивный блок), блок программирования, регуляции и контроля. Выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совестной работе этих мозговых зон.

Опираясь на данную теорию, мы можем разделить детей, имеющих трудности в письменной речи, на три группы: дети с нарушением нейродинамики, дети с нарушением когнитивной сферы и дети с нарушением регуляции и контроля.

Детям первой группы характерны такие признаки: повышенная истощаемость, гиперактивность, колебание активности во время занятия, нарушение непроизвольного компонента внимания наличие синкинезий. В письменных работах у данных детей будет наблюдаться микрография, колебание нажима, темпа и успешности письма во время урока, высоты и наклона букв, нарастание ошибок к концу работы, медленное письмо.

Вторая группа детей отличается нарушениями памяти, внимания, межполушарного взаимодействия, зрительного, слухо-речевого, тактильного восприятия, пространственных представлений. В письме присутствуют замены букв, обозначающих сходные по артикуляции звуки (л-м-д-н), оптические замены, пропуск слов, трудности в запоминании букв, цифр, в ориентировке на листе, замены согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, непонимание смысла прочитанного.

У третьей группы детей будут страдать три функции — цель, программа, контроль. Как правило, они испытывают трудности планомерного выполнения действия и планирования. У них нарушена самоорганизация и произвольный компонент внимания. Их частые ошибки на письме: повторения букв, многочисленные пропуски, орфографические и пунктуационные ошибки.

На данный момент самыми валидными и эффективными в коррекции и профилактике трудностей письма являются нейропсихологические технологии. Широко известны и активно внедряются методы, разработанные Л. С. Цветковой и ее учениками, Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой, А. А. Цыганок, Н. К. Корсаковой и Ю. В. Микадзе. Опираясь на вышеизложенные факты, в основу физкультминуток были положены именно нейропсихологические упражнения.

По современным научным данным динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5–7 и 9–10 лет, это критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память, которые необходимы для овладения письменной речью. Поэтому так важно уделить как можно больше внимания развитию мозга на этапе начального образования в школе.

Для составления упражнений, которые будут включены в комплекс физкультурных минуток, необходимо помнить о некоторых особенностях детей младшего школьного возраста:

  1. Устное объяснение имеет меньший эффект. Яркая картина или слайд, действие более доступны для понимания детьми.
  2. Дети данного возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и играх.
  3. Потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Далее будут представлены нейропсихологические упражнения, используя которые, можно повысить эффективность формирования письменной речи.

  1. Упражнения для повышения нейродинамики (1 функциональный блок мозга)

Дыхательное упражнение

Дети откидываются на спинку стула. Вдох — надуваем в животе «шарик», пауза — задержка дыхания, выдох — сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза — задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2–3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук — на вдохе — руки вверх, на выдохе — вниз.

Упражнение на расслабление

Дети кладут голову на парту. Затем педагог предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 4–5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

Упражнение на расслабление верхнего плечевого пояса

Дети встают прямо и вытягивают руки вдоль туловища. После этого начинается движение: грудь уходит назад, плечи выдвигаются вперед, потом грудь выпячивается, плечи уходят назад. Движение идет в верхней части спины, затрагивая лопатки. Повторить 3–5 раз.

Исходное положение то же. Плечи двигаются вверх-вниз, задерживаясь в каждой позиции по 10 секунд.

Подбородок двигается вперед, затем медленно назад, прижимаясь к горлу. Подбородок должен быть параллельно полу. Повторять по 10 раз, не запрокидывая и не опуская голову.

«Замок» — правая рука поднимается вверх, в согнутом положении опускается так, чтобы она оказалась за спиной. Левая рука заводится за спину так, чтобы соединиться с правой, взять руки в замок. Повторить то же самое с левой рукой.

Контрастные упражнения на тонус

«Силачи» — наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2–3 раза.

«Огонь и лед» — по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

Как вариант можно предложить упражнения «Камень — вата», «Тряпичная кукла — оловянный солдатик», «Море волнуется».

Упражнения на стимуляцию

Просим смотреть в одну точку (картинку), выполняя движения языком (артикуляционная гимнастика). Или просим зажать язык зубами, а глазами следить за картинкой. Затем одинаковое направление — глаза и язык одновременно следят за картинкой. Далее противоположные направления — глаза следят за одной картинкой, язык за другой.

  1. Когнитивные упражнения (2 функциональный блок мозга)

Развитие межполушарного взаимодействия

«Перекрестное марширование» — дети медленно шагают, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена — перекрестные движения. Педагог в это время отсчитывает 6 раз в медленном темпе. Затем дети также шагают, касаясь одноименного колена — односторонние движения, 6 раз в медленном темпе. Далее перекрестные и односторонние движения чередуются. Важно начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

«Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

«Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки — 6–8 раз.

Задания для обеих рук:

— письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

— раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

— письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв.

Развитие пространственных представлений

Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу:

«Робот» — ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т. п.

«Кладоискатели» — ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная с темой урока.

Освоение пространства между предметами без использования схемы тела:

«Продавец канцелярских товаров» — просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т. д.

«Очередь» — предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.

Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив:

«Делай как я» — дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу. Начинаем с простых движений, затем усложняем перекрестными позами.

  1. Формирование произвольной саморегуляции (3 функциональный блок мозга)

Упражнения для формирования произвольного внимания

«Запретное движение» — выбирается запретное движение, например поднятие рук вверх. Дети повторяют все движения за педагогом, кроме запретного.

«Капитаны» — дети выполняют движения за педагогом, если была команда «Капитаны».

«Запретное число» — выбирается запретная цифра, например 3. Соответственно нельзя называть числа, содержащие эту цифру — 13, 23, 33 и т. д. Дети называют числа по кругу, заменяя хлопком запретное число.

«Муха» — на доске чертится поле размером 3 на 3 клетки. В центр поля садится «муха», которая может летать вверх-вниз, вправо-влево, перемещаясь на одну клетку. Если «муха» вылетает за пределы поля, дети должны ее поймать, хлопнув в ладоши. Уровни сложности:

— «муха» реально перемещается по клеткам;

— «муха» остается в центре, дети представляют ее перемещения;

— дети следят за мухой с закрытыми глазами;

— следят за перемещениями «мухи», одновременно рисуя кружки.

Представленный материал можно использовать как эффективное средство формирования письменной речи в ходе физкультминуток на каждом уроке, а так же на переменах между уроками. Благодаря разнообразию упражнений будут работать различные блоки мозга, помогая не только решить проблему письменной речи у младших школьников, но и закладывая основу высших психических функций, которые так необходимы в учебной деятельности.

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
  2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с.
  3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: Педагогика, 1986. 430 с.
  4. Гергиева Я. М. Развитие связной письменной речи: начальная школа // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2010. № 2. — С. 84–88.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». С.9.
  6. СанПиН 2.4.1.3147–13 Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда. C.47.
  7. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.:Генезис, 2017. 474 с.
  8. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, ребенок, левая рука, упражнение, движение, правая рука, рука, функциональный блок мозга, медленный темп, младший школьный возраст.


Похожие статьи

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Похожие статьи

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда

В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младши...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники

В статье раскрываются возможности использования мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи. Предлагаются этапы и правила работы по использованию мнемотехнических приемов.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Задать вопрос