Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 03.04.2024

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Гумерова, Н. Ж. Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации / Н. Ж. Гумерова, Г. Р. Сахибгараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112365/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общения.

Ключевые слова: устное иноязычное общение, интерактивные технологии, интерактивно-игровые технологии, старшеклассники.

Современное общество активно развивается и меняется. На сегодняшний день успешная карьера как в профессиональной, так и в социальной сферах невозможна без готовности к освоению новых технологий, адаптации к изменяющимся условиям труда, решению новых профессиональных задач и воплощению творческих идей.

Традиционные методы преподавания становятся все менее эффективными, поскольку они не вызывают должного отклика у обучающихся и не способствуют повышению их учебной мотивации. В связи с этим, учителю приходится применять различные методики на занятиях по иностранному языку, которые способствовали бы развитию ребенка и дали ему возможность стать конкурентоспособной личностью, способной успешно взаимодействовать в межнациональных коммуникациях.

Различные типы устного речевого взаимодействия (например, такие, как монологические и диалогические формы речи) становятся результативными целями старшеклассников в контексте изучения иностранных языков. Эта взаимосвязь включает свободное владение темами, предполагающими обсуждение школьной программы и проведение бесед в рамках данной тематики, как в формальных, так и неформальных обстановках. Основываясь на Федеральных государственных образовательных стандартах, критически важно, чтобы учащиеся разрабатывали способность к ведению дискуссий, обсуждению общеизвестных фактов и мероприятий с применением логичных аргументов и выводов, осуществляли обмен информацией и описывали культурные особенности как своего государства, так и страны изучаемой лингвокультуры, в том числе через монологи, подготовленные на основе литературных либо визуальных исходников, а также в формате проектной работы [5, с. 38].

Научные исследования в области методики преподавания иностранного языка акцентируют внимание на необходимости особенной подготовки учащихся средних общеобразовательных учреждений. Это приводит к достижению цели об активном участии детей в процессе иноязычного общения на уроке. Данная деятельность охарактеризована как прямое взаимодействие индивидов, включающее познавательный и эмоциональный обмен информацией на фоне использования иностранных лингвистических инструментов [9, с. 82]. Многочисленные труды российских исследователей в этой сфере, включая таких значимых авторов как Гальскова Н. Д., Вайсбурд М. Л., и других, свидетельствуют о значимости проблематики и многоуровневости подходов к обучению в контексте формирования иноязычной устной речи.

Кроме того, ФГОС нового поколения предъявляет достаточно высокие требования к уровню языковой подготовки выпускников общеобразовательной школы [6].

Отмечено, что не только в российской, но и в мировой педагогической практике широко применяются интерактивные, включая игровые, технологии для развития умения учеников общаться устно на иностранном языке. Несомненно, такие методы позволяют моделировать разнообразные коммуникативные ситуации и подготавливают обучающихся к эффективному взаимодействию не только в своем образовательном, но и в социальном пространстве. Преподаватель, владеющий методикой иноязычного моделирования с использованием современных образовательных технологий, способен с максимальной достоверностью добиваться заранее определенных образовательных целей.

Исследования Р. П. Мильруда в этой области убедительно демонстрируют, что такие формы работы, как экспресс-опросы, интервью в группах, обмен информацией, групповое принятие решений и организуемые дискуссии в рамках урока иностранного языка, значительно увеличивают практическую осведомленность учащихся. Ключевую роль играет тот факт, что отсутствие такового взаимодействия значительно снижает результативность обучения [3, с. 9].

Обращение к работе Н. Д. Гальсковой позволяет выделить важность создания атмосферы, в которой учащийся не только ощущает комфорт, но и обретает свободу для выражения себя. Следовательно, отбирая методы и приемы для обучения иностранному языку, необходимо стремиться к тому, чтобы они способствовали стимулированию познавательных интересов учащихся и обусловливали их желание активно практиковать язык. Данные критерии напрямую влияют на успешность овладения языковыми навыками [2, с. 116].

Принимая в расчет вышеупомянутые критерии и выводы исследователей, можно предположить, что интерактивные и игровые современные технологии, а также технологии учебных дискуссий должны занимать ключевое место в преподавании устного иноязычного общения.

Н. В. Усейнова подчеркивает, что интерактивное обучение, основанное на принципе взаимодействия и обмена мнениями, является одной из наиболее надежных основ для обучения устному общению на уроке иностранного языка [7, с. 49].

Более того, в данной статье следует акцентировать внимание на немалом опыте, наработанном в рамках отечественного методического научного сообщества относительно подходов к организации устного речевого общения для изучения иностранных языков. Методика обучения должна проводиться с учетом систематизированного подхода к организации учебного общения, что, в свою очередь, относит наше исследование к исследовательской работе Р. П. Мильруда.

В контексте методического аспекта современности концепция учебной дискуссии представляется как интенсивное, организованное мероприятие диалога в рамках академической среды, нацеленное на совместное разведение знаний конфликтующих аспектов в процессе образования. Выдающиеся исследователи, такие как Байматова Е. С., Карпей Ж., Ван Урс Б., Кларин М. В., Павлова Е. Г., и Рогов Е. И., внесли значительный вклад в разработку данной темы. На старших этапах образовательного процесса применяется технология учебной дискуссии для адекватной работы с устным иноязычным взаимодействием, что является методически оправданным после формирования базовых знаний языка.

Технология учебной дискуссии нацелена на акцентирование коммуникативной цели обучения иностранным языкам, и предоставляет учащимся уникальную возможность расширить свои познания мира, выразить субъективное «Я» и задействовать всю полноту своего творческого, познавательного и вербального потенциала [1, c. 223]. Важное место в учебной практике занимает развитие критического сознания, умения аргументированно выступать и участвовать в коллективной интеллектуальной работе. Учебные дискуссии обогащают практический опыт с использованием инструментария иностранных языков в достижении коммуникативных амбиций [4, с. 160].

Принимая во внимание персональные и групповые особенности учащихся, формат дискуссии адаптируется сообразно их количеству и языковой компетентности. Незаменимая задача преподавателя в процессе дискуссии обуславливается необходимостью управления диалогом, стимуляции обсуждения, выслушивания участников, анализа взглядов, и формулирования обобщений. Важность создания благоприятного психологического климата, где к каждому мнению проявляется интерес и уважение, не может быть излишне подчеркнута для успешной учебной дискуссии [8, c. 142].

Представленная статья направлена на освещение способов интеграции новаторских образовательных методик в инструктаже устной иностранной речи старшеклассников в общеобразовательной системе с целью соответствия современных требований новейших стандартов образования.

Литература:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / [Текст]. М.: Издательство «ИКАР», 2009. 448 с.
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-с изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
  3. Мильруд Р. П. Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия: [учеб. пособие: в 2 ч.]. Ч. 2 / Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», Правительство г. Москвы, Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО «Моск. гор. пед. ун-т», Ин-т ин. яз., Фак. англ. филологии; под общ. ред. Н. В. Языковой; сост.: А. В. Большакова [и др.]. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2008. — 283 с.: ил., табл., схем. — Библиогр. в тексте.
  4. Овчинникова О. С. Учебная дискуссия в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [Текст] // Профессиональное сообщество преподавателей иностранного языка ХХ века: мат-лы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / ШГПУ; отв. ред. А. В. Дубаков. Шадринск: ШГПУ, 2017.
  5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
  6. Стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа http://window.edu.ru/resourse/278/39278/files/31.pdf
  7. Усейнова Н. В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2005. Nº 6. C. 49–54.
  8. Федорова Л. М., Рязанцева Т. И. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. М.: Экзамен, 2017. 356 с.
  9. Федотова Ю. С. Устное иноязычное общение младших школьников как средство развития универсальных учебных и предметных умений // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2019. Nº 1(24). C. 80 83.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, устное иноязычное общение, учебная дискуссия, обмен информацией, язык.


Ключевые слова

старшеклассники, интерактивные технологии, устное иноязычное общение, интерактивно-игровые технологии

Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Интерактивное обучение как условие активизации учебно-творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка

В статье представлен опыт применения технологии интерактивного обучения на уроках английского языка.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Задать вопрос