Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общения.
Ключевые слова: устное иноязычное общение, интерактивные технологии, интерактивно-игровые технологии, старшеклассники.
Современное общество активно развивается и меняется. На сегодняшний день успешная карьера как в профессиональной, так и в социальной сферах невозможна без готовности к освоению новых технологий, адаптации к изменяющимся условиям труда, решению новых профессиональных задач и воплощению творческих идей.
Традиционные методы преподавания становятся все менее эффективными, поскольку они не вызывают должного отклика у обучающихся и не способствуют повышению их учебной мотивации. В связи с этим, учителю приходится применять различные методики на занятиях по иностранному языку, которые способствовали бы развитию ребенка и дали ему возможность стать конкурентоспособной личностью, способной успешно взаимодействовать в межнациональных коммуникациях.
Различные типы устного речевого взаимодействия (например, такие, как монологические и диалогические формы речи) становятся результативными целями старшеклассников в контексте изучения иностранных языков. Эта взаимосвязь включает свободное владение темами, предполагающими обсуждение школьной программы и проведение бесед в рамках данной тематики, как в формальных, так и неформальных обстановках. Основываясь на Федеральных государственных образовательных стандартах, критически важно, чтобы учащиеся разрабатывали способность к ведению дискуссий, обсуждению общеизвестных фактов и мероприятий с применением логичных аргументов и выводов, осуществляли обмен информацией и описывали культурные особенности как своего государства, так и страны изучаемой лингвокультуры, в том числе через монологи, подготовленные на основе литературных либо визуальных исходников, а также в формате проектной работы [5, с. 38].
Научные исследования в области методики преподавания иностранного языка акцентируют внимание на необходимости особенной подготовки учащихся средних общеобразовательных учреждений. Это приводит к достижению цели об активном участии детей в процессе иноязычного общения на уроке. Данная деятельность охарактеризована как прямое взаимодействие индивидов, включающее познавательный и эмоциональный обмен информацией на фоне использования иностранных лингвистических инструментов [9, с. 82]. Многочисленные труды российских исследователей в этой сфере, включая таких значимых авторов как Гальскова Н. Д., Вайсбурд М. Л., и других, свидетельствуют о значимости проблематики и многоуровневости подходов к обучению в контексте формирования иноязычной устной речи.
Кроме того, ФГОС нового поколения предъявляет достаточно высокие требования к уровню языковой подготовки выпускников общеобразовательной школы [6].
Отмечено, что не только в российской, но и в мировой педагогической практике широко применяются интерактивные, включая игровые, технологии для развития умения учеников общаться устно на иностранном языке. Несомненно, такие методы позволяют моделировать разнообразные коммуникативные ситуации и подготавливают обучающихся к эффективному взаимодействию не только в своем образовательном, но и в социальном пространстве. Преподаватель, владеющий методикой иноязычного моделирования с использованием современных образовательных технологий, способен с максимальной достоверностью добиваться заранее определенных образовательных целей.
Исследования Р. П. Мильруда в этой области убедительно демонстрируют, что такие формы работы, как экспресс-опросы, интервью в группах, обмен информацией, групповое принятие решений и организуемые дискуссии в рамках урока иностранного языка, значительно увеличивают практическую осведомленность учащихся. Ключевую роль играет тот факт, что отсутствие такового взаимодействия значительно снижает результативность обучения [3, с. 9].
Обращение к работе Н. Д. Гальсковой позволяет выделить важность создания атмосферы, в которой учащийся не только ощущает комфорт, но и обретает свободу для выражения себя. Следовательно, отбирая методы и приемы для обучения иностранному языку, необходимо стремиться к тому, чтобы они способствовали стимулированию познавательных интересов учащихся и обусловливали их желание активно практиковать язык. Данные критерии напрямую влияют на успешность овладения языковыми навыками [2, с. 116].
Принимая в расчет вышеупомянутые критерии и выводы исследователей, можно предположить, что интерактивные и игровые современные технологии, а также технологии учебных дискуссий должны занимать ключевое место в преподавании устного иноязычного общения.
Н. В. Усейнова подчеркивает, что интерактивное обучение, основанное на принципе взаимодействия и обмена мнениями, является одной из наиболее надежных основ для обучения устному общению на уроке иностранного языка [7, с. 49].
Более того, в данной статье следует акцентировать внимание на немалом опыте, наработанном в рамках отечественного методического научного сообщества относительно подходов к организации устного речевого общения для изучения иностранных языков. Методика обучения должна проводиться с учетом систематизированного подхода к организации учебного общения, что, в свою очередь, относит наше исследование к исследовательской работе Р. П. Мильруда.
В контексте методического аспекта современности концепция учебной дискуссии представляется как интенсивное, организованное мероприятие диалога в рамках академической среды, нацеленное на совместное разведение знаний конфликтующих аспектов в процессе образования. Выдающиеся исследователи, такие как Байматова Е. С., Карпей Ж., Ван Урс Б., Кларин М. В., Павлова Е. Г., и Рогов Е. И., внесли значительный вклад в разработку данной темы. На старших этапах образовательного процесса применяется технология учебной дискуссии для адекватной работы с устным иноязычным взаимодействием, что является методически оправданным после формирования базовых знаний языка.
Технология учебной дискуссии нацелена на акцентирование коммуникативной цели обучения иностранным языкам, и предоставляет учащимся уникальную возможность расширить свои познания мира, выразить субъективное «Я» и задействовать всю полноту своего творческого, познавательного и вербального потенциала [1, c. 223]. Важное место в учебной практике занимает развитие критического сознания, умения аргументированно выступать и участвовать в коллективной интеллектуальной работе. Учебные дискуссии обогащают практический опыт с использованием инструментария иностранных языков в достижении коммуникативных амбиций [4, с. 160].
Принимая во внимание персональные и групповые особенности учащихся, формат дискуссии адаптируется сообразно их количеству и языковой компетентности. Незаменимая задача преподавателя в процессе дискуссии обуславливается необходимостью управления диалогом, стимуляции обсуждения, выслушивания участников, анализа взглядов, и формулирования обобщений. Важность создания благоприятного психологического климата, где к каждому мнению проявляется интерес и уважение, не может быть излишне подчеркнута для успешной учебной дискуссии [8, c. 142].
Представленная статья направлена на освещение способов интеграции новаторских образовательных методик в инструктаже устной иностранной речи старшеклассников в общеобразовательной системе с целью соответствия современных требований новейших стандартов образования.
Литература:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / [Текст]. М.: Издательство «ИКАР», 2009. 448 с.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-с изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
- Мильруд Р. П. Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия: [учеб. пособие: в 2 ч.]. Ч. 2 / Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», Правительство г. Москвы, Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО «Моск. гор. пед. ун-т», Ин-т ин. яз., Фак. англ. филологии; под общ. ред. Н. В. Языковой; сост.: А. В. Большакова [и др.]. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2008. — 283 с.: ил., табл., схем. — Библиогр. в тексте.
- Овчинникова О. С. Учебная дискуссия в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [Текст] // Профессиональное сообщество преподавателей иностранного языка ХХ века: мат-лы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / ШГПУ; отв. ред. А. В. Дубаков. Шадринск: ШГПУ, 2017.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
- Стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа http://window.edu.ru/resourse/278/39278/files/31.pdf
- Усейнова Н. В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2005. Nº 6. C. 49–54.
- Федорова Л. М., Рязанцева Т. И. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. М.: Экзамен, 2017. 356 с.
- Федотова Ю. С. Устное иноязычное общение младших школьников как средство развития универсальных учебных и предметных умений // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. Nº 1(24). C. 80 83.